Как мы смотрели советский фильм

Карен Георгиевич Шахназаров. Мудрый. Уважаю. Верю. Человек, который не столько о себе, сколько о народе. Государственник. Он прав в битве за нашу молодёжь, когда говорит об обязательных просмотрах шедевров советского кинематографа. Шахназаров считает, что организовать такие просмотры для учеников не очень сложно: "Я понимаю, видимо, там надо непременно найти педагога, ввести в школьную программу, но так в современной ситуации нельзя работать. Это можно сделать очень просто – поставьте в школе домашний кинотеатр и показывайте".

Эх, если б Вы, Карен Георгиевич, знали, как сложно это сделать. Показать-то покажем, а вот поймут ли. Нам ведь надо, чтобы поняли. На предмет поняли приведу пример: смотрит семья «Чародеев» и мальчишка шести лет, увидев ещё тот старый телефон, сильно удивился: «Так эта штуковина телефон что ли?». Услышав ответ «да», заключил: «Какая большая, неудобная штука! Понятно, почему их никто с собой не носил».

Делать то, что предлагает Шахназаров, надо непременно. И чем быстрее, тем лучше, но сегодня, чтобы показать школьникам советский фильм, нужно пережить целую историю. Расскажу о своей.

Как-то накануне празднования 9 Мая в рамках тематической школьной недели я показывала потрясший меня ещё девочку фильм «Жаворонок». Я должна, обязательно должна была донести до детей, воспитывающихся на Гарри Поттере и Человеке-пауке, отечественное, не выдуманное, а произошедшее по-настоящему восхождение человеческого духа.

Был выделен целый урок под просмотр фильма. Но понимала, что урока не хватит, заняла с отдачей следующий урок у коллеги. И вот мои шестиклассники сидят, готовые к просмотру. Я предуготавливала их старательно, рассказав о том, что человек-герой фильма, жил и воевал по-настоящему, это не выдуманный герой, а человек–легенда и гордость нашего народа.
 
И вот начался фильм, через 5 минут тянется ручонка. Подхожу. А у ребенка вопрос. Пришлось останавливать фильм, чтобы объяснить, что происходит на экране, потому что непонятно было всем.

И так через каждый 5-10 минут. Я начала злиться, фильм шёл рвано, не рождалась нужная человеческая эмоция потому что терялась логика восприятия. Наконец, сказала себе: стоп, не сметь раздражаться. Работай.
 
Сегодня пришло время, когда мы должны те самые советские киношедевры, а именно о них говорит Карен Георгиевич, смотреть ВМЕСТЕ с детьми и работать, останавливать, где  необходимо, разъясняя то время, в которое мы тогда жили, и с которого прошло полвека. Да у них керосинка сплошной недоуменный вопрос. И сколько ещё таких керосинок зашито для них в советском кино.

Мы должны усвоить: если мы хотим, чтобы наши дети  нас понимали, то погружая их в то время, нам надо стать экскурсоводами по советскому времени, бережно разъясняя то, что нам так понятно, потому что мы в этом времени жили и трогали его руками, вбирали своими глазами, пили из общего стакана газировку из автомата на улице. Те наши старые фильмы ключик к нашим воспоминаниям о том времени, это построение биографической памяти нашего народа.

Читаю как-то женщина делится: «…всё дошкольное детство я приучала их к советскому мультику, а любят они именно туповатый приколизм. Силой усадила не так давно смотреть "Белый Бим, чёрное ухо" (за 1 час компа), я плачу, а они не понимают почему, и ждут когда же это всё закончится...».

Я подумала: плачь. Теперь тебе остаётся только плакать. Это же ты, как мать, позволила своим детям смотреть «туповатый приколизм», это же ты сделала так, чтоб они ЭТО полюбили. Поэтому сажай смотреть «Бима» только силой, поэтому не жди, мамочка, что дети поймут твои слёзы. Это ж как если приучить к фастфуду своих деток, а потом ждать от них то, что они захотят есть нормальную еду.

И при этом маменька удивляется и ломает  мозги на тему, как объяснить, что современное кино и в подмётки не годится советской классике кинематографа.

Для меня огромным удовольствием было слышать от внука фразочки из «Иван Васильевич меняет профессию». Когда я укоризненно на него смотрела, он спрашивал: «Чего смотрим? «На мне цветы не растут», или всеми любимое «Танцуют все!», а младший восьмилетний, прощаясь по телефону тут как-то на днях, сказал: «Покеда, бабанька», заставив меня смеяться. Мы оба понимали, откуда эта фраза, фильм мальчишкой был просмотрен, принят, и он с ним живёт.

Но вернусь к своей истории. Постепенно удалось даже через такой рваный просмотр втащить ребят в смысл происходящего на экране. Я, не дожидаясь поднятых рук, просмотр останавливала сама в тех местах, где вопросы непременно должны были быть.

Фильм с остановками и пояснениями продлился не два урока, а больше, благо они были последними. Досмотрели. Поначалу шок и тишина, мокрые глаза ребят, а потом вопросы. Появилось желание знать, почему началась война, кто такой Гитлер и многое другое. История двадцатого века их ждала только в девятом классе. Но с этого фильма начался интерес к тем событиям, с полученными знаниями об истории своей страны они уже могли жить, чуть лучше понимая то время. Были дети, потянувшиеся предмету, и у кого-то это определило судьбу.

Однажды женщина лет пятидесяти в разговоре призналась: «Я смотрю только старые фильмы, уж я не знаю, почему они такие, но только после них хочется что-то хорошее кому-то сделать. А после того, что сейчас снимают, кажется, что кого-то вот-вот убьёшь ненароком – просто потому, что под руку подвернулся».

Порой советская экранизация материала, который уже снят Западом, превосходит их варианты по всем параметрам. Вспомним нашего Холмса, если уж Королева Великобритании Елизавета II приняла решение наградить российского актера Василия Ливанова почетным званием кавалера Ордена Британской Империи. Нашего Ливанова англичане назвали одним из лучших актеров, воплотивших образ знаменитого сыщика Шерлока Холмса. После нашего Холмса смотреть иноверсии не могу, не воспринимаю. Такой вот иммунитет на фильмы этой темы возник.

Мы должны смотреть советские фильмы ВМЕСТЕ с детьми, и для нас это должен быть труд, работа экскурсоводом по советскому времени. Тогда мы станем понятны нашим детям, тогда они будут наши, тогда они захотят смотреть советское кино уже без наших пояснений, потому что почувствуют его родным, интересным, почувствуют в нём необходимость, а через это выработается иммунитет на киношную ерунду. Человек-паук покажется мелким, ничтожным и отлетит сам собой.

Работаем, братья! И сестры.


Рецензии