Смертная казнь - за и против
Смерть – это прекращение жизнедеятельности организма человека, его клеток.
«Википедия- Смерть — прекращение жизни, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма.»
Различаются основные виды смерти человека: естественная от возраста, от болезней, эвтаназия -добровольная смерть, самоубийство (суицид), смерть насильственная по решению общества, государства (по приговору суда) и от руки преступника, смерть по неосторожности.
Тема сегодняшняя – смерть насильственная по решению государства, определённая приговором суда, как наказание за умышленные, незаконные действия человека, повлекшие смерть другого человека не на поле боя и не в результате противодействия действиям, влекущим смерть невиновного.
С момента осознания себя личностью человек постоянно пытается разрешить вопрос – правильно ли в отношении других людей, совершивших тяжкие преступления против жизни и здоровья людей, повлекшие смерть, применять смертную казнь – насильственное, контролируемое и организованное убийство человека, задержанного и признанного виновным приговором суда в преступлении, за которое как мера наказания предусмотрена смертная казнь, ограниченного к этому моменту в своих правах на свободное перемещение и выбор рода деятельности, формально не представляющего общественной опасности.
«Википедия - В Ветхом Завете смертная казнь назначается за ряд преступлений. Согласно одному из подсчётов, смертной казнью должны были караться тридцать шесть преступлений (восемнадцать наказывались побиением камнями, десять сожжением, два обезглавливанием, и шесть удавлением).»
При этом в другие, более ранние и поздние времена законы и обычаи практически всех народов указывают на допустимость и необходимость применения смертной казни, по разному определяя вид проступка (преступления) за совершение которого предлагается насильственно лишить человека жизни.
Между тем со временем подход к этому вопросу в обществе меняется, но всегда является актуальным, цикличность принимаемого решения «за» и «против» очевидна.
Вопрос убийства врага во время сражения на поле боя (войны), при защите от посягательства на жизнь и здоровье других людей, при отсутствии реальной возможности предотвратить посягательство, сейчас не рассматривается, это другая тема и ответ здесь однозначен – если нет другой возможности предотвратить опасные действия врага в бою (на войне, при задержании особо опасного преступника с оружием в руках, при нападении, грозящем жизни и здоровью), его следует убить. И это не смертная казнь, это способ остановить человека, адекватным нападению способом защиты.
В вопросе применения смертной казни есть ряд проблем, которые очевидно всегда будут влиять на подход в этом не простом вопросе.
1.Насколько один человек, даже объединившись в сообщество с другими людьми (суд), вправе применить смертную казнь – убийство другого человека, не представляющего в этот момент реальной опасности, изолированного и не имеющего возможности больше совершать тяжкие преступления.
Изучение физиологии и эволюции человека приводит к выводу, что человек относится к разряду животных.
«Интернет: Человек относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек и виду Человек разумный.»
Википедия Инсти;нкт (от лат. instinctus — «импульс») в биологии — совокупность врождённых потребностей и врождённых программ их удовлетворения, состоящих из пускового сигнала и программы действия, другими словами — совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях. Инстинкт представляет собой наиболее развитую форму врождённого поведения животных, возникающую в ответ на внешние и внутренние раздражители и направленную на удовлетворение основных биологических потребностей.»
Большая российская энциклопедия: Инсти;нкт (от лат. instinctus – побуждение), наиболее развитая форма врождённого поведения животных и человека, возникающая в ответ на внешние и внутренние раздражители и направленная на удовлетворение основных биологических потребностей. Инстинкты передаются из поколения в поколение, выдерживая жёсткий естественный отбор. Они специфичны для особей каждого вида и имеют большое значение для выживания организма.
Эволюция наделила человека кроме инстинктов и разума инструментом сдерживания инстинктов – нравственностью, то есть физиологическим инструментом воздействия на свои инстинкты, при этом не путём осмысленного принятия решения, а на уровне физиологического, подсознательного запрета на совершение инстинктивных агрессивных действий, не вызванных реальной необходимостью по защите своей или чужой жизни.
В работах «О смысле жизни» и «О счастье» я писал, что нравственность в популяции очевидным образом, как свойство организма, не эволюционирует, нравственность сформирована на определенном уровне развития человека как вида, а дальше нравственность имеет свойство изменяться в течение жизни конкретного человека под воздействием работы человека над собой – изменением физиологического состояния организма, химических и физических процессов в организме.
Аналогичным образом не исчезают, а остаются и у отдельных людей прогрессируют такие виды проявления инстинктов как агрессия, жадность, зависть, алчность, другие.
И это часть космического закона – человек как разумный вид будет существовать до тех пор, пока идёт борьба внутри вида, борьба между инстинктами и нравственностью, борьба добра и зла.
Наверное повторюсь – в Библии основным моментом является философия работы человека над собой по развитию нравственности (Библия написана исключительно в этих целях как направление философии) и подведение итога – Бог принял распятого за убийства разбойника на небо (в рай) увидев, что разбойник изменился – физиологически стал неспособен к убийствам путем реализации работы над инстинктами, работы над нравственностью, раскаялся это значит стал физиологически другим через работу над собой, над своим организмом, а следовательно через образ разбойника в Библии приводится пример того как любой, даже самый опасный убийца может стать нормальным человеком, системно, последовательно живущим по принципам нравственности:
«Евангелие от Луки:
Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
23:43. И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне
же будешь со Мною в раю.»
Естественно, в Библии всё иносказательно, нельзя жить убийствами и говорить: вот я потом раскаюсь и буду в раю.
Лицемерие никогда не помогало человеку обмануть самого себя.
Вместе с тем примеров искреннего понимания людьми своего неправильного поведения и стремление измениться и стать другим можно приводить бесконечное множество, в том числе примеров искреннего раскаяния людей, совершивших и тяжкие преступления.
2.Целесообразность и необходимость применения смертной казни к человеку, который может быть изолирован от общества без применения крайних мер.
Применение смертной казни к человеку по приговору суда, то есть к человеку изолированному и уже не представляющему опасности, является в свете изложенных выше рассуждений примером безнравственности.
Формально речь идёт о том, что легче убить (казнить) уже неопасного и беззащитного человека, чем кормить его, охранять его от побега, содержать в тюрьме или колонии.
Если идёт речь о мести за совершённое преступление, то действующее законодательство и человеческая этика (нравственность) не использует понятие месть как метод работы по изменению человека, его отношения к жизни и его поведению, формально месть можно отнести к одному из проявлений негативных инстинктов.
3.Вероятность ошибки и применения смертной казни к невиновному является одним из факторов, который оказывает влияние на убеждение в необходимости не применения смертной казни как меры наказания.
Любое наказание, применяемое государством несёт несколько функций, в том числе как профилактическое воздействие и мера пресечения неправильного поведения, мера воздействия на человека, побуждающая человека переосмыслить свои поступки, поведение, свою жизнь и системно работая над собой изменить свои жизненные мотивации, которые привели человека однажды к совершению противоправного поступка.
И ещё - применение смертной казни НИКОГДА не останавливало ВСЕХ людей, желающих совершить тяжкое преступление.
Свидетельство о публикации №224112001720