Пушкин Онегин и недерим швуаим Татьяны
Читаем с этой проблемной позиции Письмо Татьяны (авторизованный перевод Пушкиным элегии француженки Марселины Деборд-Вальмор):
«Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.»
Итак, из этого бреда девицы, пораженной любовной истомой в состоянии «пришла пора…», заключаем, г-да, следующее:
1) Таня добровольно приняла обет (недер) – не знать иного мужчины. Всякий иной становится по этому обету запрещенным предметом любви
2) Таня добровольно дала клятву (швуа) не отдавать сердце (о прочем – по умолчанию в отчаянии?) и не принадлежать никому, кроме Жени
3) Таня забыла сказать «бли недер» … или не хотела, или не умела, или не знала Торы ,а няня не имела среди знакомых мудреца
Однако «Благи;ми наме;рениями вы;мощена доро;га в ад» 1* = Таня была другому отдана и приняла новый обет с клятвой пополам:
1) Не знать Жени
2) Быть век верной другому, которому отдана как «не виноватая я»
Но я другому отдана
И буду век ему верна
3) Таня опять забыла сказать «бли недер» … хотя имела подругой Нину Воронскую
Итог:
Любимая Пушкиным Татьяна - его верный и милый автору романа Идеал (именно титульно – с большой буквы! как Закон!) явился идеальным нарушителем обетов (недерим) и клятв (швуаим). Это ведет нас к мысли каким бы был финал романа, не женись Пушкин на красотке Гончаровой и не испугайся он своего же текста и риска рогачества
Прим. 1*
Авторство выражения часто приписывается английскому писателю XVIII века Самюэлю Джонсону. Его биограф Джеймс Босуэлл в своих воспоминаниях рассказывает, что в 1755 г Джонсон произнёс «Ад вымощен добрыми намерениями» (англ. Hell is paved with good intentions)[2]. Вальтер Скотт в романе «Ламмермурская невеста» (1819) приписывает его происхождение одному из английских богословов. По другой точке зрения, автор изречения — английский богослов XVII столетия Джордж Герберт, в книге которого «Jacula prudentium» присутствует фраза «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Данным изречением Герберт проиллюстрировал одну из идей протестантской этики, согласно которой действительность веры непременно ведёт к совершению добрых дел. https://ru.wikipedia.org/wiki/
В оригинале фраза должна звучать так: «Благими намерениями вымощена дорога в ад, благими делами дорога в рай». Беда в том, что Таня дважды забыла сказать «бли недер» …
И Пушкин оставил роман незавершенным и хотя последним его словом сделал слово Конец
Прим. 2*
Все фамилии основных действующих в романе лиц являются еврейскими: Ларин, Ленский, Онегин, Зарецкий, Грандисон. Их окружают:
а) русские – Скотинины, Буяновы, Пустяковы, Харликовы, Петушковы, Гвоздины, Фляновы и пара французов:
б) Трике и Гийо (Гильо – ошибочно)
***
Ликбез-ность
По Торе, у еврея есть две возможности посредством речи обязать себя что-либо делать или запретить себе что-либо: недер (обет) и швуа (клятва).
По Торе, у еврея есть две возможности посредством речи обязать себя что-либо делать или запретить себе что-либо: недер (обет) и швуа (клятва). Отличие между недер и швуа заключается в том, что недер относится к какому-то определенному предмету и сам предмет становится запрещенным (человек дает обет, что тот или иной предмет либо какое-нибудь удовольствие от него будут ему запрещены), в то время как швуа относится к определенному действию (человек клянется, что сделает какое-нибудь действие либо воздержится от него).
Клятва запрещает действие человека (Исур гавра), но не сам предмет запрета, недер же запрещает объект, но не действие (Исур хэфца). Поэтому человек не в праве запретить свое имущество другим с помощью клятвы, т.к. не имеет контроля над действиями других. Но с помощью недера можно запретить свое имущество другим, т.к. запрет ложиться на сам предмет, владение над которым дает право запрещать или разрешать его в использовании другим.
Кроме обычных обетов, описанных выше, есть и дополнительный вид обета. Этот вид мудрецы называют нидрей мицвот – обеты заповедей. В Шульхан Арухе (Йоре Деа, 203:6) приводится следующий закон: если еврей сказал, что на следующее утро он будет учить Тору, это считается обетом, и необходимо его выполнить. Этот закон действителен также и по отношению к исполнению различных других заповедей. Например, если человек говорит, что поможет кому-либо, это считается обетом. Поэтому каждый раз, когда человек намеревается сказать, что он выполнит ту или иную заповедь, либо сделает то или иное хорошее дело, следует предварительно произнести бли недер (без обета). Тем самым он сообщает, что не намеревается своим изречением дать обет.
В трактате Рош а-Шана (6а) сказано, что цдака также является одним из видов обета. Если еврей пообещал дать кому-то цдаку или сказал об определенных деньгах, что они предназначены для цдаки, это высказывание считается обетом. Поэтому, утверждает Талмуд, если еврей обещал дать цдаку либо сказал о какой-то монете или купюре: «она будет для цдаки», он обязан сразу же отдать ее на цдаку, чтобы не нарушить повеление Торы (Дварим, 23:22): «Когда дашь обет Г-споду, Б-гу твоему, не замедли исполнить его». Шульхан Арух (Йоре Деа, 257:4) пишет следующее: «Следует опасаться обетов, и по этой причине, когда человек обещает дать цдаку, следует сказать бли недер».
Если еврей делает какое-либо хорошее дело (анага това) три раза подряд (к примеру, постится три года один за другим в дни между Рош а-Шана и Йом Кипуром), или делает его даже один раз, намереваясь продолжить поступать так и в дальнейшем, это также считается обетом, и действие этого обета возможно прекратить только посредством атарат недарим – аннулированием обета (см. Шульхан Арух, Йоре Деа, 214).
Аннулирование клятв и обетов
Если человек поклялся или дал обет, а после этого он раскаивается об этом, он может аннулировать их посредством процедуры атарат недарим (аннулирование обетов). Отцу девушки, которая дала обет, и мужу представляется дополнительная возможность аннулировать обеты – путем афарат недарим (расторжение обетов). Подробно об этих возможностях аннулировать клятвы и обеты читайте отдельную статью.
Ѓатарат недарим – это возможность аннулировать клятву или обет в случае, если тот, кто их дал, раскаивается. Слова «ѓатара» переводится с иврита как развязывание, разрешение.
Чел, который дал клятву или обет и раскаивается в них – к примеру, он поклялся или дал обет, находясь в состоянии гнева, и, после того как успокоился, он раскаялся, что дал их – может их аннулировать.
Также чел, который в то время, когда поклялся или дал обет, не догадывался, что из-за определенных деталей ему не стоит их давать, а после этого понял, что клятва или обет были ошибочным решением, может аннулировать их.
Тот, кто поклялся либо дал обет, и раскаивается в них, может пойти к большому мудрецу Торы либо к трем обычным евреям и рассказать им все детали клятвы или обета, и они говорят ему: «Разрешено тебе».
Поэтому каждый раз, когда человек намеревается сказать, что он выполнит ту или иную заповедь, либо сделает то или иное хорошее дело, ему следует предварительно произнести: «бли недер» (без обета)
Иерусалимский Талмуд резюмирует подход мудрецов риторическим вопросом: «разве недостаточно того, что тебе запретила Тора?». https://toldot.com/obet.html
Свидетельство о публикации №224112000473