Подарки, или троянский конь тебе товарищ

Подарки - это своего рода добровольно-принудительный обмен, который имеет три составляющие: эмоциональную , прагматическую и знание этикета. На выходе, для одних это источник радости, других – инвестиция, а для третьих нередко становится источником стресса.

Если первая составляющая - проявление любви и щедрости, то вторая - самоутверждение и подкуп, третья же говорит о культурном андеграунде дарящего. Составляющие присутствуют всегда три. Но только в разных пропорциях.

В психологии выделяется два типа мышления: логическое и предикативное. Логическое  «нормальное» - это когда человек способен сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать. Предикативное, оно тоже «нормальное», но только до пяти лет. После – это уже признак  того, что у человека есть серьезные причины с умением думать. Это своего рода умственный минимализм.

Конкретный пример такого мышления:
«Мусульмане не едят свинину.
Вася не ест свинину.
Следовательно, Вася – мусульманин».

Очевидно, идея подарка  у одной  зрелой барышни возникла в русле предикативной «логики».
Мужчины любят технические игрушки.
Мягкая игрушка – тоже игрушка.
Значит все мужчины любят игрушки.

И идет покупает подарок мужчине, на пороге 80-летия, мягкую игрушку. Это примерно выглядит так, как купить женщине на восьмом месяце беременности тренажер для пресса или щетку для собаки, которой у него нет.
И, слава богу, что не памперсы, не прикроватную  куклу-светильник, не игрушечный пистолет или копилку из свиньи. А ведь могло быть и хуже: полотенце с Дедом Морозом или трусы с петухами.

Праздники - преддверие подарочной вакханалии. Сетевые "консультанты по красоте" мобилизовались. И если вы получали образование не в питомнике для бабуинов, то знаете элементарные правила этикета. КОСМЕТИКУ НЕ ДАРЯТ.

Попытаюсь коротко и емко объяснить ПОЧЕМУ. Начну со всем известной героини Ильфа и Петрова Эллочки-людоедки и ее восклицаний: «Красота!» или «Жуть!» - и ВСЕ понятно. Ведь на самом деле можно долго и отвлеченно говорить, а можно коротко и емко выразить свое чувство. Подобные выражения называются ПНЕМОКОДАМИ. И не нужно вдаваться в пространные объяснения, если, например, из уст женщины мы слышим: «Пять минут».

Косметика и парфюм - это своего рода пнемокод. Весьма говорящий. Тебе дают понять, что имеешь плохую кожу, волосы или дурно пахнешь. Уходовые средства - это нечто интимное. Это равносильно тому как дарить лубрикант с атрибутами сами догадаетесь какими, потому что у тебя нет дуга или подруги.

Я не буду перечислять все, что нельзя дарить. Но хочу назвать еще один. Это ПОЛОТЕНЦЕ. Вроде незатейливый копеечный подарок с Дедом Морозом, Но у славян дарить - табу. Это подарок ритуальный. На полотенцах спускали гроб в могилу, потом разрезали его на части и раздавали присутствующим. На память. Дарить полотенце по другому поводу считалось как подарить тебе дорогу на тот свет.

На  тему подарков  есть поговорка: «Дареному коню в зубы не заглядывают».
Существуют две версии происхождения этой поговорки. Что касается первой, широко известной, то надо иметь в виду, что конь (=лощадь) был самым важным животным для человека долгие годы, пока не техника. Вторая: приходит еврей на день рождения, а подарком его была древняя кобыла без зубов. Первая фраза еврея «Дарённому коню в зубы не смотрят», а уже вторая, ну, здравствуй.

А вот троянскому коню все ж таки следует заглядывать в зубы. Подарки иногда становятся предметами мести. К примеру, обиженная "гуру" по красоте назойливо всучила одной барышне подарок - шампунь, в который влила средство для депиляции волос.

Что касается меня, то я часто практикую подарки в русле традиций моих давних предков – греков. Подарки эти назывались ксении. Если гостю нравится угощение, книга, пластинка, юбка или бижутерия и т.п, чаще всего я                их и отдаю. Суть этого обычая: все, кто пришел в дом, должны уходить с подарками.

А в Англии подарки кладут в носки, в Турции их дарят, если ты что-то купил. В  России носки – уже подарок. И так бывает.


Рецензии