Цивилизации во множественном числе

---
Термин «Цивилизации» возникает 2 века назад.
Понятие «Цивилизации» переформатируется в новые форматы через 10 веков в будущем.
===
     Термин «Цивилизации» во множественном числе начинает завоёвывать свою аудиторию с конца 19-го века. Идеологи постепенно приходят к мысли, что этот термин не принадлежит одной или нескольким народам, являющимся доминантами, гегемонами, мирового прогресса в ту или иную эпоху. Появляется новая концепция, продвигающая мысль о том, что принадлежность к цивилизации не определяется количеством университетов, она определяется способностью ощущать культурно-историческую общность одного народа с другими. А значит, цивилизаций не три и не четыре, а их много. Да и археология даёт много материала, к ней на подмогу пришли ДНК исследования, которые стали не так дороги, как раньше.
=============
     Суть понятий о цивилизации принципиально изменилась за 350 лет существования этого термина. Оказывается, что цивилизация — это собрание социокультов народов, которые проживают на общей территории много времени, имеют общий опыт выживания в окружающей среде, общую историю, общие культурные ценности, при этом сохраняющие свои правила поведения на своей территории, говорящие на своих языках, но выработавшие язык общения. То есть, в сути отдельной цивилизации есть некий замысел, ядро, позволяющее всем цивилизациям стать множеством цивилизаций, создавшим Единство, на основе сохранения Разнородности.
     Социокультурный принцип, заложенный во множествах цивилизаций, исчерпает себя с момента появления Экуменической цивилизации и объявления целей, общих для всех земных цивилизаций. Это может произойти также и после встречи с иными мирами.
===========
     Понятие «Цивилизация» введено было немецкими, английскими и французскими мыслителями. Имелось в виду, что только Германия, Франция и Англия являются цивилизациями, они есть в единственном числе, остальные остаются в состоянии вкушающих ароматы цивилизованных народов, которые должны стремиться к ним, но ни в коем случае не превосходить, ибо они варвары и должны таковыми оставаться.
     К середине 19-го века по Рождеству Христову в научный и культурный обороты вошло уже много цивилизаций, каждая из которых была цивилизована по-своему. Концепция цивилизации, как чего-то высшего и недостижимого в системе общения и взаимодействия сохраняется, но уже не как пример для подражания, она стала одной из...
=============
     Термин «цивилизация» в единственном числе уступает его множественному числу. И то и другое определение наполняется совокупностью характеристик, называемые социокультами, которые свойственны коллективной жизни союза народов на определённой территории или в определенной эпохе.
     Весь 19-й век европейская мысль тратила свою интеллектуальную, дипломатическую и политическую энергию, чтобы выработать критерии, для определения того, является ли то или иное общество, современное или открытое археологами цивилизованным, насколько цивилизованна его структура. Таким образом манипулировалась возможность определять достойно ли это общество состоять в цивилизованном обществе, учреждённом Европой.
============
     Одновременно, сначала в научное общество, а затем и в общечеловеческое, входило осознание того, что каждый человек является членом своего социокульта, который является частью его цивилизации, а значит нужно говорить о цивилизациях во множественном числе. Это в свою очередь выбивало базу из-под позиции европейских цивилизаторов.
     Бродель отмечал, что высокому стандарту Цивилизации в единственном числе в 19-м, да и в 20-м веках, соответствовали лишь с десяток, не больше, привилегированных народов или групп народов, элита человечества. Теперь археологи, генетики, лексикологи, филологи, ополчились на эту элиту и начали копать под неё, найдя сотни цивилизаций в прошлом, настоящем и даже в будущем, каждая из которых была цивилизована по-своему.
    К концу 20-го века сформировалась иная идея о цивилизации в единственном числе, привязав её к тезису о существовании недрах каждой цивилизации некого универсального кода Единой Мировой цивилизации.
     Но в таком понимании прошлые определения цивилизации в единственном числе оказываются уязвимыми по сравнению с Универсальной цивилизацией, должной вместить в себя все положительные социокульты отдельных цивилизаций.
===========
     В 21-м веке исследователи реже используют слово «цивилизация» в смысле верхней планки человеческого развития.
     Каждая цивилизация вырабатывала свои собственные критерии в использовании общецивилизационных ценностей, таких, как огонь, письмо, счёт, одомашнивание флоры и фауны. Но всё это является вкладом каждой цивилизации в кладовую социокультов цивилизаций, а в будущем и в саму суть Единой цивилизации.
     Фаза цивилизаций как локальных общностей, разделённых горами, реками, ущельями, морями, океанами, заканчивается. Человечество пришло к осознанию того, что нет одной цивилизации, на Земле в равных правах существуют сотни цивилизаций, все вместе стремящиеся к выработке единого подхода к использованию её ресурсов.
     ++++++++++++++++++++
     Анализ концепции Цивилизации во множественном числе многих авторов теории цивилизации приводит к выводу о том, что особенности трактовок цивилизации так или иначе приводит к понятию о множественности цивилизаций, к соотношению понятия культуры выживания и локальности цивилизации.
     Если говорить о тенденциях объединения локальных цивилизаций в некое Единство, то одним из примеров является Религия. Основные отличия одной цивилизации от другой в основном аккумулируются в религии, которая собирала в своём Пантеоне мифологические персонажи, отвечающие за те или иные стороны взаимодействия человека с природой. Постепенно возникали Мировые Религии, в которых отдельные Боги формировались в Единого Бога, что объединяло народы, племена, этносы вокруг общего для всех религиозного культа. Отсюда достаточно распространенная типология цивилизаций по религиозным рубежам.
==========
     Ещё одна тенденция по идеологическому принципу, это отрицание варварства и варварских цивилизаций.
     Что касается индустриальных, технологических и интеллектуальных цивилизаций, то здесь нет единства даже в том, надолго ли это, нужно ли это для выживания человека и его человечества в ближайшем будущем.
============
     Так что оба понятия цивилизаций в единственном и во множественном числе останутся ещё надолго в лексике специалистов, сейчас оба понятия уравновесились, гармонизировались. Учёный мир определился в каких случаях можно использовать тот или иной термин.


Рецензии