О рефлексивных моделях пропаганды ч. 1

                Надо ко всему относиться проще, но это так сложно.
                anekdot.ru/id/333596
            1. РЕФЛЕКСИВНЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ
            1.1. Элементарные рефлексивные модели
      Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) - это акт сознания, обращенный на своё знание.
      Рефлексивная модель – теоретическая модель субъекта, отображающая качественные свойства его рефлексии (без учёта конкретного содержания).
      Далее нами будут использованы три основных свойства рефлексивных моделей.
      1). Обширность рефлексии, т.е. число принимаемых в расчет субъектов,которое выражается в структуре рефлексивной модели: каждому субъекту (индивидуальному или групповому) приписывается свое "слагаемое".
      Например, при рассмотрении возможных последствий своих действий в некоторой ситуации человек может учитывать отражение этих действий во "внутренних мирах" членов своей семьи, трудового коллектива, страны и т.д. Причем, он может учитывать и отражения субъектов, которые существуют только в его воображении (умершие люди, боги, литературные герои), но "влияют" на его решение. Для упрощения работы с моделями можно сгруппировать некоторые субъекты и, тем самым, упростить структуру модели. Например, можно обозначить субъектом "бог" всех существующих и будущих людей и в таком виде учитывать их в своих поступках.
      2). Глубина рефлексии, т.е. число внутренних собственных или взаимных отражений, которая выражается порядком рефлексивной модели. Модель, содержащая только отражение внешнего мира, имеет нулевой порядок. Модель, учитывающая еще и собственное отражение - первый порядок; модель, содержащая, кроме того, отражение в своем "внутреннем мире" модели первого порядка – соответственно, второй и т.д. Естественно, чем выше порядок модели, тем более сложную структуру она может иметь за счет различных взаимных отражений.
      3). Оценочные свойства рефлексивных моделей - это некоторая иллюстрация ценностных ориентаций личности, являющихся проявлением системы ценностей в конкретной ситуации. Если в рефлексивной модели каждое "слагаемое" будет обозначать не просто отражение некоторой ситуации, а свою оценку ситуации этим субъектом, то, "умножая" каждое "слагаемое" на некоторый "коэффициент", можно получить некую сложную оценку, учитывающую, например, последствия своих действий в этой ситуации не только для себя, но и для остальных субъектов. Естественно, что каждый "коэффициент" должен учитывать ценность для личности оценки соответствующего субъекта. Эта ценность может быть и "нулевой" (если личность к его оценке безразлична) и "отрицательной" (если он - "противник"). Например, человек с ценностной ориентацией "эгоист" учитывает только собственные оценки и отбрасывает все остальные. "Злодей" - часто использует "отрицательные коэффициенты" по отношению к другим, а "альтруист" - мало учитывает свои собственные. Носитель "классовой нравственности" - использует "отрицательные коэффициенты" по отношению к представителям других классов, а носитель "общечеловеческой нравственности" - старается действовать, не причиняя вреда никому.
      Следует еще отметить, что человек пользуется рефлексивными моделями в большинстве случаев автоматически, неосознанно.
      В книге В.А. Лефевра "Конфликтующие структуры" предложен очень простой и удобный способ символьного описания рефлексивных моделей - алгебра рефлексивных процессов. Эта алгебра позволяет дать краткую символьную запись, отражающую структуру различных рефлексивных моделей, учитывающую три вышеуказанных их свойства и не учитывающую конкретное содержание модели.
      Допустим, что существует некоторая условная ситуация Т, в которой взаимодействуют три персонажа x,y,z. Пусть в некоторый момент времени t персонаж x "осознал" (либо воспринял, либо оценил) ситуацию Т. Это значит, что у него возникла внутренняя картина ситуации Т вместе с присутствующими на нем x,y,z. Обозначим такую рефлексивную модель выражением:
                S1 = T + Tx,
      где Tx - означает "ситуация Т с позиции персонажа x".
      Причем Tx может быть как осознанным, так и неосознанным восприятием. Заметим, что Tx - ничего не говорит об "объективности" отражения, т.к. нет средств её выявить.
      Пусть, далее, остальные персонажи "осознали" ситуацию Т; соответствующая рефлексивная модель будет описываться выражением:
               S2 = T + Tx + Ty + Tz.
      Пока эти персонажи "не осознают" себя и друг друга как субъекты. Чтобы персонаж x воспринял y как субъекта, надо в его "внутренний мир" ввести не просто отражение Т, а (Т + Тy), т.е.
               S3 = T + (T +Ty)x + Ty + Tz,
      где (T +Ty)x - означает представление ситуации (T + Тy) с позиции x.
      Если, например, персонаж z способен осознать ситуацию с учетом "внутреннего мира" x, то рефлексивная модель будет иметь вид:
           S4 = T + (T +Ty)x + Ty + [T + (T + Ty)x]z.
      На данную формальную запись распространяется закон дистрибутивности, т.е. возможность раскрывать скобки и выносить за скобки, хотя смысл операций "+" и ";" совсем не такой, как в обычной алгебре. Смысл получаемых при этом слагаемых может быть, например, следующим:
      Txy - осознание ситуации Т персонажем x с позиции y (взаиморефлексия);
      Txx - осознание x своего восприятия ситуации Т (авторефлексия);
      Txxx - авторефлексия второго порядка (анализ самооценки) и т.д.
      Отметим, что эта символика используется только для сокращения записи (для возможности "охватить одним взглядом" сложную рефлексивную модель и понять ее структуру), а не для вывода каких-то новых закономерностей духовной жизни.

            1.2. Уровни развития личности
      Развитие личности происходит неравномерно (если иметь в виду "структурные" изменения ее духовного мира). Духовный мир личности, являясь сложным, многоуровневым регулятором ее поведения, действует по принципу гомеостаза, т.е. стремится поддерживать некоторое равновесие со средой, реагируя соответствующим образом на внешние и внутренние возмущения. Если этот регулятор удовлетворительно выполняет свои функции, то он сохраняет свою структуру, обогащаясь лишь памятью о возмущениях и своей реакции на них. Если же реакции регулятора оказываются неадекватными ситуации и приводят к нежелательным для личности последствиям, то возникает необходимость изменения структуры этого регулятора. Таким образом, изменение структуры духовного мира личности происходит "ступенчато" в результате преодоления неких "критических ситуаций", т.е. ситуаций, неразрешимых при прежней структуре духовного мира.
      В монографии Ф.В. Василюка "Психология переживаний" описана типология критических ситуаций, т.е. система психологических закономерностей, которым подчиняются процессы преодоления критических ситуаций. Там изложены основы структурной теории развития личности на отдельных "уровнях" её развития (т.е. при действии одного уровня регулирования - одной подсистемы духовного мира), а также возможные переходы на другой уровень, которые происходят в процессе преодоления критических ситуаций. Эта теория может служить конструктивной основой для рассмотрения различных политических отношений и взаимодействий. На рисунке (вверху) приведена таблица, отображающая основные особенности типовых уровней развития личности.
      Столбцы таблицы образует типология "жизненных (духовных) миров" личности, построенная на основании следующих положений:
      1) "жизненный мир" личности включает и ее "внутренний мир" и ее "внешний мир" (в том виде, в каком он воспринимается этой личностью);
      2) "внутренний мир" развивается в процессе социализации от "простого", содержащего в каждый момент времени только одно желание, один мотив (т.е. побуждение, направляющее деятельность), к "сложному", учитывающему конкуренцию желаний и мотивов;
      3) "внешний мир" развивается в процессе социализации от "легкого", который не оказывает сопротивления (любое желание мгновенно исполняется), к "трудному", который оказывает активное сопротивление деятельности личности.
      Сочетание все трех положений позволяет выявить 4 типа "жизненных миров" (см. таблицу), которые соответствуют определенным "уровням" развития личности. Разумеется, все это - структурное упрощение: все типы "жизненных миров" существуют параллельно и одновременно, но в конкретной  ситуации один из них будет превалировать. Такое упрощение весьма конструктивно, т.к. позволяет анализировать различные политические отношения и взаимодействия.
      Эта типология "жизненных миров" может быть проиллюстрирована соответствующими структурами рефлексивных моделей, которые позволяют наглядно представить три вышеуказанных положения:
      а) внешне легкому и внутренне простому миру соответствуют слагаемые T + Tx;
      б) "сложности" внутреннего мира соответствует слагаемое Txx - авторефлексия, которая решает задачу согласования мотивов,
      в) "трудности" внешнего - ;iTyix - сумма чужих мнений, мотивов, оценок, которая и отражает "сопротивление" внешнего мира (на рассматриваемом духовном уровне).
      Строки таблицы отражают основные закономерности развития личности на данном уровне. Эти закономерности на конкретных уровнях можно пояснить следующим образом (в круглых скобках приведена нумерация ячеек в таблице).
      1). Личность с внешне легким и внутренне простым духовным миром (11) - собственно, еще не личность: она не выделяет общество как особый элемент среды, в ее рефлексивных моделях нет соответствующего слагаемого (12). Вся деятельность такой личности направлена на удовлетворение здесь-и-теперь (13) физиологических потребностей; она может нормально существовать только в среде, где имеются все жизненные блага (14). Невозможность удовлетворения потребности здесь-и-теперь приводит к критической ситуации, называемой "стресс". Способы преодоления критической ситуации (переживания), доступные при таком духовном мире, носят название "процессов психологической защиты" и соответствуют гедоническому переживанию, главной целью которого является достижение сиюминутного эмоционального благополучия (даже в ущерб реальности и будущему).
      Таким образом, на этом уровне развития личности происходит становление ее простейшего уровня управления - психики (подсознания).
      2). Второй уровень развития характеризуется внешне трудным и внутренне простым миром (21); соответствующие рефлексивные модели учитывают мнения, мотивы других членов общества (22). Но простота внутреннего мира не позволяет сравнивать мотивы. Личности не свойственна самооценка, сомнение или чувство вины - она знает только внешние препятствия (24), и вся деятельность ее направлена на их преодоление для реализации мотива (23). Невозможность реализации мотива создает критическую ситуацию типа "фрустрация". Возможный в этом духовном мире способ преодоления – реалистическое переживание, которое сводится к тому, чтобы принять жизнь такой, какая она есть, и отложить реализацию этого мотива до лучших времен (механизм терпения).
      В целом же в процессе реализации различных мотивов в разнообразных условиях сопротивления среды происходит становление структур рационального сознания.
      3). На третьем уровне развития личность обладает развитой авторефлексией (32), т.е. постоянной необходимостью внутренней согласованности мотивов своих действий (33). Механизм согласования мотивов - сознание - обеспечивает нормальное существование в условиях "внутренней" сложности (34). Невозможность согласования мотивов, т.е. потеря смысла, разбаланс бытия и сознания, - представляет собой "конфликт" мотивов. Конфликт может быть разрешен только перестройкой системы ценностей мотивов, т.е. путем ценностного переживания. Это переживание может сопровождаться либо частичной перестройкой системы ценностей (если она еще не сложилась), либо отысканием новой системы ценностей, способной придать внутреннюю ценность и смысл бытию. Легкость внешнего мира на этом уровне развития означает не "шаг назад", а просто преобладание внутреннего мира над внешним. Это соответствует нравственному поведению, при котором не может быть никаких ссылок на обстоятельства, трудности и т.д.
      Таким образом, на этом уровне происходит становление системы ценностей, нравственных норм и правил, т.е. нравственности.
      4). Четвертый уровень характеризуется трудным внешним и сложным внутренним миром (41). Рефлексивная модель, характерная для него, содержит элемент авторефлексии, слагаемые, учитывающие мнения, мотивы других членов общества, а также может содержать слагаемые третьего и выше порядков, отражающие сложные виды рефлексии (42). Но трудность мира противостоит здесь не отдельной деятельности (как на втором уровне), а их совокупности и, значит, не может быть преодолена только внешними усилиями (44). Здесь требуется специальный инструмент, новый тип активности - воля, которая обеспечивает самореализацию (43) личности в этом мире. Воля - "орган" целостной личности; она служит не отдельной деятельности, а строительству всей жизни, реализации жизненного замысла. Невозможность самореализации, претворения своего жизненного замысла - "кризис". Преодоление кризиса состоит либо в восстановлении прерванной кризисом жизни, возрождении ее, либо в перерождении ее в другую по существу жизнь. В любом случае речь идет о самосозидании, т.е. о творчестве.
      Таким образом, на этом уровне происходит становление направленности личности - становление цели и смысла ее жизни.
      Разумеется, становление личности идет не просто путем последовательного "заполнения" каждого уровня управления; критические ситуации могут привести к "перескакиванию" с уровня на уровень. Вообще, реальные процессы преодоления критических ситуаций распространяются на все уровни; превалирующий принцип переживания может оказаться неадекватным ситуации и результатом переживания будет регресс личности. Но регресс не в смысле разрушения отдельных элементов духовного мира (памяти, навыков, способностей и т.д.), а в смысле разрушения связей между ними, его структуры, т.е. регресс идеологии. Таким образом, видимо, правильнее говорить не "уровень развития личности", а "уровень развития идеологии личности", имея в виду лишь превалирующий уровень управления, поскольку реально у каждой личности в какой-то степени развиты все 4 уровня управления (соответствующие 4-м типам жизненных миров).
      Если же все-таки употреблять оба эти понятия, то под "уровнем развития личности" следует понимать только наличие и развитость соответствующего уровня управления, а под "уровнем развития идеологии" - превалирующий уровень. То есть, уровень развития идеологии может "отставать" от общего уровня развития личности, но не может его "опережать".

                (Продолжение следует)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.