Фильм Загнанный и вопросы выживания

  Боевик "Загнанный" ("Hunted", 2003). Томми Ли Джонс -- тренер
по рукопашному бою и выживанию -- участвует в ловле одного из
своих учеников, который, выполняя официальное задание, убил кого-
то дополнительно, при сомнительных обстоятельствах и потому был
"списан" (его самого решили убить). У этого ученика (актёр Бени-
сио дель Торо, 1967), кстати, какое-то не типичное для подобных
ролей лицо: он выглядит не латиносом, а евреем.
 
  Сюжет похож на тот, что в "Рэмбо: первая кровь", ну да ладно.

  Беглый агент вместо того, чтобы бежать и бежать, делает в лесу
убойное приспособление из двух "кувалд", должных качнуться на-
встречу одна другой и расплющить Томми Ли Джонса. Ну не верю я,
что такую вещь можно соорудить хотя бы за час, не имея инстру-
ментов и некоторых материалов. А вот убежать за час километров
на 7, скрывая или запутывая свои следы, можно вполне.

  Самое забавное в фильме: беглый агент куёт себе нож из железя-
ки, разведя огонь первобытным способом, а тренер тем временем
тоже делает себе нож, но троглодитского типа, из осколка светлого
камня (наверное, не кремния). Якобы оба -- титаны в вопросах вы-
живания. Забавно то, что...
  - у обоих -- дефицит времени;
  - обоим их новоделанные ножи на фиг нужны.

  Беглый агент мог бы биться просто железякой, из которой он сде-
лал нож, а тренер мог позвонить по мобильнику и попросить агентку
ФБР (блистающую внешностью актрису Конни Нильсен), чтобы она под-
везла ему какой-нибудь нож, еду и много что ещё. И кстати, а по-
чему это тренер оказался без всего? Тоже мне выживальщик (правда,
рубашка -- как у меня). Агент-то хоть бежал из-под стражи.

  Некоторые как-то экстремально толкуют выживальщицтво: с уклоном
в драки, в изготовление убойных приспособлений и в поедание всякой
дряни. Получается вычурно, надуманно, без перспективы применения
где-либо помимо кино.

  У меня несколько другой подход:

    - уклоняться от неприятностей: не высовываться, не встревать,
      не нарываться, не хвастаться, уступать дуракам дорогу, быть
      по возможности незаметным;

    - всегда иметь при себе микрозапасец необходимого для выжива-
      ния в бегах -- в городе ли, на природе ли;

    - всегда быть одетым так, чтобы было удобно скрываться: неяв-
      ный камуфляж (= ничего красного, оранжевого, жёлтого, сала-
      тового и т. д.);

    - [превратить жилище в склад] иметь дома некоторый запас нуж-
      ных вещей для стационарной и походной жизни (для себя, для
      бестолковых родственников, для обмена/продажи в случае че-
      го), а вдобавок держать наготове собранный рюкзак;

    - не тратить времени на странные тренировки, а тратить время
      на укрепление своего здоровья, на приятные вещи, а ещё на
      обустройство себя и общества.

  Учиться "обходиться без" -- это очень маловажно, потому что че-
ловечки плотно заселили планету и у них всегда можно взять то,
что тебе остро понадобилось: купить, попросить, украсть, ото-
брать, в крайнем случае снять с трупа.

  Рукопашник не прихлопнет меня в два счёта: я попросту не буду
с ним состязатся. Я ведь не состязаюсь с большегрузым автомоби-
лем на предмет того, кто кого перетолкает или кто кого обгонит.
Штирлиц никого не расшвыривал, Абель -- вроде, тоже. Да и Конан
Молодый вряд ли много дрался. Гестаповец Холтофф, возможно, увле-
кался единоборствами, но Штирлиц его -- бутылкой сзади по голове.
В начале 1980-х в СССР блеснул киноактёр Талгат Нигматулин -- тот
ещё каратист -- но вполне раскрыть свой экранный потенциал он не
успел: садистски забили до смерти в Вильнюсе.

  Убивать людей на самом деле очень легко (они хрупкие и бестол-
ковые): надо всего лишь не вступать в стычки с рукопашниками
(пусть они месят друг дружку). Но я эту тему развивать тут не
буду: не хочу [обижать рукопашников] множить число людей с опас-
ными наклонностями.

  Фильм "Загнанный" -- как раз иллюстрация того, что выживальщиц-
тво экстремального типа -- чушь собачья: главного героя и вылови-
ли, и убили.

  Из забавного в этом фильме: Томми Ли Джонс демонстрирует в нём
на тренировке сложное скоростное последовательное резание против-
ника ножиком в разных особо уязвимых местах. Но зачем так сложно?
Чтобы выглядеть великим мастером? Если ты нападаешь, находясь в
шаге от не изготовившегося противника, спереди или сзади, то до-
статочно одного удара ножом в шею (в ряде фильмов мы именно это и
видим). Когда противников несколько (а это обычный случай), тем
более нет смысла много тыкать ножом в одного: надо скорее пере-
ключаться на следующего [я именно так тренируюсь]. А если обучен-
ный противник изготовился, то серия пыряний оказывается и вовсе
невыполнимой: тут бы достать его хоть как-нибудь.

  По-моему, видные "выживальщики", зарабатывающие книжками и кур-
сами, -- это разведенцы лохов на денежки. И лохам ведь хочется не
собственно выживать, а быть могучими, опасными и яркими (= не ни-
чтожествами). Моя же система выживания простая и дешёвая. Бизнеса
с лохами на ней не сделаешь, потому что главное в ней -- не быть
лохом.
 
  Среди прочего, в фильме есть такая дурацкая сцена: беглый агент
сделал какую-то ловушку, и, когда она сработала, Томми Ли Джонс
подвесился за ноги на верёвке над пропастью (и потом резал эту ве-
рёвку своим новоделанным каменным ножиком). Но верёвку надо было
СКРУТИТЬ или даже СПЛЕСТИ. В раннем детстве я скручивал верёвки из
травы, и это требовало времени, а верёвки получались ненадёжными.
Проще было выкопать ямку на тропе, замаскировать и слабо надеять-
ся, что Томми Ли Джонс ввалится в эту ямку и сломает себе ногу.
Но это ведь не зрелищно: не для кино. А правильнее было бы не
отвлекаться на ловушки (они затратны, могут не дождаться "добычи"
или сработать против постороннего невинного человека), а прибав-
лять хода -- и выискивать, где "залечь". А "залегать" надо побли-
же к людям: их много, поэтому при них легко кормиться и среди них
легко затеряться. В лесу же тебя запросто выловят, а хоть бы и
прочёсыванием с собаками. Будут тренировать на тебе спецназовцев:
навезут их ото всюду, им такое [в радость] на пользу. Хорошо вы-
живается в дикой природе только экранным Рэмбо, потому что сам
режиссёр приходит им на помощь.

  Киношную славу рукопашничество получить позволяет (если ты вы-
шел физиономией), но количество мест на киноолимпе очень ограни-
чено. В работе охранника, вышибалы и т. п. рукопашные навыки тоже
не лишние. Наверняка они бывают кстати и при отсидке в тюрьме. А
вот в нормальной приватной жизни от них практически нет толка
(припомните, когда вы в последний раз [избивали соседа] отбивались
от пьяных подростков?), и получается скорее вред (см. случай Ниг-
матулина), потому что подсознательно ты стремишься нарваться [и
победить всех] -- и тиснешься туда, куда обычный человек бы не лез
-- и уж тем более не лез бы выживальщик моего типа. А я ведь дале-
ко не домосед и не паинька, если что.

  Короче, в познавательном аспекте фильм "Загнанный" -- очень
дезинформирующий. Всякий рискует оказаться загнанным, если будет
жить по такому кино. Но подростковое стремление к могуществу
обеспечивает подобным фильмам поклонников.


Рецензии