Мнг. нуьцгэн в ав. яз
"Голый" и "кожа" - самое заурядное совпадение. Оно широко распространено.
Диалектная лексика в ауарском чаще указывает на совпадение с мнг. лексическим материалом чем литературный ауарский, возникший как "войсковой язык" и в основе которого северные диалекты.
Сотрудники ДНЦ РАН нередко в своих монографиях открыто третируют южные диалекты, приписывая северным некую языковую "чистоту", чего в реальности нет. Южные как раз более архаичны и по лексике и по произношению. Свои собственные новшества в них тоже имеются, но они совершенно "безобидные" и направлены на "упрощение" разговорного языка.
Мелодика речи, интонация северных диалектов - тяжёлая, с нажимом на согласные, южные же наоборот "вялотекущие" без выделения согласных, т.е. без нажима на согласные и их удаления. "Тяжеловатость" и "нажим" всё же выдаёт грузинскую манеру общения, а не монгольскую. Она как раз "вялотекущая", где как в халхаском трудно понять, где начало, а где конец предложения. Особых усилий на болтовню они не тратят.
К тому же, как мы видим на примере литературного ГОНОЦI (диал. НОЦI), первый компонент всё же указывает скорее на тюркский источник, сохранившийся в современном турецком как GON, которое восходит к древнетюркскому КОЬН "обработанная кожа'. Мы не считаем нужным вдаваться в подробности, просто отметим, что ГОН находит отражение в тюркских языках, в отличии от диалектного просто НОЦI без присовокупления к нему ГОН.
Свидетельство о публикации №224112000459