Тронувшие некогда сердца радиослушателей...

.
Друзья!
Из Сети.

"Будущий символ советского и российского
радиовещания появился на свет 17 ноября 1939
года в городе на Неве. Вскоре после рождения
Виктора родители мальчика, ученые-
кристаллографы Виталий Борисович Татарский и
Нина Юрьевна Икорникова, развелись. И отец и
мама создателя «Встречи с песней» прожили
свыше 85 лет.
Татарский-младший все дни блокады находился в
осажденном Ленинграде, причем жил не с
матерью, а в доме малютки на Васильевском
острове. Позднее Виктор говорил, что не помнит
ничего из блокадного детства: из-за скудного
питания все ресурсы мальчика были направлены
на выживание, а не на сохранение впечатлений.
Первым воспоминанием Татарского стало
празднование в Ленинграде Дня Победы в 1945
году.
После войны отец привел Витю к своим
знакомым и оставил ребенка жить там. Виталий
Борисович изредка навещал отпрыска и,
вероятно, оставлял деньги на его кормежку, но в
целом мальчик рос на правах «сына полка»
огромной коммунальной квартиры. В 1947 году
Новости Статьи Биографии Гороскопы Кино
соседи разыскали Нину Юрьевну, жившую в
Москве с новым мужем, и сообщили ученой даме
о местонахождении ребенка. Мать забрала
Виктора в Белокаменную, но теплых отношений
между родительницей и сыном не сложилось.
В Москве Татарский-младший жил в районе
Собачьей площадки — ныне утраченной
площади на пересечении Борисоглебского,
Дурновского, Собачьего и других переулков, а
также улицы Большой Молчановки. Место
славилось дворовой шпаной, и маленький Витя,
хотя сам и не грабил торговые палатки, нередко
выступал наводчиком для дворовых приятелей.
Не пойти уроженцу Ленинграда по плохой дороге
помогло покровительство отчима —
театрального режиссера, сподвижника
Всеволода Мейерхольда Валерия Бебутова.
Когда пасынок зарывался, Валерий Михайлович
призывал мальчика к порядку словами: «Потише,
Витя! Полегче на поворотах!». Татарский с юных
лет посещал спектакли ведущих московских
театров, а в 7-м классе основал и возглавил в
школе театральный кружок имени Сергея
Мартинсона.
Карьера и творчество
В 19 лет Виктор нанялся актером в Астраханский
драмтеатр, приезжавший в Москву на гастроли.
Начинающий артист служил в труппе год, а затем
разочаровался в репертуарном театре, где так
много зависит от режиссеров и коллег по сцене, и
Новости Статьи Биографии Гороскопы Кино
покинул город в низовьях Волги. В 1959-1960
годах уроженец Ленинграда работал на радио
Мурманска.
В 1961 году Виктор поступил в Щепкинское
театральное училище. Позднее Татарский
признавался, что его вклад в прохождение
конкурса составлял 50 процентов: не меньшую
роль, чем артистические способности
абитуриента, сыграло знакомство его отчима с
педагогами «Щепки». Однокурсниками пасынка
Бебутова были Николай Губенко, Жанна
Болотова и Сергей Никоненко. С первого курса
Татарский начал работать над сольной
программой «Берегите людей».
Родственник Бебутова Онегин Гаджикасимов
пригласил Виктора работать на Всесоюзном
радио. Первое время Татарский делал
программу, рассказывающую о биографиях и
творчестве поэтов и композиторов. С 1967 года
уроженец Ленинграда вел передачу «Встреча с
песней», суть которой состояла в поиске по
одной строке композиций, тронувших некогда
сердца радиослушателей. Старые шлягеры и
малоизвестные песни обретали в передаче
Татарского новую жизнь. Отправители писем
делились с Виктором Витальевичем эпизодами
биографий, присылали ведущему фото,
подтверждающие правдивость рассказанных
историй. На 2019 год вышло 1350 выпусков
программы.
Более короткая жизнь оказалась у других
радиопередач Татарского: «Музыкального
глобуса», «Запишите на ваши магнитофоны» и
«На всех широтах». Чиновники из радиокомитета
вначале давали добро на выход программ с
песнями западных исполнителей, чтобы
отвлекать молодежь от слушания передач Севы
Новгородцева, а потом пугались своей смелости
и давали задний ход.
Среди других проектов Татарского —
озвучивание картин Федерико Феллини и Боба
Фосса, чтение закадрового текста в советских и
российских документальных фильмах, сольные
чтецкие программы. На рубеже второго и
третьего тысячелетий выпускник Щепкинского
училища был голосом телепрограммы «История
одного шедевра», знакомившей россиян с
картинами русских художников. С 1993 года
Виктор Витальевич вел программу «Звездный
час» на витебском фестивале «Славянский
базар».
Личная жизнь
Однажды в интервью Виктор Витальевич с
горечью сказал, что всегда оставался для матери
«нежеланным ребенком от мужа-предателя», и
призвал молодежь «не пороть горячку в личной
жизни», продуманно относиться как к
заключению брака, так и к разводу, помня, как
расставание родителей сказывается на детях.
Сведения о жене Татарского отсутствуют, но у
слушателей «Встречи с песней» создавалось
впечатление, что именно они семья ведущего.
Последние 10 лет жизни Татарский общался с публикой только посредством микрофона.
Исключение радиоведущий сделал для записи
программы «Линия жизни» на телеканале
«Культура» в 2016 году. Легенда советского и
российского радио поделилась с поклонниками
передачи «Встреча с песней» деталями
биографии и ответила на вопросы из зала.
В мае 2020 года Татарский был героем
программы «Радио России» «Настоящее
историческое», а спустя год дал интервью
радиопередаче «Хорошее начало».
Виктор Витальевич скончался в предпоследний
февральский день 2022 года. Причины смерти
народного артиста РФ, голос которого знали в
каждой российской семье, не оглашаются.
Программы.
— 1967-1997 — «Музыкальный глобус»
— 1967-2022 — «Встреча с песней»
— 1970-1972 — «Запишите на ваши
магнитофоны»
— 1973-1976 — «На всех широтах»
— 1993 — «Звёздный час»
— 1996-2003 — «История одного шедевра»
Интересные факты.
1. Однофамильцы пасынка Валерия Бебутова —представители русской, украинской и еврейской национальностей. Евреем, в частности, был
кинорежиссер Евгений Маркович Татарский,
поставивший такие фильмы, как «Колье
Шарлотты» и «Тюремный романс». Поскольку
отца диктора родители назвали Хаимом (имя
Виталий появилось позже), можно
предположить, что и у создателя «Встречи с песней» были еврейские корни.
2. Прапрадед Виктора Витальевича по
материнской линии — автор романа «Что
делать?» Николай Гаврилович Чернышевский.
3. Собачья площадка, где прошло послевоенное
детство и отрочество журналиста, упоминается в
романах «Дым», «Два капитана» и «Дети Арбата».
4. Татарский считал «Встречу с песней»
заговоренной передачей. Программа выходила
по четкому графику, и августовский путч 1991
года, и октябрьские волнения 1993-го пришлись
на недели, выходные для детища Виктора
Витальевича.
5. Татарский неоднократно хлопотал за
заключенных, писавших письма на передачу
«Встреча с песней». Журналист полагал, что
плохой человек не станет искать некогда
тронувшую душу композицию".https://24smi.org/
...Други!
Я раньше тоже не раз слушал любимую передачу "Встреча с песней" и был покорён ею! И сейчас не собираюсь грустить.
Ведь,по "Агни-Йоге", светлый Дух Виктора Татарского -бессмертен и благополучно проживает в Мире Тонком, готовясь к новому воплощению!
В.Н.
************
"ТОСКА ПО ТАТАРСКОМУ" . 85 ЛЕТ НАЗАД В ЛЕНИНГРАДЕ РОДИЛСЯ ВИКТОР
ТАТАРСКИЙ

Песня Б. Мокроусова и М. Исаковского «Одинокая гармонь» ассоциируется у миллионов радиослушателей с передачей «Встреча с песней»
Мало кто знает, что изначально в заставке были слова. Исполнителем композиции был известный советский оперный певец Сергей Лемешев.
Со временем осталась только музыка .

Вот уже третий год, как ушел Виктор Татарский, а ощущение сиротства у его слушателей - оно не проходит. По субботам в девять вечера
тысячи людей по привычке тянутся к радиоприемникам, чтобы услышать родной голос...

Кажется, что с исчезновением из эфира "Встречи с песней" в ноосфере планеты образовалась дыра.
Радио на стенке
говорит негромко.
Ровный, тихий голос
каждому знаком.
Маро Маркарян
Ведь мы, с детства слышавшие по радио Виктора Татарского, росли и обретали себя под его спокойные обертоны.
От этого голоса на сердце становилось торжественно и чудно, земля засыпала в сиянье голубом, как в стихах Лермонтова. Уже не тянуло
кувыркаться и бегать. Хотелось притаиться на коленях у бабушки или мамы и слушать, слушать...
"Тоска по Татарскому" - так назывался мой(Дмитрий Шеваров) первый очерк о Викторе Витальевиче.
Газета «Комсомольская правда», 24 августа 1994 года.
Это название ему нравилось. Бывало, вдруг вспомнит о нем и в который раз с наигранной строгостью спросит: "И вы сами придумали такой
заголовок?.. А, может, редактор?.."
- Да нет, - со столь же притворной обидой отвечал я, - это мой заголовок!
И тут Виктор Витальевич весело отзывался: "Браво!.."
А ведь тридцать лет назад это название - "Тоска по Татарскому" - выглядело странным. Виктор Татарский был на пике своей популярности
как актер, и как радиоведущий.
И я ведь тогда только познакомился с Виктором Витальевичем, впереди были долгие годы нашего счастливого общения.
Какая могла быть тоска?
"Встречу с песней" слушали в стране все, у кого был репродуктор на кухне или транзисторный приемник. Каждый месяц в однокомнатно
квартире Татарского на Старом Арбате появлялся очередной мешок с письмами слушателей.

Виктор Татарский родился 17 ноября 1939 года в семье научных работников, живших в Ленинграде на Кировском (ныне
Каменноостровском) проспекте в доме 26/28. Это знаменитый дом "трех Бенуа" на 16-й линии Васильевского острова.
Про первые семь лет жизни Виктора Витальевича мы почти ничего не знаем. Всё, что сам он знал о себе маленьком, - это рассказ матери,
относящийся к зиме 1941-1942 годов: "Я везу тебя на санках, вдруг - взрыв. Ты показываешь рукой в ту сторону и смеешься..."

Всю блокаду мальчик провел в доме малютки Петроградского района Ленинграда. Про эти годы Виктор Витальевич ничего не
помнил. Так было со многими детьми войны: Господь прикрыл им ладонью глаза, заслонил от них самое страшное, освободил их от памяти об этом времени.
О том, что пережил маленький Виктор, мы можем лишь догадываться по редким документам и свидетельствам ленинградцев. Вот запись из дневника военного шофера Николая Елисеева 24 апреля 1942 года: "Авиабомба упала в дом малютки, убила
заведующего и несколько детей...".
Память вернулась к мальчику лишь 9 мая 1945 года, когда отец привел его на набережную Невы, где в честь Победы выстроились
на рейде расцвеченные огнями военные корабли и раздались залпы салюта.
В последние годы Виктор Витальевич, обычно избегавший говорить в эфире о себе, признавался, что он - ленинградец, блокадник. При этом
он непременно благодарил тех, кто спас его в годы войны. Надеялся: а вдруг кто-то из сотрудников дома малютки на Петроградской стороне
еще жив и услышит по радио его слова.
27 января 2014 года, в день 70-летия снятия блокады Ленинграда, Виктор Татарский участвовал в прямом эфире "Радио России" и сказал
тогда: "Хочу поблагодарить сотрудников детского дома на Петроградской стороне. Я низко кланяюсь им. Они спасали детей. Это бы подвиг..."
В ответ слушатели "Встречи..." писали Виктору Витальевичу: "Спасибо тем женщинам, которые в блокадном Ленинграде сберегли вас крошечкой..."
Но ни одна из его спасительниц, увы, так и не откликнулась...
Разбирая почту "Встречи с песней", Виктор Витальевич в особый пакет откладывал письма из Ленинграда. Они звучали в эфире в первую очередь.
В 1970-1980-е годы все свои литературные программы Виктор Татарский старался прежде всего показать в родном городе. И ленинградцы
отвечали ему любовью. Особенно ему запомнилась худенькая седая женщина, приходившая на все его выступления с маленькой корзинкой,
прикрытой салфеткой. "После концерта она подавала эту корзинку мне. В корзинке было домашнее печенье..."
* * * * *
Из последних заявок Виктора Татарского в службу обеспечения Государственного телерадиофонда: "Прошу выдать для передачи "Встреча
песней" для использования в 2023 году следующие фондовые материалы:
1."Сулико" в исп. Т. Махарадзе;
2."Ласточка", армянская песня в исп. П. Лисициана;
3."Соловей" в исп. А. Соленковой;
4."Жертва вечерняя" П. Чеснокова в исп. хора;
5."Не для меня придет весна..." в исп. А. Карамзина..."
* * * * *
Встреча с песней
Когда Виктора Татарского спрашивали о любимой музыке, то после произведений классики он называл песню Давида Тухманова на стих
Семена Кирсанова "Жил-был я". Исполнял песню Александр Градский.
Жил-был - я.
Стоит ли об этом?
Шторм бил в мол.
Молод был и мил...
В порт плыл флот.
С выигрышным билетом
Жил-был я:
Помнится, что жил.
Зной, дождь, гром,
Мокрые бульвары...
Ночь. Свет глаз.
Локон у плеча...
Шли всю ночь.
Листья обрывали
"Мы", "ты", "я",
Нежно лепеча.
Знал соль слез.
Пустоту постели.
Ночь без сна.
Сердце без тепла.
Гас, как газ,
Город опустелый.
Взгляд без глаз -
Окна без стекла:
Где ж тот снег?
Как скользили лыжи!
Где ж тот пляж.
В 1947 году, в театре Маяковского шел спектакль "Молодая гвардия". По ходу действия
артистка Бабанова в роли Любки Шевцовой исполняла две песни, самые популярные в то время.
В одной из передач Татарский озвучил их, справедливо назвав голос Бабановой
божественным.

Где тот дождь?
"Вместе, босиком!"
Встань, сбрось сон.
"Не смотри, не надо..."
Сон не жизнь.
Снилось - и забыл.
Сон, как мох
В древних колоннадах.
Жил-был я...
Вспомнилось, что жил.
Татарскому не раз предлагали работать за рубежом, вести передачу «Встреча с песней» на немецком радио. Но он от таких предложени
всегда отказывался.
«Это только домашняя передача. Наша, российская. Ну нет, не может же быть того, чтобы там это поняли и восприняли».
https://www.liveinternet.ru/
******************

Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
29 ноября 2024 года


Рецензии