Как бросить пить. Опыт знаменитостей

Благодарю автора за интересное сообщение, добавил бы к перечню упоминаемых авторов Джека Лондона с его произведением "Джон Ячменное зерно".
Автобиографическая повесть  «Джон Ячменное зерно»рассказывает о жизни писателя, связанной с выпивкой, о значении алкоголя в его жизни и о борьбе с алкоголизмом.
Повесть была опубликована в 1913 году и оказала огромное влияние на трезвенное движение в США. Название взято из британской народной песни «Джон Ячменное Зерно».
В произведении Джек Лондон вспоминает о своём опыте общения с алкоголем на разных этапах жизни, начиная с пятилетнего возраста и до того, как он стал богатым и успешным писателем.
Для большинства друзей и знакомых Джека Лондона было бы большой неожиданностью узнать, что писатель всю жизнь страдал от затяжных приступов депрессии. На людях он всегда оставался душой компании и весельчаком и искусно прятал свои настоящие чувства и мысли. Один из самых популярных и любимых читателями романов Лондона «Мартин Иден» имеет много автобиографичных деталей. Писатель тоже был вынужден с ранних лет браться за любую подвернувшуюся работу, не понаслышке знал ремесло моряка, был чрезвычайно сильным и выносливым, обладал теми же упорством и целеустремленностью в достижении своей главной цели — стать настоящим писателем. Так же, как и Мартину Идену, Лондону пришлось много раз получать отказы от издательств и журналов, прежде чем его творения сумели оценить по достоинству. Он так же трудился не покладая рук, много часов подряд, не вставая из-за стола по восемнадцать часов. И вот, в возрасте сорока лет, он наконец-то мог признаться, что его главная мечта всё-таки претворилась в жизнь: его литературный талант был признан и критиками, и читателями. Но он продолжал страдать от приступов неудержимой тоски и депрессии, которые становились всё продолжительнее и тяжелее. Прекратить свою писательскую деятельность он не мог: приобрётенное ранчо требовало немалых денежных средств на свое содержание. Чтобы побороть свою апатию, писатель часто прибегал к помощи алкоголя: он ненадолго помогал развеять эту чёрную тоску и безысходность.
"Итак, на скамье подсудимых Джон Ячменное Зерно! Сколько хороших, ценных людей, чьи недостатки проистекают от их достоинств - от чрезмерной силы, от чрезмерной храбрости, от душевного огня и благородной отваги, Джон Ячменное Зерно захватывает и уничтожает. Конечно, он уничтожает и безвольных, но я говорю сейчас не о таких. Я говорю о ценнейшем человеческом материале, который он беспощадно сжигает. И все это происходит оттого, что Джон Ячменное Зерно торчит на каждой улице, на каждом перекрестке. Он всегда доступен, находится под охраной закона, ему отдает честь постовой полисмен, не мешая ему зазывать прохожих и тащить в те места, где собираются славные, смелые люди и пьют мертвую. Если бы Ячменное Зерно убрали с дороги, смелых людей рождалось бы не меньше, но они не губили бы себя, а жили с пользой".
Джек Лондон "Джон Ячменное Зерно".
proza.ru/2016/01/07/196

А далее: сообщение в электронной почтовой рассылке для лайвлибовцев.

Как бросить пить: опыт знаменитостей

Существует мнение, что зависимость — признак гениальности, и все знаменитые люди имели свои слабости. Ерунда. Это всего лишь означает, что у знаменитых людей их слабости были на виду, а дурные привычки, включая алкоголь, есть у громадного числа людей: курение, еда, постоянная смена партнеров, азартные игры. Это такой допинг — нажал кнопочку и сразу получил удовольствие, чересчур легкий антидепрессант.

Знаменитостей, которые побороли пьянство, много, но успешный пример среди писателей, к сожалению, всего один — Стивен Кинг . При этом нельзя сказать, что каждого сильно выпивающего писателя сгубило пьянство, хотя даже у тех, кто прожил долго (например, Буковски ), пьянство основательно подпортило здоровье.

Существует множество методик, как избавляться от вредных привычек, самая популярная — разработанная Алленом Карром. Книг, которые обещают быстрое излечение, тоже полно, можете слушать аудиокниги, читать информацию онлайн, ходить к гадалкам, пробовать народные способы, но поможет ли это? Давайте разберёмся. Методов бросить пить так много, что, очевидно, все они действенными быть не могут, иначе бы навсегда «уйти в завязку» было бы так же легко, как выбросить упаковку от пакетика с чаем. Но выделим универсальные правила. Ведь знаменитости потому и получают внимание и деньги, что на их ошибках мы учимся сами. И когда ваш друг или родственник говорит, что «Все знаменитые люди пили», попробуйте уговорить его прочитать эту статью.

Осознание

Зависимость бывает очень приятной. Да, перегар, похмелье и головная боль по утрам могут остановить часть мужчин и женщин от того, чтобы прыгнуть в омут с головой, но, увы, дурное самочувствие на завтрашний день довольно слабо мотивирует тех, кто хочет выпить сейчас.

Разгульный образ жизни Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и его жены Зельды по сию пору остался как образец чистой радости, наслаждения «эпохой джаза». По сути, сам Фицджеральд и создал миф из времени, в котором жил: танцы до упаду, вино и шампанское рекой. А также всё искусство того времени, которое стало стойко ассоциироваться с разгульными вечеринками. Сторонников строгой морали пара тоже порадовала тем, насколько несчастливый финал был у их брака: сумасшествие Зельды и ранняя смерть Фрэнсиса.

Грань у каждого человека между «пью, потому что мне весело» и «пью, так как мне иначе не весело» исключительно своя. Но, как правило, проблемы начинаются в тот момент, когда алкоголь перестает быть просто «жидкостью, которая располагает к общению», а заставляет голову кружиться, а самого человека совершать глупости. Скажем так, если пара Фицджеральдов купалась в фонтане просто так — это прожигание жизни, если они это делают сильно по пьяни — это не наслаждение, это отравление организма, которое выглядит смешно. Сам Фицджеральд сформулировал это так: «Сначала ты выпиваешь алкоголь, потом алкоголь выпивает алкоголь, а потом алкоголь выпивает тебя». Одно дело, когда спиртное является мгновенным способом повысить себе настроение, другое — когда оно является побегом от психологических проблем: средством снять внутренние запреты или попыткой бороться с депрессией.

Фраза «брошу, когда захочу» давно стала притчей во языцех. Большинство людей не замечает, что уже давно стали зависимы. Проверьте сами себя: бывает ли вам весело без выпивки? Можете ли поболтать с друзьями без выпивки? Испытываете ли удовлетворение от жизни? Если нет, надо менять либо жизнь, либо обратиться к наркологу. Без осознания не бывает излечения. Не важно, какой именно алкоголь стал для вас необходим, хоть лёгкое пиво, но если алкоголь определяет ваше отношение к жизни, вы на пути к зависимости.

Желание

Каждый человек, мечтающий об излечении от алкоголизма, скажет, что желание излечиться у него громадное. Увы. Давайте рассмотрим пример того же Кинга, как прекратил употреблять он.

К нему пришла жена и поставила условие, что если он не бросит алкоголь и наркотики, то потеряет семью. И желание сохранить семью вывело его из тьмы. А теперь давайте разберёмся чуть глубже, чем эта красивая история. Начинал пить и наркоманиться провинциальный учитель без всяких перспектив, а бросал уже признанный писатель с головокружительной карьерой, обладающий большими деньгами и достаточно нестарый, чтобы дальше делать, что хочет. А если бы сорвался, предпочёл бы запой семейной жизни, вряд ли бы успел насладиться всем тем, что дают деньги и любящие люди рядом. Да и как та, что прочитала довольно много его книг, могу сказать, что не понимаю, как Табита жила с подобным мужем, так как у вечного «лирического героя» Кинга, то есть постоянного персонажа пьяницы-писателя постоянно присутствовала идея фикс — убить жену. И я не поверю тем, кто скажет, что «это же вымысел», только не у Кинга, который вечно использует литературу как личного психотерапевта. Да, в данном случае эта операция на доверие принесла свои плоды: писатель смог восстановиться, выйти из своего длительного состояния алкогольной зависимости, но сколько бывает печальных примеров.

Для него вопрос стоял не только в разводе: не он первый, не он последний. Вопрос стоял между прекрасной жизнью, наполненной удовольствиями, вместе с семьёй, или всеми презираемой смертью, где он бы совершил нечто непоправимое или довёл бы себя до передоза или смертельной интоксикации. Увы, некоторые люди осознают и такую альтернативу, но продолжают искать где бы выпить, в таком случае не пытайтесь убедить сами, только к врачу!

Во всех статьях, что я встречала, обязательно упоминают, что Кинг после этого написал роман «Необходимые вещи», мол, молодец, не растерял вдохновения. Нет, тут важнее содержание романа. Кинг писал книгу о тех вещах, что кажутся необходимыми, но на самом деле разрушают обладателей. Он готов был пожертвовать писательским талантом, хотя писать не бросил, но об этом чуть позже. Его мотивация была чёткой и крайне понятной.

Алкоголь — это уход от жизни. Жизнь при этом может быть замечательной: богатой, успешной, лишённой стрессов. Но по тем или иным причинам пьющего человека эта жизнь не устраивает. Достаточно часто люди, бросившие пить, подсаживаются на другую зависимость: курение, переедание, кофе, иные энергетики ( Достоевского любят приводить как пример трезвенника, умалчивая, что у него была другая зависимость — азартные игры).

Бывает и зависимость, насаженная обществом: так девушки из-за нереалистичных стандартов внешности на протяжении нескольких десятилетий вызывали у себя тошноту и рвоту ради похудения. Психологи советуют бросившим пить найти хобби или заняться спортом. По сути дела, сменить разрушительную привычку на более полезную.

Очень важно поставить для себя цель, указать, ради чего бросаешь пить. Не размытое будущее удовольствие, а конкретное. Не просто «семья будет гордиться», а «с семьёй поеду в отпуск». Ко всему, если от жизни хочется сбежать, то подумайте на трезвую голову, как можно эту жизнь сделать лучше. Если вы можете общаться с друзьями только по пьяной лавочке, меняйте круг общения. Алкоголь помогает не задумываться над своей жизнью, так что постарайтесь вынырнуть из его душащих, оглушающих объятий и задуматься: как вам получать удовольствие вне пьянства.

Вдохновение

«Небо разверзлось, и громадная рука протянулась сквозь трещину между облаками, слепо пошарила, сгребла и утащила наверх какого-то человека; человек засунул в носки по паре змей, которые сквозь штанины проникали ему под рубашку и ползали по всему телу; человек, влюблённый в кузину, выкопал её труп, чтобы вырвать у неё прекрасные белые зубы». Последний пример я взяла у Эдгара По, который тоже любил «заложить за воротник» (хотя и не в тех объемах, как представляли его недоброжелатели).

Алкоголь снимает запреты. Ты не можешь в обычной жизни думать о змеях, которые всё время трясут древо познания. Ты не звонишь бывшим. Ты не подходишь познакомиться к фотомодели, которая внезапно оказалась на той же вечеринке, что и ты. У тебя есть табу не только на те действия, но и мысли, которые кажутся тебе сумасшедшими.

Ты можешь думать о запретном во время сна, алкогольного опьянения, наркотического трипа. И, считаю, это самый главный соблазн тех, кто что-то создает — писателей, композиторов, художников. Выпей жидкость и получи доступ к себе самому, сними тот блок, который заставляет тебя не только выглядеть нормальным, но и мыслить, как остальные люди. Волшебная таблетка, помогающая заглянуть «за грань», лекарство от всех установок, которые мешают тебе жить и быть собой.

Есть расхожая фраза, которую приписывают другому алкоголику Эрнесту Хемингуэю : «Пиши пьяным, редактируй трезвым». Но никто не упоминает, почему пьяным писать лучше. Муза приходит — вот и весь разговор. Ни разу не видела фразу, что по пьяни произведения получались лучше. Это может быть и потому, что писателей вовсе не тянет сознаваться, что без алкоголя они никто.

Мне икается, а значит возвращаемся, как обещала, к Кингу. Хотя он и не сознается в этом, но, как по мне, он был готов бросить писательскую карьеру. Тем более, что он не раз действовал по той же схеме: он пытался бросить писать ужасы, он пытался завершить карьеру после аварии 99-го года, объявив, что цикл «Темная башня» станет его лебединой песней. Как видите, свое слово он не сдержал. Писательство и стало той самой зависимостью, которая заменила остальные, отходняк, ставший пьянством сам по себе. Он полагал, что пьет для писательства, но нет, — писать он смог и после. Хотя и относится как к зависимости. Раз в день, в определенное время, строго определенное количество рюмок, пардон, страниц пишет в день, потом проводит время с семьей...

Если Муза приходит к тебе только по пьяни, то она приходит к алкоголю, а не к тебе, тебя же считает недостойным. Если что-то стоящее ты можешь придумать только пьяным, значит твоя фантазия слаба. Нам вбивают в сознание очень вредную мысль, что пишет как бы не сам человек, пишет вдохновение, Муза, кто-то иной. Так что, разумеется, всё заканчивается тем, что человек будет искать способы убить самого себя, отключить свой мозг, дать место кому-то еще. И алкоголь в таком случае отличный способ дать выходной тревогам своей бытовой жизни, дать место кому-то еще, стать одержимым собственным бессознательным. Но можно ли в таком случае считать, что что-то создал ты сам? Ты будешь смотреть на плоды своих трудов и сознавать, что они принадлежат другому, а в трезвой реальности ты остаешься никем.

Единственный путь к вдохновению — это самостоятельно снимать запреты в собственном мозгу. Вы их установили (пусть и при давлении извне), вам от них и избавляться. Хотите доступ к подсознательному? Хотите доступ к лучшей версии себя, которая может творить, пока вы не можете? Рекомендация: снимайте блоки внутри себя. Не волшебной жижей, а мыслями, борьбой с негативными установками из детства. Попытайтесь стать свободными, а не с помощью алкоголя обрести иллюзию свободы.

Виктора Пелевина неоднократно обвиняют в том, что он принимает наркотики, ведь он описывает образы, которые здоровый человек запрещает сам себе представлять, пока их не представит и не опишет кто-то другой. Но сам Пелевин всегда отрицал, что принимает психоделики сверх того, что экспериментировал в молодости: «Большинство моих друзей, да и я сам, давно поняли, что самый сильный психоделик — это так называемый чистяк, то есть трезвый и достаточно дисциплинированный образ жизни […] И потом, что это значит: “расширение сознания”? У сознания нет таких характеристик, как длина или ширина, сознание не надо расширять или углублять, я думаю, что его надо постепенно очищать, а для этого наркотики не просто бесполезны, они вредны. Человеческое тело само выработает всю нужную химию».

Тот, кто пьёт, надеясь, что более крутой пьяный двойник напишет всё за него, придёт вдохновение, Муза, чужой инфернальный дядя и поживёт жизнью творца, даст произведение взамен того, что будет некоторое время пользоваться тушкой пьянчуги, просто столкнётся с тем последствием, что лишится своего дара, перестанет создавать нечто сам, а потом и мозг, разрушенный алкоголем, станет не самым приятным местом для того, чтобы там поселялись такие брезгливые создания как Музы.

Презрение к алкоголю

Даже те, кто лечит кодированием с использованием гипноза, чаще всего предлагают представлять алкоголь как вашего врага: «Возненавидьте!». Нет, к врагам бывает ненависть, но может быть и уважение. Врагу не стыдно проиграть. Презрение более правильное чувство. Врагу можно подчиниться, ненавидеть и подчиняться. А вот тому, кого презираешь, уступить можно, если есть необходимость, но немного, полшага, а потом обязательно отыграться.

Но ты же сама, скажете вы мне, говорила, что бросать пить надо в том случае,  если в трезвости есть нечто прекрасное, что тебя ждёт. А что, если меня не ждёт ничего хорошего и изменить жизнь я не могу?

Тсссс! Скажу вам исключительно по секрету: нет никакого «второго я», никакого двойника, который занимает ваше место, когда вы выпьете. Есть только вы сами. И тот человек — хороший и плохой, — вы сами, это вы ждёте себя на трезвой стороне. Все неизведанные вами пока стороны вашего сознания и подсознания, страхи, которые вы сумеете преодолеть, образы, которым вы дадите волю. Это всё вы. И вам не нужна убивающая мозг жидкость, чтобы получить самого себя. Кто понял это в молодости, попробовав жидкость, поднимающую завесу, но не дав ей вести себя по жизни, те обрели самую главную ценность в жизни: самих себя.

Никто пока не выдумал точных инструкций, как любой человек смог бы избавиться от зависимости, нет рецепта, нет волшебной таблетки, но если человек полагает, что выпивая, становится ближе к «великим», то стоит воображать не лучшие, а худшие стороны алкоголя. Опухшие и отечные покрасневшие лица тех, кого ваша учительница литературы осмеливалась называть только шепотом, их изжогу и тошноту, когда они пытаются сесть за писательскую работу, тревожность, «белый лист», и то, как они тянутся за выпивкой, чтобы обрести себя, хотя как раз из-за алкоголя они уже почти себя потеряли. Те, кто повторяет, что алкоголь помог писателям создать великие книги, задумайтесь над тем, сколько бы книг, прекрасных миров они могли бы создать, если бы не ставили между своим воображением и писательским мастерством эту химическую преграду.

Текст: Энджи Эфенди, автор телеграм-канала Bookkittenz


Рецензии