Где живут русалки

Где живут русалки

По легенде в русалок превращаются девушки, не дожившие до свадьбы, юные утопленницы и младенцы, умершие до крещения. Русалки из русских сказок, или, как их еще называют, мавки, живут вблизи рек, а женщины-рыбы из европейских легенд обитают в морях. Русалки никогда не бывают ласковы с человеком. Неосторожных путников они заманивают в реку или трясину, где щекочут до смерти, а моряков заставляют бросать корабли на рифы или вести суда прямо к разыгравшейся буре.
Откуда берутся легенды о русалках? Есть несколько объяснений. По одной из них, виной появления мавки можно считать фосфор, поднимающийся из почвы в болотистой местности. В ночное время он поднимается до двух метров над землей и имеет зеленоватый, светящийся оттенок. При малейшем порыве ветра он начинает движение, таким образом, человеку может показаться, что «русалка» манит его. Не удивительно, что оказавшийся вблизи болота человек, увидев подобное, начинал паниковать, попадал в трясину и погибал.
Что касается морских жительниц, то, возможно, моряки принимали за русалок крупных морских обитателей, таких как ламантин или морской котик. Двигаясь в водорослях, животные напоминают женщину с длинными волосами и рыбьим хвостом. Как правило, в этом случае причиной гибели судов становятся именно водоросли, которые скрывают от лоцмана опасные рифы и мели.
По другой версии, морские русалки – это не более чем мираж. Миражи над морем вызваны повышением температуры воздуха с высотой. Поэтому зона отражения здесь лежит над нашими головами и видны искаженные образы, находящиеся далеко за горизонтом. Особенно сильно эффект проявляется над опасными холодными морями и перед грозой. Именно поэтому считается, что появление русалки предвещает бурю.

1 2 3               

Таинственные животные в Тюменской области. 3



Существа в славянской мифологии
Славянский эпос насчитывает большое число нежити - всего, что не живет человеком, что живет без души, но в виде человека.

Нежить
 - особый разряд духов, это не пришельцы с того мира, не мертвецы, не привидения, не морока и не чертовщина, не дьявол, только водяной образует какой-то переход к нечистой силе и нередко зовется и шутом, и сатаной. Нежить не живет и не умирает. Знается с Нежитью знахарь.
Есть поверье, что у нежити своего обличия нет, она ходит в личинах. Всякая Нежить бессловесна. Духи - хранители древних славян именовались Берегини. Охраняли дом, благополучие различных мест и видов природы. Слово «Берегиня» произошло от понятий оберегать, помогать странствующему, плывущему, терпящему бедствие - добраться до берега.

Аука
 - это дух леса, который, в отличие от прочей нежити, не спит ни зимой, ни летом. Сам Аука маленький, пузатенький, щеки надутые.
Живет он в избушке, проконопаченной золотым мохом, вода круглый год от талого льда, помело - медвежья лапа. Зимой ему особое раздолье, когда лешие спят! Любит он морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди заведет в глушь или бурелом. Вселит надежду на спасение, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснет сладким морозным сном, обо всем забыв.

Боровички
- маленькие старички, вершка в два, хозяева грибов - груздей, рыжиков; под ними и живут.

Домовой
 - в восточнославянской мифологии демонологический персонаж, дух дома. Представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, заросшим белыми волосами, и тому подобное. Тесно связан с представлениями о благодетельных предках, благополучием в доме.
От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к домовому, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на домового. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев домового - сравнить данные о связи Велеса (Волоса) с поверьями о волосах.
При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить домового переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды. Различались два вида домовых - доможил (сравнить упоминание беса-хороможителя в средневековом «Слове Василия»), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы «домовой не перевелся» (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой, хозяином, дедушкой), и дворовой, часто мучивший животных (домовой вообще нередко сближался с нечистой силой).
По поверьям, домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или лягушку. По белорусским повериям, домовой появляется из яйца, снесенного петухом, которое необходимо шесть месяцев носить под мышкой с левой стороны: тогда вылупляется змееныш - домовой (сравнить Огненного Змея, Василиск). Домовыми могли стать люди, умершие без причастия. Жертвы домовому (немного еды) приносили в хлев, где он мог жить.

Дикинькие мужички
- это существа небольшого роста с огромной длинной бородой и хвостом, сродни лешим. Бродят по лесу, перекликаясь в глухую полночь страшными голосами, нападают на людей, с хохотом щекочут их по всему телу костяными пальцами, пока они не умирают.

Злыдень
- в восточнославянской мифологии злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой (как домовой), остаются невидимыми и приносят дому несчастья. Украинские и белорусские пословицы и речения упоминают злыдней в контексте, обычном для древних мифологических персонажей: украинское: «Бодай вас злидни побили!» - пожелание несчастья, «к злидню» - к черту.
Злыдни имеют неопределенно-округлые очертания, либо это невидимые маленькие старики-нищие, либо они имеют вид старой, злой и противной женщины. Человек, у которого в доме поселились злыдни никогда не выберется из нищеты. Обычно их бывает двенадцать; живут злыдни за печью или под ней, живется злыдням, как и их хозяину, очень плохо.
От них можно избавиться обманом: посадить их в табакерку, и когда бегущие за хозяином его злыдни попросят понюхать табаку, закопать их; засадить в бочку, чтоб им было попросторней, и вывезти в чистое поле. Избавившись от злыдней, человек быстро богатеет, а вселившийся в дом, где живут злыдни погрязает в нищете. Если кто-то из жалости к ним или из зависти к разбогатевшему освободит злыдней из заточения, они набросятся на него уцепятся и уже не отстанут, украинская поговорка: «Просилися злыдни на три днi, тай вигнати не можна».
Чтобы не занести в дом злыдней, нельзя мести веником от порога, а если мести пол к порогу, можно вымести их из хаты. Злыдней можно убить колом (как и другую нечистую силу), после чего следовало бросить их в трясину и заткнуть в них кол, но если кол вытащить, то они вновь оживут. Злыдни часто упоминаются в проклятиях: «Най го злыдни поб'ють!».

Ледащий (Лядащий)
- дух соломы, весь запухший от сна, с соломой в голове. Его никто никогда не видел, только слышно, как он зевает.
Многие нечистики зимою спят, но ледащий в этом деле заводила. Разбудить его никто не может, кроме матушки-весны. Просыпается он всегда недовольным и, бодрствуя в летнее время, с нетерпением ждет конца лета, чтобы опять крепко и сладко уснуть в куче свежей соломы. Если летом кто услышит вздохи да зевоту, а живого существа рядом нет, - это ледащий.


Леший, лесовик, лешак, лисун, боровик
- в восточнославянской мифологии злой дух (К: Ну почему им везде злыедухи мерещатся?), воплощение леса как враждебной человеку части пространства. Леший - хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами - рогами, копытами; Леший может изменить свой рост - становиться ниже травы или выше деревьев; перегоняет стада зверей из одного леса в другой; связь с волками объединяет его со Георгием - Юрием, волчьим пастырем Егорием русских духовных преданий. Наделен отрицательными атрибутами, связью с левым (признак нечистой силы), у него левая сторона одежды запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу и т. п. (ср. сходный мотив в связи со славянским водяным и т. п.). В быличках леший - проклятый человек или заложный (вредоносный) покойник.
Леший может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути. Для защиты от лешего уведенный им человек ничего не должен есть или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева), перевернуть стельки у обуви и т. п. Существуют также представления о женских духах леса - лисунках, лешачихах, с длинными грудями, закинутыми за спину. Сходные лесные духи известны в западнославянской и других традициях.

Листин
- старый слепой дух леса, предводитель лесавок; его жена и помощница - баба листина. Они не страшные, хотя пугать любят. Листин - слепыш весь из листьев, баба его - с туловом из мха, вместо рук - еловые шишки, на ногах настоящие лапотки. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, - сидят в куче листьев подле пня или оврага и командуют - кому когда шелестеть. Осенью сначала легкий шепоток слышится: это листин с листиной советуются и дают лесавкам заделье. А потом уже раздается шелест да шум, кружатся хороводы опавшей листвы: то лесавки играют.

Моховик
– дух мшистых болот, является людям в образе свиньи или барана. Питается растениями, но иногда заедает детей. Это самый маленький из лесных духов по сравнению с боровиком и лешим. Подчиняется лесному царю, делает то же, что все лесовые: заводит в глубь своих владений, чтобы там погубить человека. Средства спасения от моховиков те же, что и от леших.

Подполянник
– живет он в подполье, нравом злой и часто затаскивает к себе девок, проклятых матерью; приживает с ними детей. Чтобы увидеть его, надо спуститься на три ступени по лестнице, ведущей в подпол, нагнуться и поглядеть промеж ног.

Шиш
- Нечистая  сила, живущая обычно на обочинах и играющая свадьбы свои, когда на проезжих дорогах вихри поднимаются столбом. К «шишам» посылают в гневе докучных или неприятных людей. «Хмельные шиши» бывают у допившихся до белой горячки: до чертиков. Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый - в точности шиш - или кукиш.

Шуликуны, шиликуны, шулюкуны, шликуны
(возможно, от др.- слав. щуй «левый, плохой, нечистый» с двойным суффиксом - «ик» и «ун») - у северных русских- сезонные демоны. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день 20.XII) и уходят назад под воду на Крещение. Бегают по улицам, часто с горячими углями на железной сковородке или железным каленым крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ездят на конях, на тройках, на ступах или «каленых» печах.
Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. Шуликуны на святки толкутся на перекрестках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу (отсюда формула пугания детей «Не ходи в лес - шуликун пылает»), дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке.
Кое-где шуликуны носили в клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шелку. Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядильщиц, подкараулить и унести все, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы. По вологодским представлениям, шуликанами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы.
Живут шуликуны нередко в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба и т.п.), и тогда их выгнать трудно. На Русском Севере шуликуны - также название святочных ряженых. Шуликуны родственны другим славянским демонам - караконджалам, кикиморам и демонам неславянских народов Поволжья и Сибири.


Рецензии