Древнерусские нательные кресты 11-13 века

Древнерусские нательные кресты хоть и сохранились до наших дней в музеях, на руках у коллекционеров, но историками этот культурный слой мало изучен. В этой статье будут описаны типы и виды нательных крестов 11-13 века. Полного списка видов древнерусских крестов на самом не существует. Даже нет полного списка квалификаций экспонатов. Правда имеются много публикаций на эту интересную тему. В принципе их можно разделить на два раздела — это статьи о археологических находках и каталоги.

Самый известный труд о нательных крестах и других предметах 11 и 13 века, это дореволюционное киевское издание в двух томах Б.И. и В.Н. Ханенко. И только через целый век читатели увидели новые каталоги современных изданий. К таким трудам относятся: Тысячелетие креста - А.К. Станюкович, Каталог средневековой мелкой пластики - А.А. Чудновец. В последнем описаны коллекции одесского музея нумизматики и частная коллекция вологодского коллекционера Сурова. Хотя во всех этих трудах имеется существенное различие в описании, у них есть одна схожесть, это отсутствие определенной классификации и подбор крестов по случайному принципу.

Эти просчеты напрямую связаны с полным отсутствием собраний коллекций и мало изученности этой темы. Стоит обратить внимание на издание каталога древнерусских нательных крестов 10-13 века Нечитайло, где не очень четко, но все-таки есть попытка классифицировать существующие виды нательных крестов домонгольской Руси. Этот труд достаточно неполный и не вполне понятно почему автор относит к нательным крестам пуговицы и крестовидные накладки, а также некоторые подделки той эпохи.

Возможно, что новое издание будет более подробным и включит в себя существенное разделение нательных крестов на определенные виды. Готовится каталог нательных крестов 11-13 века под руководством С.Н. Кутасова.

Статьи описывающие находки археологов и одновременно сводки с раскопок, не могут в полной мере рассказать читателям об определенных видов крестов. Но именно они помогают более точной датировки и исключают хаос в каталогах. Дело в том, что нательные кресты 16-17 века часто путают с крестами 11 и 13 веков.

Но все же хоть и в наличие имеется довольно мало информации, можно в общих чертах произвести квалификацию известных нательный крестов 11-13 веков, разделить их по типам.

Самый малый тип нательных крестов, это имеющие на себе изображения. На нательных крестах в основном изображали Распятия, а на нательных иконках присутствуют изображение Спасителя, Богоматери, архангелов и лики святых. Существуют и исключения, это двусторонние кресты с ликами святых. Есть и маленький вид крестов с переливом. В наше время известны несколько десятков видов нательных крестов 11-13 века, на которых изображено распятие. Правда есть исключения, но такие виды имеются в сугубо малом количестве общеизвестных экземпляров.

Малочисленность сюжетных нательных крестов 11-13 века вызывают вопросы у историков, на которые необходимы ответы. Например, в Византии и на берегах Черного моря кресты с рисунками встречаются также часто, как и нательные кресты с распятием. Самые редко встречающиеся нательные кресты это с изображением Богородицы и ликов святых. Такие изображения чаще всего встречаются на нательных иконках, которые были довольно популярны на Древней Руси. Отмечен еще такой факт, что на нательных крестах 15-17 века больше присутствуют фигурные орнаменты.

На многих крестах 11-13 века есть изображения орнаментов. Самые простые кресты, сделанные из свинца, относятся к 11 веку. Классифицировать орнаментальные кресты задача не из легких. Из общего числа можно выделить византийские и скандинавские орнаменты. Если сравнивать с находками северных образцов, то выделяются несколько видов скандинавских экземпляров имевшие широкое распространение. С византийскими орнаментами дело обстоит куда сложнее. Многие кресты византийского происхождения имеют орнамент, состоящий из окружностей, которые выбиты на крестах.

Историки объясняют такой факт изображений, как пять ран причиненные Иисусу Христу, которые стали символом на крестах. Есть другая версия, что это обереги от злых духов и сглаза. На Руси такие орнаменты встречаются реже, только на одном малочисленном виде крестов. Чаще всего такой орнамент встречается на славянских амулетах с изображением рыси, топорика и на кольцах. Такой вид орнамента называют византийским, но общего между ними довольно мало. Хотя определенные сходства все же существуют.

В основном, а это более 90% украшений на нательных крестах имеют исконно русское культурное наследие. Но перед тем, как делить их на различные виды, нужно обратить внимание на сами формы крестов. Разнообразие древнерусских нательных крестов 11-13 века вызывает восторг. Столько видов форм крестов не было ни в Византии, ни в средневековой Европе. Уникальность такого события требует определенного объяснения. Перед тем как начать отвечать на этот вопрос, нужно дать краткое описание видов форм древнерусских нательных крестов.

Скорее всего можно было подумать о превосходстве прямо-конечных формах крестов, как в Византии. Но на Руси все, наоборот, такие формы встречаются намного реже других видов. Такие кресты, которые были широко распространены в Византии, на Руси встречаются не часто по сравнению с другими формами. В основном кресты имели форму на концах крестов напоминающие лилию, такие, как и на Французском гербе. Такие виды нательных крестов также встречаются и в Византии, и на Балканском полуострове.

Но утверждать, что это основной вид нательных крестов 11-13 века нельзя. Если быть более точным, то такой вид встречается в 25% случаях того времени. Но такой вид существенно повлиял на разновидности других крестов этой эпохи. Кроме лилия образной формы, встречаются и другие виды: расположенные треугольником три точки, три точки в круге, три точки в сфере или обычная выпуклость и круг. Такие формы довольно схожи, но имеют ряд принципиальных отличий, лилии превращаются в выпуклость или круг.

Если начать выделять доминирование крестов с лилиями, то и характер орнамента выделяется как таковой. Это говорит о независимости создания орнамента от Византийского стиля.

Один из самых многочисленных видов на Древней Руси — это крестовидные привески. Их предназначение понять довольно сложно, так как они имеют и изображения креста и языческих оберегов. Отнести их к христианским предметам довольно сложно, ведь язычество порицалось христианами. Объединение христианских символов с языческими кругами и элементами нельзя полностью отнести к христианским подвескам. Археологические находки таких видов говорят, что эти предметы существовали совместно с нательными крестами.

Основной фактор разделения на разные виды подвесок с христианскими и языческим символами может послужить то, что в византийском варианте есть наличие аналогичных предметов, так же, как и их отсутствие. Все-таки наличие крестов на подвесках говорит о их христианском происхождении, чем языческом. Ведь такие предметы найдены в Византии и херсонской области, причем они встречаются довольно часто. Что заметно, что кресты находятся в круге, а окончания выполнены в виде лилий. Сравнивая эти типы и находя много похожего, полностью утверждать, что византийская культура значительно повлияла на Русскую, невозможно.

Один из таких примеров — это древнерусские обереги-лунницы, в которых присутствуют крест и языческие символы. Исследуя разные виды лунниц, можно реально утверждать, что христианство на Руси попутно сосуществовало с языческими верованиями. Древние русичи исповедовали попутно христианство и язычество, о чем не раз было написано в летописях о двоеверии людей. По данным историков языческие корни сохранились аж до 17 века. А лунницы с крестом присутствовали и в 11-13 веках и в 15-17 веках Русской истории.

Разделяя нательные кресты на виды, можно основываться на материале и методах их изготовления. Историки задавали себе вопрос, а были ли нательные кресты, выполненные из золота. Конечно, такие виды существовали, но их носили князья и бояре. На территории России таких крестов нашли достаточно мало. А в Византии такие экземпляры были не в меньшинстве. Нательные кресты, сделанные из золота отделанные полудрагоценными камнями, можно встретить в антикварных магазинах Европы и в археологических находках. А полновесные кресты из золото очень трудно найти в антикварных лавках Европы и России, они присутствуют в единичных вариантах.

Немногочисленный вид нательных крестов 11-13 века находят выполненных из серебра. В основным они изготовлены в простом виде с бусинками на концах и покрупнее с скандинавским узором. Кресты из серебра более сложных видов присутствуют в единичных вариантах. Археологи находили погребальные нательные кресты, изготовленные из листового серебра, но таких экземпляров очень мало.

Еще один вид нательных крестов, это каменные, они выполнены в простой форме без орнаментов. Только иногда их находили в серебряных оправах. Чаще всего их изготовляли из подручного камня, намного реже из мрамора. Мраморные кресты изготовлены в Византии. Они не относятся к редким видам крестов, чаще всего их находят на территории бывшей Византии. Тем, что их не находят в больших количествах, говорит тот фактор, что металлоискатель их не обнаруживает. Они попадаются случайно в руки археологов и черных копателей.

Один из многочисленных видов — это эмалевые кресты. Самый распространенный вид эмалевого креста 11-13 века называют киевским. Подвидов этой группы достаточно много в находках. Существуют разные виды этой группы: с разным количеством шариков, с разным цветом шариков. Чаще всего встречаются двухсторонние нательные кресты этого вида. Более редкий вид — это односторонние кресты, имеющие на оборотной стороне гравировку в виде креста. Бывает наличие надписей, которые сейчас прочитать почти невозможно, только в редких случаях можно понять, что там написано.

Существует более редкий вид эмалевых крестов прямо конечные, а также с закруглениями на кончиках. Также есть достаточно распространенный вид крестов и крестовидных подвесок, необычного типа и не имеющий аналогов как среди византийских, так и среди древнерусских экземпляров. Такие аналоги приводятся в крестовидном орнаменте среди часто встречающихся нательных крестов 11-13 веков и на пуговицах, тоже покрытые эмалью. Небольшой вид крестов были покрыты чернью. Сейчас известно несколько видов таких крестов как часто встречающихся, так и редко с чернением.

Если рассматривать, с другой стороны, интересующие предметы, то можно выделить два интересных вопроса, это уровень редкости и подлинность найденных археологами экземпляров. При общении со специалистами они часто могут утверждать, что тот или иной экземпляр — это уникальный предмет древности. Хотя любой исследователь в данной области вам четко ответит, что многие кресты считающиеся уникальными можно найти в коллекциях, состоящих из более десяти экземпляров. Дело в том, что редкость состоит не в дилетантстве специалистов, а в самом способе изготовления древнего предмета. В основном нательные кресты изготовлялись при помощи литья, конечно, есть исключения. Поэтому таких предметов, может быть, в наличии десятки и даже сотен совершенно похожих крестов.

Известны много случаев повторных отливок, при которых качество экземпляров становилось значительно хуже, но сам вид изделия существенно не менялся. Историки считают, что кресты 11-13 веков заново не переправлялись и возможно такие экземпляры еще предстоит откопать в будущем. Иначе говоря, реальный уникальный литой крест найти в единичном экземпляре маловероятно. Насчет редкости изделий, если в Византии были центры литейного производства и оттуда они рассылались по всей области государства, то на древней Руси литейные цеха были повсеместно.

Изделия, произведенные в литейном цехе какой-то области далеко, не распространялись, а реализовывались в данном месте. Если и были найдены какие-либо уникальные экземпляры, это говорит о том, что центр производства пока не найден. А как только будет открыто место производства данного вида нательных крестов, то в этой области будут найдены и другие экземпляры. Проще говоря редкость медных крестов крайне относительна.

Другой случай — это серебряные изделия, они действительно редкие, но, к сожалению, они выполнены в более простых формах не имеющие большей коллекции узоров, поэтому такие предметы мало интересуют исследователей. Из редких и то только относительно, можно обратить внимание на кресты с необычными формами и орнаментами.

Хоть это краткое описание такой обширной темы описания видов нательных крестов 11-13 веков, начинают возникать множество вопросов, касающихся как классификация этих предметов, так и истории Христианства на Древней Руси в целом. Поражает тот факт выделения древнерусских экземпляров от похожих византийских образцов. Христианская культура Византии определила вид основного креста в церквях, но на нательные кресты этот орнамент не распространился. До этого существовало мнение, что кресты Византийского стиля носили лишь представители знати. Но после многочисленных находок это мнение сильно изменилось. Это не говорит о разделении видов крестов в зависимости от сословия, а предполагает о ношении двух типов как привозных с Византии, так и произведенных на Древней Руси. То есть культура славян развивалась почти независимо от влияния с юга.

Первоначально древние славяне имели языческое мировоззрение. Но это не в коем случае не говорит о разногласии язычников и христиан. Они мирно сосуществовали, что и отразилось в культуре. Крест изображался рядом с оберегами, о чем говорилось выше. Нательные кресты имели совсем другой смысл чем в Византийской Империи. Лунницы, обереги, амулеты и топорики считались защитой от сглаза, порчи и злых духов. А нательный крест нес за собой функцию охраны его владельца, об этом говорит особый орнамент в отличие от византийских узоров, ведь кресты изображали на пуговицах и перстнях.

Двойная вера древних славян изучена достаточно мало, так источников сохранилось немного. И в этом случае найденные нательные кресты и подвески приоткрывают завесу этой тайны. Возможно, именно эти предметы древнерусской культуры дадут новые знания об истории той эпохи. Смотря на эти предметы человек смотрит на историю в ее первозданном виде. Перед нами отголоски богатой и интересной древней культуры, которую хочется более тщательно изучить. Узнать сокрытое веками это мечта любого исследователя.


Рецензии