Эта долгая дорога в Бразилию. 10

Мой автобус к бразильской границе должен был отправиться ближе к вечеру, и в назначенное время я уже находилась в автовокзале. В нетерпеливом и волнующем порыве ждала выезда, но внезапно его отложили на два часа из-за неисправности автобуса. Так начались мелкие пакости завершающего этапа гайанского путешествия.

Пока суд да дело, поднялась во второй этаж деревянного строения с балконами по периметру здания, где расположилась небольшая гостиница на несколько комнат. Мне хотелось справиться о русских туристах, что остановились тут несколько дней назад. К моему удивлению шеф отеля объявил, что ребята уехали на второй день.

Поразительно! Проделать столь длинный и сложный путь до Джорджтауна могли только одержимые путешествиями люди, а уехать обратно на второй день могли только нетерпеливые новички. Два разных фактора совершенно не вязались между собой.

Что могло послужить причиной столь спешного отъезда? Возможно, комары виноваты, а может быть непросыхающая влажная жара? Я думала о том, что встреча с той тройкой неизвестных русских состоится где-либо на страницах интернета. Должны же эти люди хоть что-то рассказать о Гайане! Но скажу наперёд, тщетными были мои ожидания. С теми туристами так и не довелось пересечься, они так и не узнали о том, что в одно время с ними в Джорджтауне находилась русская одиночка из Астрахани.

А пока кроме меня на рейс в сторону Бразилии подошли ещё два иностранца. Один — чилийский священник, а другой — швед.

Наконец-то пришёл автобус. Пассажиры шумно загружали мешки и корзины в багажное отделение, рассаживались в салоне, и уже в сгущающихся сумерках тронулись в путь. Вскоре выяснилось, что наш водитель не знает дорогу из города и долго возил нас по ночному Джорджтауну, будто бы специально на радость мне.

Мы кружили мимо христианских церквей, мусульманских мечетей и буддистских пагод. Весь этот спектр храмов разных религий неоднократно промелькнул за окном. Проехали здания государственной библиотеки, национального и антропологического музеев, правительственных учреждений. Деревянные постройки в ажурном кружеве мастерской резьбы вызывали массу восторженных эмоций. Смотреть и не насмотреться!

Кто смог создать подобную красоту в этих сложных для проживания местах? Видно, и тут есть деревянных дел мастера. Джорджтаун, как витрина, как выставка работ умелых зодчих, квалификации которых могли бы позавидовать проектировщики городских многоэтажек, что скучными окнами смотрят с высоты на горожан.

Наконец-то, плутая по столице, мы выехали на единственную трассу, что соединяет Джорджтаун с большой землёй, и помчались с бешеной скоростью, выбрасывая чёрные клубы дыма. Надтреснутые хлопки где-то под днищем салона заставляли вздрагивать, пока мы не адаптировались к этому звуку. Пассажиры насторожились, а мне было ясно, что будем стоять в сельве. Нагоняя время, мчались по шоссе до транзитного Линдена, а потом пошла красная грунтовка. И тут случается такая штука.

Из леса выехал встречный рейсовый автобус, он обязательно должен был остановиться, чтобы передать нам бензопилу и канистру с бензином. Так и было. Во время остановки водители двух автобусов решили поменяться транспортом, то есть трескучий и задымленный пойдёт обратно в Джорджтаун, а «свежий» повезёт нас через лес за сотни километров.

Бросили клич:

— Разгружайся! Меняем автобус!

Все пассажиры с недовольным ропотом принялись вытаскивать на обочину мешки и тюки, так удобно утрамбованные час назад. Второй автобус делал то же самое — люди, возмущённые ситуацией и обиженные на наших пассажиров, вытащили свои вещи на пыльную обочину. Но в этот раз бензопилу с канистрой носить не пришлось!

А потом началась путаная суета. Если машины при встрече могли осторожно разъехаться, то развернуться — ну просто никак! Транспорту надо было как-то повернуться в свою обратную сторону, а это можно было сделать только на широкой дороге у Линдена. Тут без объявления положения дел два автобуса — один задним ходом, а второй передним — поехали цепочкой обратно в Линден. Но это теперь я понимаю такую необходимость, а тогда у пассажиров с противоположных обочин началась паника, и люди стали ломиться в уходящие автобусы с вещами или без вещей.

В той ситуации народу было всё равно. Ведь остаться в лесу настоящей ночью, да ещё без света фар, который безнадёжно вот-вот исчезнет совсем, это настоящее испытание на смелость. Народ с неподдельным ужасом кричал и бежал вслед за автобусами. А так как «свежий» автобус шёл последний, то в него запрыгивали все, и если получалось затащить чемодан, то его тащили с собой в салон.

Водитель «свежего» автобуса остановился, в него сразу набились пассажиры с двух рейсов, а наш транспорт с чёрным дымом и жутким треском уехал, пятясь по ночной грунтовке. Теперь уже и люди, и вещи оказались вместе в невыносимой тесноте. Меня радовала моя миниатюрная дорожная сумка, и в который раз мысленно похвалила себя, что умею отправляться в путешествие с самым необходимым набором вещей без излишеств и придумок.

А тут вдруг разразился жуткий скандал среди пассажиров. Ругань по-английски огласила окрестности. Вот-вот народ передерётся! Но впереди показались приближающиеся огни Линдена, и под колёсами мягко зашелестел асфальт. А тут и наш автобус стоит в уже развёрнутом положении по направлению к столице. «Свежий» транспорт сделал манёвр разворота и встал носом по направлению к лесу. Но с учётом того, что люди в салоне перемешались вещами, всем снова пришлось выйти с грузом, чтобы разместиться по своим автобусам и ничего не спутать.

На все эти манёвры ушла масса времени, но я даже радовалась, что приеду на границу днём, а это просто замечательно!

Поездочка, как по заказу! Осталось ко всем нашим бедам упасть на дорогу дереву, и чтобы все его пилили и растаскивали в стороны, а вокруг бы прыгали пипы суринамские с икрой на собственных спинах и бегали зелёные лесные игуаны. Было бы здорово!

После последнего и окончательного размещения в салоне чилийский миссионер устроился рядом со мной на сиденье и начал разговор, как с давно знакомым и вместе пережившим «схватку народов» товарищем. Как-никак на тот момент я ему со своим испанским стала ближе англоязычных гайанцев, или туриста из Швеции. Чилиец заметил:

— Поездка очень эксклюзивная, я ведь в Джорджтаун прилетел самолётом, а про дорогу через лес только наслышан и очень переживаю по этому поводу. Во времени я не ограничен, но мне не хотелось бы застрять где-нибудь в болотистой сельве.

Я искренне удивилась заявлению о самолёте, считая, что все иностранцы должны ездить только через сельву и ничего не пропустить мимо глаз, поэтому удивлённо вскрикнула:

— О! Так Вы не знакомы с Гайаной? Сегодня Вы её познаете. Этой ночью Вы поймёте какие тяготы способно вынести Ваше тело. Дорога в сельве — это не асфальт в Джорджтауне! Но Вы молитесь. Будут не только трудности по дороге, но и удивительные моменты на нашем пути. Поверьте!

Так и случилось. Автобус летел по ямам, как самолёт чилийца, перебирался по бесконечным и чуть живым мостам, доски на которых вставали дыбом, он разбрызгивал лужи, распугивал лягушек с игуанами, и, наконец-то, встал.

— Ура! Пилите джунгли!

К моему восторженному удивлению над зелёным тоннелем дороги повисло старое дерево, замотанное в лианы. Оно висело так низко, что автобусу под ним никак не проскочить. Синие баттерфляй с крыльями-воланами запорхали на месте, остановившись вместе со светом фар.

Водители не долго собирались. Вытащили бензопилу, и она заработала в ночи, вспугивая сонных птиц звучным рёвом. Лианы подпилили быстро, и трухлявый ствол упал на дорогу, рассыпавшись прахом. Несколько пассажиров быстро раскидали в стороны оставшиеся куски дерева, затащили агрегат в салон и мы двинулись дальше.

Пока стояли среди леса, липкая жаркая пелена окутала людей, одежда и без того влажная сразу взмокла, а лёгкие наполнились водянистым густым паром. Такое испарение в болотистом лесу при высокой температуре воздуха сравни газовой камере, и только во время движения транспорта дует в окна слабый ветерок. Миссионер громко вздохнул, и было ясно без слов, он в тот момент мечтал о самолёте.

Я предполагала, что доберусь до Лехема не через 14, а через 24 часа, учитывая всевозможные остановки для «попить-поесть-попилить», полицейские участки с проверкой документов, а с наступлением утра будет паромная переправа, да ещё посадки с высадками местных индейцев. Жуткая жара здесь даже ночью!

В этом году Бразилия обещает дать деньги на постройку дороги. Наверное, мне будет жаль, что в дикую природу вторгнется человек, хотя второй раз я сюда не вернусь, а всё потому, что мир велик, и надо успеть его увидеть.

В Лехем мы всё-таки приехали через 14 часов! Удивилась ли я? Конечно. Вышли мы с чилийцем у пограничного пункта, поставили в паспорта выездной гайанский штамп, на такси за пять реалов доехали до бразильского поста. Здесь чилиец свободно прошёл в Бразилию, а мне вдруг пограничники заявили, что россиянам нужна бразильская въездная виза. Тут я стала объяснять:

— Это не так, я русская, и для меня въезд в Бразилию из любой страны безвизовый. Откройте информационную базу Timatic по визовым правилам текущего года.

А мне говорят:

— Нет, въезд из Гайаны в Бразилию — визовый. Надо ехать в Лехем для получения визы в бразильском консульстве.

— Да вы что? Смерти моей хотите? После пережитого только что гайанского тракта я должна искать бразильское консульство и брать визу, которая мне не нужна?

Злоключения продолжались, не ставят — и всё! Слёзы пеленой накатили на глаза. Где? Куда? Как искать консульство? У меня через 40 минут уходит автобус в Боа Висту, а дальше в Манаус нужно выехать сегодня вечером.

Если бы знали те некомпетентные пограничники, какую проблему мне создали. Вышла я на улицу чуть не плача. Предстояло возвращаться в Лехем, искать бразильское консульство. Все такси с этого пункта идут в бразильский город Боа Виста, обратно же, по нейтральной зоне, никого. Пешком два километра до Лехема, да пешком обратно — непростительная трата времени, и остаться на ночлег придётся где-то здесь.

Мне было горько и обидно за горе-пограничников, что лениво спят у себя в подсобке и не изучают международные визовые правила, которые меняются не только каждый год, а даже каждое полугодие, если не каждый месяц.

И тут через пропускной пункт идёт машина. Четыре женщины в салоне, которым бешено машу руками, сумбурно объясняю ситуацию и нагло влезаю пятая. Просто умоляю отвезти меня в бразильское консульство.

Среди пассажирок случилось лёгкое замешательство, а я без конца извинялась и совала в руку водителю пять реалов. Все четыре женщины оказались единой семьёй. Какое-то время мы пребывали в поиске, а когда нашли это ненужное мне консульство, я спешно выпрыгнула из машины, не забыв поблагодарить великодушных женщин.

И что вы думаете?! Меня встретил тот самый пограничник, что по своей глупости отправил русскую женщину за визой. С маской мнимого равнодушия и напускного спокойствия мужчина признал ошибку и предложил снова отвезти на пограничный переход.

У меня не было слов. Слёзный ком стоял в горле. Этот человек не захотел ставить въездной бразильский штамп в мой паспорт! Это он со своей некомпетентностью почти сломал мне и без того хрупкий план. Теперь уже он вёз меня обратно, всю дорогу извиняясь. Я негодовала:

— Да что за наказание? Ошибочка вышла? А мне хочется вас расстрелять! Учиться надо, а не спать на посту! Да чтоб вы сгорели вместе со своими таксистами!

Меня без остановок несло «по кочкам», мужчина удивился:

— А почему с таксистами?

— А потому что они знают, весь трафик идёт через них, и ведут себя надменно и нагло. Ни за что не помогут советом, только о деньгах думают. В Лехеме и Бонфине самые плохие люди, так как в этом месте единственная переправа Бразилия — Гайана.

Тут я выговорилась и спохватилась. За такие «красочные» выражения можно и в гайанскую тюрьму загреметь! Эта чёрная мысль миновала после проставленного в паспорте штампа о въезде в Бразилию.

— Всё! Я спасена!

Уже через полтора часа я была в Боа Висте, а до Манауса — бывшей столицы каучукового бизнеса в Амазонии — ехать 12 часов. По Бразилии ходят комфортабельные автобусы многих автобусных компаний, тут же купила билет на рейс от Amatur.

Теперь я подумаю о Гайане.

Была она для меня неизвестной, но страха не было. Путешествие оказалось насыщенное и очень познавательное. Я примерила на себя образ жизни гайанцев, что постоянно борются с морской стихией, с дыханием болотистого леса, с назойливостью насекомых. Наверное, хорошо, что я не читала туристических отзывов о Гайане и почти ничего о ней не знала. Только лишь благодаря роману «Мотылёк», имела представление о стране, но это меня не отпугнуло, а только взрастило любопытство.

Я познакомилась с жизнью маленькой, малоизученной страны и научилась ценить многие радости, что в привычном мире кажутся обыденностью. Удивляясь каждому моменту, не заметила как быстро пролетело время. Эта страна стала для меня интереснейшим открытием, а я — её пионером!


Рецензии