Общество HID. Мнг. этимология
В прошлом наиболее сильное и наиболее антифеодальное т.н. "вольное общество" Нагорного Дагъестана. Язык ауарский, но с сильными отличиями. Ныне примерно Шамильский район. На территории этого района проживают также цезы. Все владеют ауарским литературным языком и используют его в быту между собой.
Группировка местных цезов на территории нынешнего Шамильского района носила ауарское название "Семиземелье". Гьид - это территория, которая в историческом плане отличается от других ранним распространением здесь христианства и длительным его сохранением. Археологами на территории данного района зафиксировано старинное кладбище, где были обнаружены представители четврёх поколений с признаками христианского погребения. По русски земли HID называются Гидатль (Гидатлинцы), По-ауарски ГЬИДАЛЪ ( в "Гиде"), Гьидерил чи ("люди Гида"). Среди ауарского населения славились меткой стрельбой и, согласно преданиям, им поручался снайперский отстрел главарей и влиятельных лиц противника.
Найдена также надпись грузинскими буквами, которая не читается ни по грузински, ни по ауарски. Большинство найденных в Нагорном Дагъестане изображений на камне крестов и свастик принадлежат этому обществу. Отличаются, как правило, высоким ростом и крепким телосложением.
Идеологический штаб по организации отпора Надир-шаху Афшару, ворвавшемуся в Нагорный Дагъестан в результате провокационных действий даг. феодалов, располагался у них*. Всё гонцы с призывами к священной войне против "кызылбашей" распространялись по Дагъестану с гонцами из Гида. Приняли непосредственное участие в сражениях против Надир-шаха на территории Вольного Общества Андалал у сёл Ругуджа, Чох, Согратль. После чего персы, курды, афганцы и туркмены вынуждены были навсегда покинуть земли ауарских конфедератов.
Известный широко в ауарской среде их песенный герой- борец против Хунзахских феодалов ХОЧБАР носит монгольское ( дагурское) имя. Первый компонент имени означает в дагурском "1. горный лес; 2.баран (самец- производитель)". Второй компонент антропонима, возможно, мнг. БАЙАР.
Происхождение названия общества ГЬИД.
В ауарском есть лишь ГЬИ ( варённое зерно, фасоль"), которое в родительном падеже даёт стандартную форму ГЬИДУЛ.
МОНГОЛЬСКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ
Ав. ГЬИ "варённое зерно, фасоль": ? Халха-мнг. ИДРЭЭ " цикорий ( ботан.), ИДЭЭ(н) "еда, пища, кушание".
ИДЭЭ(н) "ядро"; 2. "дубильное вещество, дубитель"
ИД "удаль, сила, энергия"; "ловкость, умение, разгар чего-л." ИДТЭЙ "удалой, сильный, энергичный, умелый", ИДЭВХ "активность", ИДЭВХТЭН "активист".
Могут совпадать, на наш взгляд мнг. ИДЭЭ(н) "ядро"; " дубильное вещество". Данная лексема соотносима со значением "сила, энергетика", так как в русском мы видим, напр., "ядро" и "ядрённый".
* Вторжение из Прикаспийской равнины в Нагорный Дагъестан имело свою предысторию на территории Азербайджана в г. Шемаха, где силами Шамхала Казикумухского и Нуцалхана Ауарского были ограблены и избиты русские купцы. Это стало поводом для прослеживания Надир-шаха через Ширван и Прикаспийский Дагъестан в Казикумух (Лакия). Он был взят, правитель Лакии сдался, но его сын Муртазаали сумел бежать с отрядом и стал призывать вольное общество Андалал совместно выступить против шахских войск. В ответ Надиршах Афшар захватил и предал огню даргинское село Мегеб, входившее в состав вольного общества Андалал. При этом, никакого участия в боях против Надиршаха Нуцалхан Ауарский не принял.
С хунзахской стороны к оборонявшимся присоединились всего два рода - Дайтилал и Угъузилал, связанных с Андалалом клятвами о взаимопомощи.
Нуцал в своих напыщенных и глупых письмах Надир-шаху оскорбительно отзывался об узденях. Сразу после того как Надиршах покинул Дагъестан, воспользовавшись тяжёлыми потерями среди андалальцев выдвинул к ним территориальные претензии с самовольным захватом оспариваемых участков. Довольно двойственную позицию в этой истории с грабежами в Шемахе и боями в Андалале занял и Шамхал Казикумухский. Возникает вопрос, почему эта "сладкая парочка" феодалов оказалась неспособной защитить себя сама и планировала выехать на горбу крымских татар? Когда же это не удалось, то повесила свои проблемы на ауарских конфедератов.
Свидетельство о публикации №224112001625