Капитан

Среди небольших сопок, поросших сосняком, раскинулось широкое русло реки. Вверх и вниз по течению курсируют пароходы, катера, моторные лодки. Река в этих местах напоминает оживленную трассу. Речное судоходство не прекращается даже в ночное время. На берегу этой реки расположился небольшой рыбацкий поселок.
Федька Милютин живет в этом поселке со своей матерью с самого рождения. Он учится во втором классе. Отца он толком не помнит. Тот утонул на своем судне, когда Федьке и трёх лет не исполнилось. Об отце Федька мало что знал. Мать его рассказывала только, что он был капитаном речного промыслового судна. Она часто показывала Федьке фотографию его отца. На фотографии был изображен высокий смуглый мужчина с большой бородой и усами. Одет он был в тельняшку. На голове у него была капитанская фуражка. Стоял он на фоне своего судна.
– Ка-пи-тан, – читал по слогам Федька надпись на фуражке своего отца.
– Лас-точ-ка! – произносил он название судна, на фоне которого была изображена фигура Федькиного отца.
– Мам, а почему папка погиб? – спросил Федька свою мать.
– На работе твоего отца говорили, что его назначили капитаном экспериментального речного судна, – поясняла Федьке мать. – Корпус этого судна был сильно вытянут, поэтому остойчивость судна была небольшая.
– Что такое остойчивость?
– Остойчивость судна – это способность судна сопротивляться воздействию волн, не крениться сильно от них, – поясняла мать Федьке. – Волн-то у нас на реке больших не бывает. Проходил твой отец на этом судне полгода с начала весенней навигации. А осенью из-за проливных дождей одна из дамб в верховьях реки была размыта. Сильный поток хлынул вниз по течению. Судно сильно накренилось и мигом потонуло. Отец твой спустился в машинный отсек, чтобы проверить все ли члены команды выбрались оттуда. Все спаслись, а вот отец твой не успел покинуть судно. Вместе с Ласточкой и потонул.
– Да, вот бы с папкой сейчас побывать на этом корабле! – восхищенно заметил Федька.
– Тело твоего отца водолазы нашли, а вот судно всю зиму на дне пролежало, – продолжила свой рассказ мать Федьки. Только к лету следующего года, когда уровень воды в реке снизился, сумели судно поднять и вытащить на берег.
– А сейчас где «Ласточка»?
– Не знаю, – ответила Федьке его мать.
Мать у Федьки работала на плавучем цехе по разделке рыбы, который находился тут же в поселке. Работала она в три смены. Федька был предоставлен сам себе все свободное от учебы время. Часто играл со своими друзьями. Их у него было два. Звали их Сашка и Вовка.
Как-то раз, в начале мая на большой перемене Федька, Сашка и Вовка заигрались во дворе и запоздали в столовую. В столовой в этот день давали манную кашу, бутерброды с маслом и какао.
– Ребята, давайте бегом, – кричал Федька своим друзьям. – Наши уже поели и пошли в класс.
Мальчики, запыхавшись, забежали в столовую и уселись за свои места. Рядом доедал свой обед первоклассник. Он неторопливо жевал свой бутерброд.
– А руки кто мыть будет?! – строго спросила раздатчица обедов.
– Мы не успеем тогда на урок, – ответил ей Федька.
– А руки у нас чистые! – ввернул Сашка.
– Мы недавно мыли руки! – соврал Вовка.
– Ну смотрите у меня! – погрозила пальцем раздатчица и скрылась на кухне.
Только трое друзей зачерпнули ложкой в тарелке как раздался звонок на урок.
– Опоздали! – крикнул Федька.
Федька повернулся к первокласснику и вывалил свою кашу в тарелку мальчика, бутерброд сунул в карман, а какао выпил залпом. Сашка и Вовка повторили за Федькой, со смехом вытряхнули из своих тарелок кашу в тарелку первоклассника. Бутерброды они тоже сунули в карманы. Из переполненной тарелки первоклассника каша высыпалась на стол и брюки маленького мальчика, испачкав его одежду.
– Какао допивайте! – скомандовал Федька, относя к столу грязной посуды свою тарелку с пустым стаканом.
Сашка и Вовка взяв в руки свои тарелки на ходу допили какао. Трое мальчишек побежали на урок в класс.
Посреди урока в класс зашла завуч школы вместе с мальчиком, в тарелку которому Федька, Вовка и Сашка вывалили свою кашу. Лицо мальчика было заплакано, на его штанах темнели большие пятна от счищенной только что манной каши.
– Ну, кто? ¬– строго спросила его завуч.
– Вот, они, трое! – мальчик показал на сидящих рядом Федьку, Вовку и Сашку.
– Так, вы трое собирайте свои вещи и ко мне в кабинет, – в приказном порядке обратилась она к мальчишкам.
– Как вам не стыдно обижать младших! – возмущалась завуч, обращаясь
к мальчишкам. – Оставляйте свои портфели и бегом за родителями. Пока родители не придут в школу, портфели ваши я не отдам!
Расстроенные мальчишки побежали за своими родителями. Федька побежал на работу к матери.
– Мам….там…это, – начал мямлить Федька. – Там тебя вызывают в школу.
– Что такое? – всполошилась его мать. – Что натворил?
Федька уже чуть ли не хныкая, рассказал о произошедшем.
– Сам набедокурил, вот сам и разбирайся, – выругалась на Федьку мать. – В школу я не пойду.
Вернулся Федька в школу. Из кабинета завуча Вовку и Сашку за уши выводили их отцы.
– Твои родители пришли? – спросила завуч Федьку, как только тот зашел в её кабинет.
– Мама не придет, – опустив голову ответил Федька.
– Тогда портфель свой обратно не получишь.
– А как же мне учиться? – спросил мальчик.
– Жду родителей!
Всю оставшуюся неделю Федька ходил в школу без портфеля. Если с него спрашивали выполнение домашнего задания, то он только отвечал, что у него забрали портфель со всеми тетрадками учебниками. Учителя только и могли, что развести руками и не ставили ему двойки. Это Федьке даже понравилось. Но перед выходными завуч все-таки вернула Федьке его портфель.
В выходной Федька проснулся рано. Мать еще в ночь снова ушла на смену. Выпив бутылку кефира, Федька помчался на улицу к своим друзьям.
– Вовка, Сашка, выходите! – кричал на весь двор Федька.
– Мне нельзя, – крикнул в ответ Федьке Сашка. – Меня за ту кашу не отпускают. Вовка показался в окне и дал знак своему другу, что тоже не выйдет.
 Федька, опустив голову, пошел куда глаза глядят. А Вовка и Сашка с грустью смотрели своему другу вслед.
Федька прошел всю улицу, вышел на окраину поселка. Миновав гаражи,
он вышел к судовому доку. Дальше дока Федька и его друзья никогда не ходили.
 Пройдя док, Федька добрался до ближайшего перелеска. Ведомый любопытством он пошел дальше. За деревьями показались ржавые остовы речных судов. Здесь было их кладбище.
– Вот ребята удивятся, когда я им это место покажу! – сказал вслух мальчик. Он решил подойти поближе. Суда лежали на берегу реки. Здесь были два буксира-толкача, речной дизель-электроход, плав-кран, три катера и несколько паромов. Какие-то из этих судов лежали на боку, какие-то почти полностью были в песке. Федька обошел вокруг и увидел, что за старым баркасом, зарывшись кормой в песок, находился корпус длинного судна. К судну была приставлена металлическая лестница.
Федька залез по этой лестнице и очутился на палубе. Он зашел в рубку судна. У мальчика разбежались глаза от обилия на панели управления различных кнопок, лампочек и рычажков. Рассматривая и трогая их, Федька не заметил, что пол в рубке почти весь проржавел. Дотягиваясь до очередного рычажка Федька со скрежетом провалился. По счастливой случайности он упал на металлическую сетку. Замерев на мгновение от страха, Федька вскоре пришел в себя. Он огляделся. Лежал он на койке, которая больше всего походила на большой гамак. Рядом был стол. Кресло лежало перевернутым в противоположном от стола углу. Пол в помещении был полностью покрыт толстым слоем ила и песка.  Федька, кряхтя, поднялся с койки пошел по илу к приоткрытой двери. У самой двери в песке он обнаружил капитанскую фуражку. Поднял её и отряхнул от песка. Фуражка имела форму конуса, а верхняя часть фуражки украшена металлической кокардой с надписью «Капитан». Федька решил фуражку забрать с собой. Приоткрытая дверь не поддавалась. Федька с трудом протиснулся в дверь и стал подниматься по лестнице наверх. Уже стоя на лестнице Федька обернулся. На двери была надпись: «Комната капитана». Выбравшись на палубу судна, Федька спустился на берег по той же лестнице, по которой и поднимался. Мальчик решил обойти это судно с другой стороны и посмотреть, что там еще есть интересного. Обойдя судно, Федька поднял вверх голову. На корпусе большими буквами была надпись «Ласточка».
– Лас-точ-ка…..– вслух по слогам прочитал мальчик надпись на судне. 
– Ласточка?! – удивленно произнес Федька.
Он снова посмотрел на фуражку, которую держал в своих руках. На солнце кокарда сильно сияла металлическим блеском.
– Папка, – полушепотом произнес Федька, гладя рукой кокарду.
Потом он стремглав побежал в сторону дома.
– Мама, я Ласточку нашел! – крикнул Федька, едва его мать успела вернуться с работы и зайти в квартиру.
– Какую еще ласточку, – уставшим голосом спросила его мать.
– Папкину Ласточку! – подбежал мальчик к матери. – Вот, я на Ласточке нашел. Федька протянул матери испачканную фуражку.
Мать Федьки взяла фуражку из рук сына и присела на стул. Она долго рассматривала фуражку, теребила её в руках. А потом прижала ее к своей груди и тихо заплакала.
– Мам, не плачь, – еле сдерживая слезы, упрашивал её Федька. – Прошу тебя.
– Все, хорошо, сынок, – успокоила его мать.
В летние каникулы Федька вместе с Вовкой и Сашкой бегали за поселок и целые днями пропадали на кладбище речных судов.
– Отдать швартовые! – кричал Федька, стоя в рубке.
– Есть отдать швартовые, – отвечал ему Сашка.
– Полный вперед! – командовал Федька.
– Есть полный перед, – отвечал ему Вовка.
Федька стоял в рубке и широко улыбался. На голове его была надета отстиранная добела фуражка с блестящей металлической кокардой и надписью «Капитан».


Рецензии