Псалом 33. Благословлю Господа во всякое время

                конспект лекции Е.А.Авдеенко

Псалом входит в состав Божественной Литургии и он строго алфавитный – один стих или период начинается последовательно с каждой буквы еврейского алфавита. У этого псалма чрезвычайно важное надписание: «Давида. Когда он изменил рассудку своему пред лицом Авимелеха, и тот изгнал его, и он ушёл». Обычный перевод – «претворился безумным», что совершенно неверно. Давид на самом деле на грани рассудка и безумия. Этот эпизод рассказан в первой книге Царств. Будучи перед филистимским царём Анхузом по титулу – «Авимелех»,  Давид решил, что его узнают и убьют, поэтому он повёл себя необычно: «он изменил рассудок свой в глазах их и неистовствовал, будучи в руках их, и чертил на дверях вратных, и пускал слюну по бороде своей».  Необычное слово здесь – неистовствовал – «халал». Тот же глагол в другой форме означает – восхвалять. От него произошло слово «аллилуйях» - хвалите Яхвэ. В псалме это слово не означает  - безумство, как, к сожалению часто переводят. Оно означает пребывать на гране здравости, но не за гранью его. Здесь можно вспомнить как Давид скакал перед ковчегом Завета, ибо он был мастер такой особой пляски. Всему народу это нравилось. Отсюда важная черта характера Давида – он умел сохранять самообладание в экстатическом состоянии, и это спасло ему жизнь. Вот в память об этом спасительном неистовстве Давид написал алфавитный псалом, по которому как по руслу с напором идут стихи. Поэтому псалом близок к трагическому стилю античных поэтов, как образец высокой педагогики строгой формы и пограничного психологического состояния, как напряжённая молитва. И только через это пограничное состояние Давид спасся от смерти.  Таким образом, при молитве в возгласе – «Аллилуйя» должен звучать священный энтузиазм, как и в исполнении этого псалма.
 
Итак, буква «Алеф»: «Благословлю Господа во всякое время, всегда хвала Его в устах моих». Таким же благословением Господь дал обетование Аврааму. Такова форма богообщения – взаимность человека и Творца, взаимное благословение. «Всегда хвала Его во устах моих», это значит, что богообщение никогда не прерывается, ни в горе, ни в радости. Апостол Павел говорит, что это возможно, ибо он говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1Фес.5:16). Это сложно, особенно когда одолевают скорби. Однако это возможно, на что указывает самый первый псалом – блажен муж, который в учении потщится день и ночь.
 
  Буква «Бет»: «Господом будет хвалиться душа моя, да услышат кроткие, да возвеселятся». Хвалиться здесь – это не значит хвалить себя, это чему или кому воздавать хвалу. Различие в духе между людьми определяется тем, как и чем люди хвалятся как  достоянием. Давид хвалится Господом, как своим личным приобретением, а кто-то богатством, кто-то своим злодейством. Здесь становится понятно то, чем и почему хвалится апостол Павел. Он это довольно тщательно прописывал: скорбями, немощью, своими подопечными и своими видениями. А те, кто хвалится по плоти – обрезанием, законом, те иудеи, а апостол хвалится крестом Господним и завершает: «Хвалящийся, хвались Господом», т.е. сделай Господа своим личным достоянием. «Хвалится душа моя», говорит Давид в том смысле, что это есть высокий молитвенный уровень, молитва самодвижная. Для церковного собрания Давид был зачинателем, образцом и примером, ибо он скакал, пел и давал верный тон и настроение в молитвенных обращениях.
 
  Буква «Гимель»: «Возвеличите Господа со мною и вознесём имя Его вместе». Человек выскочил и начал плясать, подавая всем пример. Вознесём имя, т.е. сделает его высоким по заповеди. Вместе – речь идёт о церковном собрании. 
 
  Буква «Далет»: «Я взыскал Господа, и Он ответил мне и от всех страхов моих избавил меня». Взыскал – здесь опять говорится о взаимности поисков человека и Бога. В этом и состоит религиозная жизнь человека. Как Самуил сказал о Давиде: «Взыщет Яхвэ себе мужа по сердцу своему».  Господь избавляет человека от страхов земных, человеческих, чтобы он обрёл страх Божий и опыт познания благодати, которая воспринимается как свет.
 
  Буква «Хэ» и «Ваф»: «Взирали к Нему и озарялись и лица их не постыдились». Взирали к невидимой благодати и свету Божьему, и озарялись. Подобное происходило с Моисеем. Сияло светом лицо его оттого, что Бог говорил с ним. В Новом Завете так сияло лицо первомученика Стефана, ибо члены Синедриона видели лицо его как лицо ангела.
 
  Буква «Зайин»: «Этот нищий воззвал, и Господь услышал, и от всех скорбей его спас его». Это центральная мысль 11-го псалма: «Ради разорения нищих, ради стенания бедных, ныне восстану, говорит Господь, и восставлю во спасение» (Пс.11:6). Это может быть и тогда, когда человек совершенно не озарён божественным светом, и вроде бы не стяжал праведности или благодати. Но тогда милость Господня является к нему в чистоте как незаслуженная, т.е. к тому, кто не замечен в злодействах этого мира.
 
  Буква «Хет»: «Ополчится ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их». Таков страх Божий. Он привлекает невидимого хранителя – прямую защиту из мира духов. Чтобы людей не бояться, нам нужен опыт и познание благодати, тогда всё встанет на свои места. Это к тому, что репрессии против святости Церкви не эффективны, что доказала история, ибо члены Церкви защищаемы благодатью невидимого мира. Поэтому враг пытается во все времена разложить Церковь изнутри.
 
  Буква «Тет»: «Вкусите и видите как благ Господь; блажен муж, который уповает на Него». Вкусите – как вкушают хлеб или просто физически ощутите. Слово «вкусите» имеет два значения, собственно вкус и рассудительность. В библейском языке эти два смысла связаны как умения различать нравственные понятия. Сначала надо вкусить, а потом увидеть как благ Господь. И этот стих поётся в церкви во время причастия на Литургии преждеосвященных даров. Отцы толкуют: «В христианстве можно человеку вкушать благодать Божью. Подвижники ничему не научаются у людей, сама Благодать пишет на сердцах их законы Духа».
 
  Бкува «Йод»: «Бойтесь Господа святые Его, ибо нет нужды у боящихся Его». В Евангелии сказано: «Не мерою даёт Бог Духа, Отец любит Сына и всё дал в руку Его» (Ин.3:35), т.е. человек человеку должен давать, подражая Божьей щедрости. Об этом говорит и Второзаконие в буквальном переводе: «Открывая, открой для него руку твою, и давая взаймы, взаймы давай ему. Достаточно по нужде его, какой нуждается он» (Втор.15:8). Евангелие: «Давайте, и дастся вам мерою хорошею, утрясённою, нагнетённою и переливающейся дадут вам в лоно ваше» (Лк.6:38), т.е. в самую суть вашей душевной жизни. Всё это значит, что имеющий страх Божий познаёт на себе щедрость Бога и людей.
 
  Буква «Каф»: «Скимны обеднели и голодают, а взыскающие Господа не нуждаются во всяком благе». Скимны это людские хищники.  В Евангелии сказано: «Не заботьтесь и не говорите что нам есть или что пить, или во что одеться. Ищите же сперва Царствия Божьего и правды Его, и это всё приложится вам»(Мф.6:33). Та же мысль у Давида – взыскающие Господа не нуждаются в постоянном поиске земного блага.
 
  Буква «Ламед»: «Приидите, сыны, послушайте меня, страху Господню научу вас». Научу -  здесь имеется ввиду, что не по писанию, а из личного опыта. Страх Божий это наука. Как говорят отцы: «У пророка не своё училище, а училище Духа Святого… Дух Господень говорит во мне и слово Его на языке моём» (2Цар.). Дерзостные слова, которые говорятся непосредственно от Духа.
 
  Буква «Мем»: «Кто есть муж, кто хочет жизни, любит дни, чтобы видеть благо?» Блаженный Августин: «Сам Владыка (Христос) не имеет благих дней земной жизни. Обетования пророка относится к будущей жизни, там будут и дни благи».
 
  Буква «Нун»: «Удержи язык свой от зла и уста твои от слов коварства» Связь явлений греха состоит в следующем: 1 – ложь в сакральной сфере, 2 – коварство как продуктивный замысел, основанный на лжи, чтобы погубить человека. Кончается это всегда невинной кровью.
 
  Буква «Самех»: «Уклонись от злого и делай доброе, взыщи мир и преследуй его». От одного уклонись, а другое делай и, главное – не выбирай, что сплошь предлагается нам в этой земной жизни. Уклоняться от зла может стать естественным желанием человека, а делать доброе – навыком и потребностью. Тогда нравственный выбор не нужен. Свобода человека не в том, чтобы выбирать, а чтобы следовать благому, ибо выбор – уже следствие греха. Из святых Ветхого Завета, таким образом уклонявшимся от зла, был Иов. Взыщи мир в смысле -  «шалом», полнота, и гонись за ним, ибо он убегает от людей и не даётся в руки. Хранение этого духовного мира требует устремлённости и неотступности. Об этом сказано в Евангелии в притче, где говорится, что человек хочет накормить друга, который пришёл к нему ночью, но ему нечем. Он идёт к соседу, будит его, тот говорит – нет, я уже сплю. Что говорит Христос? – «Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему сколько требует» (Лк.11:8). А в буквальном переводе – по бесстыдству его, ибо он так дерзко требует, что Господь ему даст. Именно так надо преследовать Божью милость и требовать. На этом примере видно, что слово Божье занозистое, шершавое, корявое и добродетель выставляется бесстыдством, потому, что это слово как бы не оставляет живого места в душе, чтобы человек не жил так, как живёт весь мир сей. Поэтому часто такие резкие и ранящие места можно найти в Священном Писании повсеместно. И, к сожалению, это исчезает в современных переводах. Современным людям не нравится то, что может зацепить совесть и гордость житейскую. Псалом 22: «Благость и милость преследуют меня во все дни жизни моей». Т.е. милость Божья преследует Давида и он делится этим состоянием, как бы говоря – и вы преследуйте Божий мир. Итак, творение мира «шалом» есть главное дело Бога Сына. Апостол Павел писал: «Отец умиротворил кровью креста Его и земное, и небесное» (Кол.1:20). В другом послании: «Ищущий мира ищет Христа, ибо Он есть мир наш» (Еф.2:14-15). О страдании Миссии говорит Исайя: «Поучение мира (шалом) нашего на Нём» (Ис.53:5).  Т.е. Господь возложил на Себя мир и стал для нас поучением мира. А миротворцы, которые не от Бога - опасны, Они подделываются под благочестие и не знают, что есть вражда духовная. Они миротворцы только на языке.
 
  Буква «Аин»: «Очи Господни на праведных, и уши Его к воплю их». Ярко сказано это у пророка Исайи: «И будет, прежде чем они воззовут, Я, говорит Господь, отвечу. Ещё они говорят, а Я уже слышу» (Ис.65:24).
 
  Буква «Пе»: «Лицо Господне на делающих зло, чтобы истребить с земли память их». Есть такое страшное действие Божье – стирать, как стирают неверное и злое. От делающих зло памяти не остаётся, ибо у них нет продолжения жизни. Например - допотопные люди. Кто они и что делали, никто уже не помнит. Роды содомлян исчезли. Роды Дафана и Авирона исчезли. Роды Саула, Ахава, Иезавели и Ирода. Говорится в книге Левит: «Я уставлю Лице своё на человека того и на семейство его, и истреблю из среды народа». Это говорит о том, что Господь одинаково обращён и на праведников и на злодеев. Первые спасаются, а вторые гибнут.
 
  Буква «Цади»: «Возопили страждущие и Господь услышал и от всех скорбей их избавил их».
 
  Буква «Куф»: «Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт». Близость Бога духом к человеку – это богообщение и это отличительная черта библейского монотеизма. Во Второзаконии сказано: «Какой есть народ великий, у которого боги его были бы близки к нему как Яхвэ, когда бы мы не призвали Его» (Втор.4:7) Здесь также идёт развитие покаяннного псалма 50.
 
  Буква «Реш»: «Многие скорби праведному и от всех их избавит его Господь». Зачем даются нам скорби? Для того, как сказано в Евангелии, чтобы человек шёл не по широкому пути, а по узкому: «Тесны врата и узок путь, ведущий в Жизнь и не многие находят их…» (Мф.7:13). Как говорил Макарий Великий: «Истине необходимо быть гонимой».
 
  Буква «Шин»: «Хранит Господь все кости его, ни одна из них не сокрушится». Таковое есть по уставу ветхозаветной Пасхи. Христос был пасхальный агнец, и Давид изрёк пророчество о том, почему Иисусу на кресте не перебили голени.
 
  Буква «Тав»: «Умертвит нечестивца зло и ненавидящие праведного понесут вину». Нечестивые непременно сотворят такое зло, которое не сможет быть покрыто Божьей милостью, ибо такие люди этой милости не принимают, и тогда они подвергаются закону воздаяния. Их собственное зло их умертвляет. Здесь проявляется особое свойство еврейского языка, ибо понятие «понесут вину» определяется глаголом «авон». Он имеет два значения – быть виновным и так же – понести вину. Здесь проявляется кардинальная мысль библейского мировоззрения – грех уже есть страдание. Праведного человека ненавидят за его праведность. Носители такой ненависти милости для себя не примут. Они подвергаются своему же злу и своей вине.
 
  Буквы алфавита закончились и закончился псалом, но к нему, вероятно, в вавилонском плену был добавлен последний стих. Он начинается с той же буквы «Тав»: «Искупит Господь души рабов своих и не понесут вину все уповающие на Него». Здесь можно вспомнить три значения слова – Надежда: 1. Как спасение. 2. Как уверение и присутствие Божьей правды, которую видят только надеющиеся. 3. Как сила ждать.. В последним стихе смысл идёт о защите и спасении. «Они не понесут вину…» Это значит, что они не подлежат закону воздаяния.


   
   


Рецензии