Иерусалим древний центр мира

                Иерусалим – древний центр мира.
    
        Иерусалим - город является священным для трёх крупнейших  религий - иудаизма, христианства и ислама. Расположен он на Ближнем Востоке в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м. над уровнем моря, численность населения Иерусалима (без пригородов) в настоящее время составляет 886,4 тыс. жителей. Это столица Государства Израиль с 1949 г. (Л1) С 1967 г. Израиль контролирует всю территорию города. Статус всего Иерусалима, как столицы Израиля, не признаёт значительная часть международного сообщества и это является одной из центральных тем палестино-израильского конфликта.  В 1538 г. вокруг Иерусалима были построены стены. Сегодня эти стены определяют границы Старого города, который традиционно разделяется на четыре квартала, известные с начала XIX века, как армянский, христианский, еврейский и мусульманский кварталы. Сейчас в этих кварталах проживают более 30 тыс. человек. В 1981 г. Старый город стал объектом Всемирного наследия.             
      Первое поселение на территории современного Иерусалима было основано между 4500 и 3500 г. до н. э. Город впервые упоминается в египетских источниках XIX-XVIII веков до н. э. как Рушалимум. Большинство событий тех далёких времён в большей степени можно отнести к легендам, чем к подлинным событиям, ибо всё, что написано об этом в священных книгах значительно позже самих событий по слухам и догадкам, а не по воспоминаниям очевидцев. Поэтому верить этому или не верить каждый решает сам. Библейский хронологический персонаж Авраам пришёл из города Ур (древняя Месопотамия, ныне это Ирак), где он родился и жил по повелению Господа пришёл в Иерусалим выбрал на горе место и готов был принести в жертву своего сына Исаака по тогдашнему закону язычников, которые жили в округе. Однако, Бог не позволил ему это сделать. На этом месте Авраам соорудил жертвенник, нашёл источник воды и создал ряд туннелей к источнику орудиями бронзового века, где в дальнейшем над ним на земле были сооружены защитные сооружения. Он является основателем “Земли Мория”, первый проповедник единобожия (у Мира один создатель), родоначальник еврейского и многих других народов. По библейской хронологии Авраам родился в 1812 г. или в 2040 г. до н. э. и прожил 175 лет. (Л2) После смерти Авраама о судьбе еврейского народа ничего не известно. Далее в XIII веке до н.э. еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма Моисей, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Он является самым важным пророком в иудаизме. Моисей вывел израильтян из Египта через Чермное море и повел свой народ в Землю Обетованную через Синайскую пустыню, получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью Заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Так был заключен завет между Богом и избранным народом. Согласно Библии - величайшая святыня еврейского народа ковчег, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью Заповедями и Посланию к Евреям. Ковчег был сделан из дерева и имел размеры высотой и шириной около 70 см. и длиной около 120 см., покрытый тонким слоем золота внутри и снаружи. Два шеста  украшенные золотом, для переноски ковчега во время переходов, были прикреплены вдоль его боковых стенок. Сверху ковчег был закрыт массивной крышкой  из чистого золота. Ковчег Завета служил зримым напоминанием о Завете между Всевышним и сынами Израиля. Он также получил указания о постройке Скинии и о законах богослужения. Жил Моисей 120 лет, из которых сорок лет провёл в странствиях по Синайской пустыне. Он никогда не был в Иерусалиме. В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа. (Л3) Далее история Иерусалима связана с Давидом, который 40 лет был царём

                - 2-

Иудеи со столицей в Хевроне и 33 года вторым царём народа Израиля после Саула. Это были годы 1012 – 972 до н.э. Давид переносит столицу в Иерусалим, создаёт армию в несколько сот воинов и строит каменные укрепления. Он привозит в столицу Ковчег Завета, сохранил каменную глыбу диаметром 12 м., где Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, построил в Иерусалиме деревянный терем, расширил территорию страны, составил псалмы и стал пророком. И по ныне Иерусалим считается городом Давида, его создателем. Символ Давида – шестиконечная звезда. В новой столице от новых жен у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и Соломон. Пророк Нафан и Вирсавия настояли, чтобы стареющий Давид передал власть Соломону, что и было сделано. Давид умер в возрасте 70 лет и был погребён в Иерусалиме на горе Сион, где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря. Соломон – третий иудейский царь (965-928 г. до н. э.), это был период наивысшего расцвета иудейского государства. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма. Храм имел размеры 30 х40 м. и в высоту 45 м. Считается, что Соломон покончил полу- тысячелетную вражду евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона. Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц. В VIII веке до н.э. возникло сильное Ассирийское государство (ныне Сирия), имеющая сильную армию. Для защиты от иноземцев Соломон построил защитный каменные сооружения, стены которых достигали 6 м. После его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства Израильское и Иудейское. В исламе шестиконечная звезда носит название звезды Соломона, а у иудеев – звезда Давида. В то же время средневековые мистики называли Соломоновой печатью пентаграмму (пятиконечную звезду). Есть мнение, что звезда Соломона легла в основу мальтийского креста рыцарей иоаннитов. С названием «Звезда Соломона» принято считать и 12-и конечную звезду. Из-за большего количества лучей, в центре звезды образуется круг. Часто в него вписывали символ, благодаря чему пентакль помогал в интеллектуальной работе и усиливал таланты. Получается, что звёздные символы (пяти и двенадцати - лучевые) возникли при царе Соломоне. (Л4) В 701 г. до н.э. сирийский царь Синофилим напал на Иерусалим, но ничего разрушать не стал. По преданию, Бог уничтожил армию сирийского царя. Однако, в дальнейшем Вавилонское царство поглотила Иерусалим. Это древнее царство на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 г. до н. э., т.к. был завоёван персидским царством Ахеменидов. Столицей царства был город Вавилон. Властитель царства Навухудоносор отобрал у евреев все земли, в 586 г. до н.э. после восстания иудеев, убил иудейского царя Иоакима, разрушил храм Соломона, ликвидировал ковчег завета, переплавив его в золото. Столица Вавилон находилась в это время в расцвете: висячие сады, огромный царский дворец, главное святилище вавилонян – Эсагила, семиэтажный зиккурат (ступенчатая пирамида) высотой 91 м., который назывался Этеменанки, Вавилонская башня и др. Население столицы составляло 200 тыс. человек. (Л5) В 331 г. до н. э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут в тени "висячих садов" он скончался в 323 г. до н. э. Потом в Иерусалим пришли персы. Персией до 1935 г. в западных странах называли Иран. В 539 г. до н.э.  Вавилон захватил персидский царь  Кир, затем все страны к западу от нее и до границ
Египта добровольно подчинились персам, в том числе и Израиль. Кир позволил израильтянам к I веку до н.э. полностью восстановить храм. Во

                - 3 -

время битвы к востоку от Амударьи он потерпел полное поражение от массагетов и погиб. К 330 г. до н.э. в результате нескольких войн Александр Македонский одержал полную победу, захватил Вавилонию и главные сокровищницы персидских царей. Персия полностью перестала существовать. Около 333 г. до н. э. Иерусалим и вся Иудея без сопротивления покорились А. Македонскому, который подтвердил привилегии, данные городу персидскими правителями. Однако, после смерти Александра Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, а в 167 г. до н. э. Антиох IV Эпифан осквернил Храм, поставив на Жертвенник всесожжения алтарь Зевса Олимпийского. Это спровоцировало восстание Маккавеев (167—163 г. до н. э.). Греческие завоеватели были изгнаны из страны. Воцарилась династия Хасмонеев, правившая до 63 г. до н. э., когда город стал административным центром римского протектората Иудея. В 37 г. до н. э. Иерусалим был захвачен Иродом Великим, который принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма. Ирода принимает иудаизм со всей своей семьёй. Храму уже 500 лет и он хочет превратить его в восьмое чудо света, облицовывает его белым мрамором. На храмовой горе строятся здания, где располагаются суд и другие государственные организации. На горе сохраняется жертвенник. В I веке н.э. появился проповедник Иоанн-креститель у иудеев. Он проводит ритуальные омывания в Иордане людей, не боялся обвинять правящую верхушку и его убили за это. В эти времена родился в Вифлееме Иисус. Он был непорочно рождён от Святого Духа Девой Марией, где ему пришли поклониться три волхва как будущему иудейскому царю. После рождения Иисус был увезён родителями в Египет. После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет. Иосиф обучал его ремеслу, Иоанн крестил его в Иордане, превращал воду в вино, лечил людей. Иисус стал мессией, которую ждал иудейский народ и он поведал о новом законе, приехал в Иерусалим, общаясь с людьми, рассказывал о новом учении. Этим он вызвал недовольство правителя и его арестовали. Выдал его местонахождение его сторонник Иуда за 40 серебряников. Это было перед самой Пасхой. Затем Иисуса судили и приговорили к смерти. Это решение утвердил римский прокуратор Иудеи Понти Пилат, который считал, что это прямой вызов самому Цезарю, римскому императору. Иуда, поняв своё предательство, вернул деньги и покончил жизнь самоубийством. Иисуса жестоко избили затем распяли на кресте. Убив его затем захоронили в ближайшем саду и могилу завалили камнями. На следующий день прилетел ангел и сообщил, что Иисус воскрес и 40 дней будет находится в Иерусалиме (Библия от Морфея). В 39 г. римский император Калигул после очередного возмущения израильтян приказал разрушить храм, но его убили и храм сохранился нетронутым. События тех лет были описаны еврейским историком Иосифом Флавием (37-100г.) в его труде “Иудейская война”. Историческое значение сочинений И. Флавия заключается, главным образом, в том, что его труды являются основным источником истории евреев. В 60 г.  римский двор присвоил деньги города, возникло народное возмущение, были посланы 60 тысяч солдат для усмирения бунта и началась война, в результате которой в 70 г. разрушили храм, Храмовая гора распахана. Разграбили казну и большинство людей угнали в рабство. От храма осталась только стена, ранее это были ворота. В 130 г. император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина.  Рим не признавал иудейскую религию и самих иудеев, поэтому запретил им селится и жить в Иерусалиме. На месте Храма Адриан приказал
воздвигнуть святилище, посвящённое Юпитеру, а на том месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. Это

                - 4 -

вызвало новое еврейское восстание против Рима. Это восстание Бар-Кохбы или 2-я Иудейская война (132-136 г.). Летом 135 г. восстание было подавлено. В IV веке язычество прекратилось и Иерусалим превратился в центр христианства. Константин-великий римский император в 313 г. разрешил христианскую религию, его мать Елена отыскала место распятия Христа и на этом месте построили храм Гроба господня. В нём находится два помещения и есть камень – центр Мира. С IV века Иисус становится центром христианства. В те времена евреев было мало в Иерусалиме. В V веке начался византийский период в истории Иерусалима. На протяжении нескольких десятилетий Иерусалим переходил от византийского правления к персидскому, затем снова оказывался римско-византийским владением. В 638 г. Патриарх Софроний I сдал Иерусалим новому завоевателю, арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу и Иерусалим постепенно начинает приобретать мусульманский облик. Одновременно стали строить новые храмы. Один из больших храмов длиной в 105 м. в VI – VII веках обрушился в Одабе. На восточном склоне масличной горы каждый паломник хочет пройти последний путь Христа с 14 остановками. В начале VII века появляется новая вера – ислам. Пророк Мухаммед родился на Ближнем Востоке в 570 г. в маленьком городке Мекке в 1300 км. от Иерусалима. Его род идёт от Авраама через его сына Измаила. Там у него была пещера, где он уединялся. Он создал Коран, священную книгу мусульман (откровения). Задача его была передать людям послание Бога. Его лик нельзя изображать. Мухаммед последний из всех пророков, призывает к единому Богу. В 632 г. Мухаммед умирает, этот слух доходит до Иерусалима. Мусульмане отказываются молится в христианском храме и строят мечеть в Армянском квартале. Он был построен в XII веке на остатках византийской церкви. Это собор Святого Иакова, внутри его находится часовня. Там находится отрубленная голова Святого Иакова. Церковь посвящена одному из двенадцати апостолов Иисуса - Иакову, сыну Заведея и Иакову - брату Иисуса. Мечеть вмещает 5 тысяч человек. Собор Святого Иакова является главной армянской церковью Иерусалима. Во времена правления мусульман в Иерусалиме, они запрещали христианам звонить в колокола. В память о тех днях в Соборе Святого Иакова до сих пор извещают о начале службы ударами по деревянной доске. (Л6) В это же время впервые за 500 лет евреям было разрешено вернуться в Иерусалим. По приказу халифа Абдул-Маликом ибн Мерваном начались работы по расширению мечети, которые были закончены его сыном Аль-Валидом в 705 г. Халиф Абд Аль Малик (646-705 г.), из династии Омейядов приказал над мечетью в Иерусалиме возвести купол. После многократных землетрясений в 1033 г. Али Аз Зихир построил другую мечеть, которая и стоит и по сей день. (Л7) Крестоносцы армией в 60 тысяч воинов захватили Иерусалим в 1099 г. Все мусульман они уничтожили, а их храмы не стали уничтожать. Защитником храма гроба Господня и других храмов стал  герцог Готфрид Бульонский (1060-1100 г.), правитель тогда Иерусалимского королевства периода 1099-1100 г. Город стал столицей этого королевства. В 1187 г., после непродолжительной осады, Иерусалимом овладели войска египетского султана Салах ад-Дина (европейцы называли его Саладином). Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети. 650 лет в Иерусалиме была власть мусульман. В 1229 г. после шестого крестового похода на Святую Землю Фридриху II удалось на время вернуть Иерусалим христианам, однако, в 1244 г. Иерусалим захватили хорезмийцы. Они полностью разрушили Иерусалим, оставив его в руинах, так что город стал практически бесполезен как для христиан, так и для мусульман. Этим
кровопролитием был вызван седьмой крестовый поход под предводительством Людовика IX, хорезмийцы в 1250 г. были заменены на более сильных

                - 5 -

мамлюков. Это мусульманское военное сословие в средневековом Египте, их тренировали в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. В 1517 г. Иерусалим был захвачен османскими турками, При Сулеймане Великолепном Иерусалим процветал, переживая период мира и обновления - включая восстановление мощных стен вокруг территории, ныне именуемой Старым городом. Правление Сулеймана и последовавших за ним османских султанов принесло городу период „религиозного мира“; еврей, христианин и мусульманин пользовались свободой вероисповедания. Оттоманская Империя, в чьи  владения входила Эрец Исраэль с 1516 по 1917 г., считала эту территорию частью Южной Сирии. Территория, получившая позднее имя "Палестина". В 1850-е г. возникают первые постоянные поселения за пределами стен Старого города и появляется район “Новый город”. В 1869 г. известный писатель Марк Твен посетил тогдашний Иерусалим, позднее он напишет об этом, что Иерусалим тогда превратился в деревушку. До Первой мировой войны Палестина почти 400 лет находилась в составе Османской империи. В ходе войны Британская армия вторглась в Палестину со стороны Египта. К концу 1917 г. англичане взяли Беэр-Шеву, Газу и Яффо и Иерусалим. Север Палестины оставался под турецким управлением до сентября 1918 г. Власть на этой территории перешла в руки британской военной администрации во главе с генералом Алленби. Иерусалим являлся административным центром английской подмандатной территории Палестины. По решению Лиги Наций Великобритания получила мандат на управление Палестиной и призвала способствовать образованию национального еврейского государства. В 1919-1939 г. в Палестину отправлялись переселенцы около 165 тыс. человек, в основном из Германии.  Переселенцы заложили основы социальной и экономической инфраструктуры, строили жилые дома и дороги. Они селились в Тель-Авиве, Хайфе и Иерусалиме. Британские власти в Палестине позволили еврейской и арабской общинам включиться в решение своих внутренних дел. Еврейская община выбрала собственный орган самоуправления, а тот - Национальный совет. Иврит был официально признан в качестве одного из трех языков страны, наряду с английским и арабским и использовался в документах, денежных знаках и почтовых марках, а также на радио. Усилиям еврейского сообщества по перестройке страны противодействовали арабские националисты, росла враждебность арабов, выливавшаяся в демонстрации, восстания и вспышки насилия. В 1930-х г., когда еврейская иммиграция в Палестину активизировалась и резко возросла с утверждением нацистского режима в Германии, проблема стала много острее. Крупные антиеврейские выступления арабов заставили Англию резко ограничить иммиграцию евреев в 1939 г. (Л8) После окончания британского мандата в 1948 г., в результате военных действий, город был разделён. Западная часть города отошла к Израилю и стала его столицей, восточная часть города отошла к Иордании. 29 ноября 1947 г. Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 181 о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим. Непреодолимые разногласия между сторонами в этом конфликте привели к тому, что после окончания британского мандата в 1948 г. в Палестине была развязана полномасштабная Арабо-израильская война. В конце 1949 г. Премьер министр Израиля Д. Бен-Гурион объявил „Еврейский Иерусалим“ органичной и неотделимой частью государства Израиль и предложил перенести столицу государства из Тель-Авива в Иерусалим, что и было сделано по решению Кнессета в 1950 г. В 1980 г. Израиль принял “основной закон”, по которому
Восточный Иерусалим официально аннексировался и объединенный город объявлялся столицей Израиля. Совет Безопасности ООН своей резолюцией №

                - 6 -

478 осудил принятие Израилем этот „основного закона“. В 1959 г. Ассам-блея ООН отменила решение о выделении ассигнований на установление постоянного международного режима в Иерусалиме. В результате победы в шестидневной войне 1967 г. Израиль захватывает всю территорию Западной Палестины (восточный берег Иордана - тоже входил в британскую Палестину), в том числе и восточную часть Иерусалима. Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом, получив контроль над всей территорией города. Непримиримые разногласия Палестины и Израиля и в настоящее время находятся в нерешённом состоянии. (Л1) Борьба за город продолжается.
        На период создания государства Израиля в 1948 г. население было  806 тыс. человек. На 2015 г.  население составило 6 млн. 780 тыс. человек, по национальному составу:
        - 6218 тыс. – евреи, что составляет 74,9% от общего количества,
        - 1719 тыс. – арабы, что составляет 21% от общего количества,
        - 359 тыс. – прочие, что составляет 4,4% от общего количества,
        - 1600 тыс. репатриантов из разных стран из общего количества.
   Если считать, что в Мире проживает 12 млн. 948 тыс. евреев, то проживающие в Израиле евреи составляют 39,3%. Из бывшего СССР и СНГ прибыло в Израиль 850 тыс. человек. 91,6% всех жителей проживают в городах Израиля.
       Национальный состав 879,8 тыс. проживающих в Иерусалиме на 2011 г.:
       - 574,1 тыс. – евреи, 65%,
       - 285,5 тыс. – мусульмане, 33%,
       - 20,2 тыс. – христиане, 2%,
       - 60 тыс. – репатрианты из разных стран, 7%. (Л9)
        М. Шкловская, И. Лурье в 1995 г. составили этапы развития Иерусалима и его населения (Л10):

        № Н а з в а н и е
э т а п о в Дата
века, года Евреи
тыс. чел. Мусульм.
тыс. чел. Христиан.
тыс. чел.
1 Царствов. царя Давида X в д н э 2 - -
2 Разруш. Первого храма VI в д н э 20 - -
3 Второй храм 340 – 80
г д н э 25 - -
4 Царствов. Царя Ирода 10 г д н э 30 - -
5 Накануне иуд. Войны 60 г. 50 - -
6 Византийский период VII век нет - 50
7 Арабский период XI век Н е т с в е д е    н и й
8 Правление крестоносц. XII век н е т - 25
9 Правление мамлюков XV век 600 10 2
10 Оттоманское правление 1553-1800 г. 1300 20 4
11 Британский мандат 1850-1910 г. 130 1300 1500
12 Государство Израиль 1948-н\в 903 340 36
         
        Одной из достопримечательностью Иерусалима является Стена Плача. Вернее, это часть древней стены длиной 485 м. вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 г. Величайшая святыня иудаизма вне самой Храмовой Горы. Её высота составляет 32 м., из них под землёй 19 м. Стена состоит из 45 слоёв (17 из них под землёй) Блокам этой стены более 2000 лет.
В течение многих веков Стена является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв. В начале XX века

                - 7 -

Стена стала одной из причин трений между еврейским сообществом и мусульманскими религиозными лидерами. Впервые 300 лет тому назад в щелях Стены стали появляться записки. После прочтения записки хоронят на кладбище. Паломники молятся у стены, раскачиваясь, как бы приближаясь к Господу. (Л11)
        В начале 2007 г. один из преподавателей колледжа телекоммуникаций на 3 линии Васильевского острова, где и я работал преподавателем в течении 5 лет, Барков Николай Матвеевич после оформления документов уехал на ПМЖ в Израиль вместе с женой Наташей. Ему в это время было 72 года. Нашлись родственные еврейские корни у жены и он получил разрешение посольства Израиля в России на въезд в страну с семьёй. 9 мая 2007 г. он позвонил мне по телефону, поздравил с днём Победы и рассказал свою историю отъезда из России. После визита в консульство Израиля в С. Петер-бурге через некоторое время им помогли оформить загранпаспорта, оформили шенгенскую визу и вручили билеты на самолёт из Хельсинки. До Хельсинки в составе группы отъезжающих довезли автобусом. По прилёту в Иерусалим их направили в организацию, которая занимается переселенцами. Местожительство им определили город Арад во 80 км. от Иерусалима. В этом городе проживает 27,6 тыс. человек, из них 11 тыс. – репатрианты (40%). Определили  пособие в 3000 шекелей (ILS) на человека. По приезду на место жительство сняли в рент 2-х комнатную квартиру за $200 в месяц (800 шекелей). Через пару месяцев оформил медстраховку за 250 шек. в месяц  и карточку пенсионера по льготам. В Израиле на пенсию по старости идет женщины в 63 года, мужчины в 67 лет. 50% льготы за проезд в общественном транспорте. Тогда $=4 шек., 1 шек.=6 руб. и поступил на 8-и месячные бесплатные курсы ивриту. В начале 2016 г. 1 шек.=19,29 руб. В России гражданский паспорт он не сдавал, квартиру не продал, но загранпаспорт израильский дадут только через год и отсутствовать в другой стране можно не более 30 дней. Далее сменил жильё, арендовал 3-х комнатную квартиру за 1100 шек. в месяц, из них 1000 шек. оплачивает государство. В Израиле переселенцев из России называют “русит”. Он может по приглашению вызвать из России знакомых, только евреев, русские должны ехать в Израиль по турпутёвкам. Через год он приезжал в Петербург, получил в собесе путёвку в санаторий, отдохнул, подлечился и затем вернулся обратно в Израиль.    

                Материал подготовил Львов Ю.М.     10.01.2016

        Литература:
     1. Википедия. Иерусалим.(wikipedia.org/wiki/Иерусалим)
     2. Википедия. Авраам.(wikipedia.org/wiki/Авраам)
     3. Википедия. Моисей.( wikipedia.org/wiki/Моисей)
     4. Википедия. Соломон.( wikipedia.org/wiki/Соломон)
     5. Интернет. Вавилонское царство.( http://history.rin.ru/cgi-bin/ history.
        pl? num=38)
     6. Собор Святого Иакова.( http://erusalim.ru/sobor_iakova.html)
     7. Мечеть Аль Аксе.(wikipedia.org/wiki)
     8. Израили.История подмандатной территории Палестины.   
       (https://diclib.com)
     9. Википедия. Население Израиля. (wikipedia.org/wiki/
      Население_Израиля)
    10. М. Шкловская, И. Лурье "Иерусалим. История и образ города". 1995 г.
  (http://geotar.com/israpart/stat/ierushal.htm)
    11. Википедия. Стена плача.( wikipedia.org/wiki/Стена_Плача)


Рецензии