Пусто-лисье

ВЫВОДОК
Случилось это весной. Она ощенилась в апреле. Лисят было пятеро: Дымок, Чёрный, Глупый, Ловкий и Толстяк. Беспомощные слепые тёплые комочки с белыми кончиками хвостов. Мать-Трикси вскармливала их молоком пока не прорезались первые зубки, затем отец начал приучать детёнышей к мясной пище, таская в нору мелких грызунов.
 
Когда пришло время обучать лисят охоте, произошла трагедия. Пока потомство было в норке на след зверей вышли охотники-браконьеры. Отец попал в капкан в семи километрах к востоку от норы, а мать настигли, загнали и загрызли охотничьи собаки, но, к счастью, она успела отвести угрозу далеко от своего «гнезда». Так невыученные зверьки остались одни, совсем юные и неопытные.

Однажды заболел Глупый. Он был настолько не разборчив в еде, что отравился, наевшись в ближайшем подлеске грибов и лишайников. Его тошнило и рвало густой зловонной пеной. «Братики» с опаской наблюдали за ним, боясь приблизиться, но к утру несмышленыш очухался.

К этому времени в лесу поспели ягоды, редкая удача — мелкий грызун.

Самое чуткое обоняние было у Толстяка. Тонкое ощущение запаха уже который день влекло к реке. В этот период прохладные воды изобиловали нерестящейся рыбой. Речка была глубокой, и он не знал, как подступится к добыче. Обследовав место, он обнаружил самое мелкое и узкое местечко водоёма. Там, на берегу периодически трепыхались уставшие, выбившиеся из сил рыбины. Теперь лисята наведывались к нерестилищу ежедневно. За этот период значительно подросли, набрали вес и накопили жирок, но сезон изобилия пищи быстро закончился. После чего наступили холода…

Ветер оборвал последнюю листву, снег укрыл землю, а мороз сковал водоёмы и ручьи. Это была их первая зима и по-настоящему холодный голод. Сначала выручили Черныш и Глупый. В вересковой пустоши они добыли тетерева. Он был уже старый и слабый. Молодые лисы задавили птицу и приволокли к норе. Мяса хватило на пару дней. К счастью, к этому моменту Ловкий научился мышковать…

Он запомнил, где раньше больше всего пахло мышами-полевками, и с надеждой раз за разом возвращался туда, но место в это время года стало совсем другим. Вместо соломенной поляны — белое холодное пустынное пространство и снежные барханы. Ловкий долго прислушивался, пока не уловил шуршание и писк под заснеженным настом. Высокий прыжок и нырок в снежный покров. Тело на половину пробило рыхлый пласт, и удача — грызун оказался в зубах!


КОШКА
Сначала Дымок обнаружил следы свежей крови, а затем и крупную тушку ещё тёплого, но мертвого кролика. Он был настолько голоден, что потерял бдительность. Опасный хищник, затаившись, только этого и ждал. Мгновенный бросок дикой кошки. Лисёнок даже опомниться не успел. Рысь была слишком ловкая, сильная и быстрая.

Чуть позже «братья» наткнулись на мёртвое растерзанное тельце Дымка. Рысь убила и просто бросила его. Теперь эти родные знакомые места стали очень опасными и несли смертельную угрозу. Нужно было уходить и искать новое убежище и жилище…

Такое место нашел Чернышик. В яростной, ожесточенной схватке с барсуком он отвоевал нору и прогнал «конкурента». Нора была просторнее прежней, но соседствовала с поселением людей, поэтому с подветренной стороны периодически доносились новые странные звуки, запахи пищи и дыма.

Сначала пропал Толстяк. Оказалось, что его поймали люди — подростки с деревушки и лисят осталось трое. Постепенно зверьки освоились на новом месте, осмелели и начали наведываться в селение. Тайком таскали домашнюю птицу. Однажды вечером Глупый и Чернышик вновь ушли на промысел. Через некоторое время со стороны фермы послышался лай, крики и два хлестких выстрела. Затем людские голоса успокоились и всё стихло, а братья так и не вернулись.

На некоторое время Ловкий оказался один, а потом пришли и за ним. Механический шум, химический смрад бензина. Лай собак — ненавистный звук природных врагов и человеческая речь. Он затаился в глубине укрытия. А озлобленные псы уже остервенело царапали тупыми когтями и разрывали мощными лапами твердую промерзшую почву, пытаясь протиснутся в лаз как можно глубже. Затем затихло и во внутрь потянуло горящей травой, тряпками и керосином.

Лис напрягся перед самым важным рывком в своей жизни. Молниеносно он выскочил из убежища. Громыхнули выстрелы, пахнуло порохом, и началась погодя. Он не понимал, за что его преследуют. Две лисьи гончие следовали по пятам и почти настигали. Изящный, но в то же время подлый и неожиданный для преследователей акробатический трюк. Коротко и громко взвизгнув, и один из лисогонов был смертельно ранен и повержен. Затем прыжок на ствол накренившегося дерева перед обрывом и скачок в пропасть, в холодную воду. Он плыл, сбросив преследователей, получив временное преимущество. Когда же выбрался на берег, долго петлял, пока не обнаружил тёмную расщелину. Уже почти не было сил. Спрятавшись в её недрах, он уснул. Отключился.


СЕМЬЯ
Сколько времени прошло? Что за странный, но очень привлекательный запах наполнял пространство? Это нечто знакомое, приятное и волнующее. Когда он открыл глаза, то увидел её. Это была чёрно-бурая лисица, молодая самка с красивой лоснящейся серебристо-чёрной ухоженной шёрсткой. Чернобурка смутилась, когда поняла, что чужак очнулся. Она уже некоторое время с любопытством и украдкой наблюдала за спящим уставшим самцом. В определенный момент природа взяла своё, и зверки потянулись друг к другу, но снаружи послышались посторонние звуки. Встревоженная самка развернулась и указала выход — тайный ход под замёрзшим ручьем и корягами по ту сторону опушки. Он послушно последовал за ней, ведомый соблазнительным запахом. Молодые лисицы выбрались на противоположном склоне, оказавшись на территории заповедника…

Этой весной новый выводок чёрных и рыжих лисят появился в заказнике. В тёплом свете ласкового полуденного солнца детёныши беззаботно резвились на цветущем маковом поле.


Рецензии