В Чавайнур
Экскурсия началась с посещения рощи (ото).Именно об этой роще Сергей Чавайн написал стихотворение "Ото".
Прошлись по роще,зашли вглубь.По скошенной свежей траве дошли до родника.Родник отремонтирован,сделаны лестницы. По обычаю марийцев я в воду кинула монетку и попросила благословение от Ву"д ава(Мать вода),чтоб мои желания исполнились.Не буду описывать пожелание.Хочу дождаться того дня,о чем попросила,чтоб полностью моя просьба сбылась.(Хочу отметить,просьба полностью исполнилась.А просьба была такая:
поставить памятник Филиппу Букетову,благоустроить место и провести мероприятие по открытию памятника Филиппу Букетову). Ву"д ава мои просьбы услышала.Хотите верьте,хотите нет,но мои пожелания полностью сбылись 12.11.2024,как я и планировала.
Затем доехали в этнографический центр музея Сергея Чавайна.Для меня посещение Чавайнура оказался вторым приездом.
Первый раз Чавайнур я посетила в прошлом 2023 году в июне месяце. В гостях радушные хозяева,хотя и потемнело,показали музей.
В тот день я обняла бюст Сергея Чавайна и попросила,чтоб к конкурсу юбилея Чавайна свои мысли смогла изложить в текст. Для меня стало удивлением то,что в конкурсе попала в число номинантов и выиграла второе место.
Значит, не зря меня потянуло на родину Чавайна.
Благодарна тому, что мне показали дом Сергея Чавайна,подробно рассказали об истории дома и его личных вещах.Далее показали двухэтажный комплекс. На память оставила в журнале запись о достопримечательности музея и о связи нашего рода Букетовых с Сергеем Чавайном(Сергей Чавайн был лично знаком с Филиппом Букетовым, мой отец Аркадий Букетов тесно общался с его сыном Юрием Чавайном).
Мне понравилось мероприятие от 12.07.2024.Нас встретили блинами из печки и квасом из ковша. Перед памятником Чавайна преподнесли гвоздики, затем двинулись в большой зал музея,где решали проблемы благоустройства Моркинского района.
В тот день параллельно справили юбилей Морко Таня.В большом саду собрали стол с блинами, горячей едой и чаем.
После праздничного стола направились в музей - дом Сергея Чавайна,где хранятся личные вещи поэта и писателя. Экскурсовод подробно рассказывал о сохраненных вещах. Всем было интересно. Лидия Иксанова прочитала свое стихотворение и подарила в музей свою книгу.
В конце состоялась дискуссия о сохранении марийского языка. Каждый предлагал свое мнение.
В настоящее время разговорная речь марийского языка находится на самом низком уровне. По радио и телевидению можно услышать много русских слов,а в марийских деревнях почти не разговаривают на марийском языке, как было в начале 2020 года.
Как приобщить молодежь к сохранению марийского языка?Как по районам сохранить национальную марийскую древнюю одежду?Многим не нравятся платья и костюмы,когда используют искусственную ткань,пришивая сверху ткани марийский узор.
Я полностью согласна с критикой. Из покон веков одежда марийцев готовилась из холщовой ткани,а не из искусственной материи.Также марийские узоры должны быть похожими,как вышивали в том или ином районе. Чтоб не путать один район с другим.
Поговорили о нынешних марийских песнях. Раньше музыка к марийским стихам сочинялись только марийскими музыкантами,а не брали мелодии от другого народа. Редко слышишь по радио хорошую песню с марийской мелодией.
Я несколько раз в деревнях по разговору слышала такую речь:
-Нам не нравится нынешнее радио.Зачем в эфир пускать некрасивые мелодии. В современных песнях звучит одно слово "любовь-йо"ратем-йо"ратем". А где содержание песни, где мысли? Нет нашей Раисии Даниловой, справедливой и честной женщины.Ее слова на Тиште кече были очень правильными.Она навсегда ушла от нас , но вперед нет сдвига.
Присутствующие пришли к единому согласию:
- Немедленно решить проблему сохранения марийской культуры, в полном объеме сохранить для будущих потомков марийский язык...
Поездка удалась.В фотографиях остались добрые воспоминания.
12.07.2024
Свидетельство о публикации №224112000187