Штурман Капитана Гнездилова, Глава 24
Утро нового дня у меня традиционно начинается с музыкальной композиции группы Eagles – Нotel California.
Я с удовольствием потягиваю ароматный кофе, наслаждаясь свежестью летнего утра.
Мы на подходе к Гонконгу — два дня на разгрузку-погрузку, а далее нам предстоит длительный переход в Австралию.
И как только я вспоминаю об этом далёком южном континенте, как тут же из динамиков моего кассетника, как по волшебству, звучит до боли знакомый, хриплый голос Владимира Высоцкого:
Не хватайтесь за чужие талии,
Вырвавшись из рук своих подруг!
Вспомните, как к берегам Австралии
Подплывал покойный ныне Кук,
Как, в кружок усевшись под азалии,
Поедом — с восхода до зари —
Ели в этой солнечной Австралии
Друга дружку злые дикари…
Ну почему аборигены съели Кука?..
Надеюсь, нравы у австралийских аборигенов давно изменились, и нам не грозит скорбная участь великого мореплавателя…
— Внимание экипажа! Четвёртому помощнику просьба срочно подняться на мостик! – звучит из динамиков зычный голос старпома.
В мгновение ока вынырнув из грёз, я залпом допиваю кофе и галопом несусь на мостик.
На мостике царит напряжённая обстановка – наш пароход лавирует среди стоящих на рейде судов.
Третий помощник и боцман с палубной командой на баке готовятся к постановке на швартовную бочку, а я иду встречать лоцмана. И мне на мгновенье кажется, что время обернулось вспять! Что я вовсе не штурман, а курсант на практике — та же бухта, то же время года, и лоцман тот же… Хотя, может, и не тот же… Ведь все азиаты на одно лицо!
Старпом носится с рацией по мостику аки конь по полям — в белоснежной рубашке и джинсовых шортах. А ведь ему идёт этот тропический наряд! Выглядит свежо – похоже, что помолодел наш чиф лет на десять!
Мы благополучно швартуемся к бочке, я провожаю лоцмана, и тут же к борту подходит катер с властями.
Поднимаюсь обратно на мостик и останавливаюсь на верхней палубе, чтобы перевести дух, и, вдруг вижу, как из приоткрытой двери каюты стармеха выскакивает Фунтик и прямым ходом устремляется в капитанскую каюту. Следом за Фунтиком выбегает стармех, но догнать своего питомца он так и не успевает и в растерянности останавливается у двери. И пока мы с ним молча стоим на рубеже, силясь что-либо предпринять, из капитанской каюты слышится одобрительное:
— Oh, What a beautiful dog!
Я решаюсь уладить как можно скорее сей конфуз и деликатно стучу в каюту мастера. И сразу же, не дождавшись ответа, прошу разрешения войти:
— Сергей Алексеевич, may I come in?
— Входите, входите, Игорь Владимирович! Вы как раз вовремя! – отвечает спокойно, не подавая виду, мастер.
Мой взор сразу же отыскивает среди людей, находящихся в каюте, Фунтика, который удобно расположился на коленях у таможенного офицера. Добродушный китаец с упоением гладит разомлевшего от ласки пса по его косматой маленькой голове.
— Прошу вас, немедленно заберите отсюда эту псину, пока у властей вопросов лишних не возникло! – едва сдерживая свои эмоции, приказывает мне кэп. — А стармеху, пожалуйста, передайте, что с ним у меня будет отдельный разговор по этому поводу! Я уже не раз его предупреждал насчёт пса! – добавляет к сказанному он и возвращается к деловой беседе со своими оппонентами.
Я молча киваю и, извинившись, пытаюсь забрать Фунтика у китайского офицера.
Но Фунтик совсем не хочет прощаться с новым другом — он рычит и даже норовит меня куснуть.
Ситуацию спасает дед, который подзывает Фунтика свистом, стоя по ту сторону двери, и послушный пёсик пулей выскакивает за дверь. Умилённые китайцы одобрительно хлопают в ладоши, словно они находятся не на оформлении судна, а на цирковом представлении. Я же нарочито им улыбаюсь и потихоньку ретируюсь за дверь, где меня уже поджидает озадаченный дед с Фунтиком на руках.
— Похоже, пронесло? Как думаете, Игорь Владимирович? – с волнением вопрошает дед.
— Сомневаюсь, Владимир Александрович! Мастер грозился провести с вами серьёзную беседу!
— А ведь действительно, в последнее время у меня сплошные залёты: то он меня с пивом застукал, теперь вот с Фунтиком… Не ровён час и списать может, с него ведь станется!
— Не переживайте вы так, Владимир Александрович! До возвращения в Восточный вряд ли он вас спишет. А ведь нам ещё в Австралию предстоит переход, как же мы без старшего механика?
В это время на палубе появляется заполошный старпом и, глядя на меня, деда и Фунтика, восклицает:
— А вот вы где! С собачкой прогуливаетесь? А я вас разыскиваю, Игорь Владимирович! Подмените пока третьего помощника на вахте, ему пообедать нужно!
— Хорошо, Владимир Яковлевич! – «беру под козырёк» я.
— Отлично! Тогда сходите, пожалуйста, на мостик и выключите там приборы.
Я молча киваю ему в знак согласия и мигом поднимаюсь на мост.
Первым делом выключаю РЛС, а затем пытаюсь выключить GPS-навигатор.
Но однако он совсем не подаёт никаких признаков жизни… А ведь только что работал!
«Ну вот и приплыли!» – с горечью думаю я и звоню чифу.
— Как это не работает? Вы точно в этом уверены? – недоумевает чиф. — Сейчас СЭМа пришлю – он посмотрит!
Не проходит и пяти минут с момента окончания нашего с чифом разговора, как на мостике появляется СЭМ.
— Ну что тут у вас опять случилось? – бурчит потревоженный за обедом Дмитрич.
— Да вот, Дмитрич, посмотрите – похоже, «крякнул» наш навигатор!
СЭМ нажимает несколько раз на кнопку ON/OFF, а затем проверяет питание и выносит свой вердикт:
— Блок питания вышел из строя!
— И что же нам теперь делать? А запасного нет случайно? – с надеждой спрашиваю я.
— К нему вообще нет никакого ЗИПа. Если бы в Восточном стояли, то привезли бы из СМТО* по заявке, а тут, увы!
— Так ведь нам предстоит переход в Австралию, как же мы без навигатора пойдём?
— А мне почём знать? Вас же в бурсе штурманскому делу учили! По звёздам, видимо, как раньше мореходы ходили…
— Дмитрич, окстись! Какие звёзды – двадцатый век на дворе! Сделай что-нибудь уже – ты же профи!
— Говорят же тебе, голова ты садовая! Не могу я ничего сделать! Кэпу надо сообщить немедленно! Может, пока стоим в Гонконге, нам этот блок питания привезут!
СЭМ с чувством выполненного долга возвращается к прерванному обеду, а я звоню чифу и докладываю обстановку.
В ожидании дальнейших распоряжений начальства я бесцельно брожу по штурманской рубке, и мой праздный взгляд падает на старенький приёмоиндикатор Magnavox Satellite Omega Navigator. Это же спутниковая навигационная система NAVSAT, известная у нас как СРНС «Транзит»!
– Опа-на! – восклицаю я вслух и тут же звоню начальнику рации, в чьём непосредственно ведении находится сей прибор.
— Борис Антонович, четвёртый беспокоит! Подскажите, пожалуйста, я тут на мостике приёмоиндикатор cпутниковой навигационной системы «Транзит» обнаружил. Он, похоже, в рабочем состоянии, верно?
— Да, Игорь Владимирович, пока в рабочем. Делом в том, что я должен был его ещё в Восточном демонтировать и списать, но руки до него не дошли…
— И хорошо, что не дошли! У нас GPS-навигатор внезапно вышел из строя!
И хотя NAVSAT система весьма устаревшая, но очень может быть, что она нам пригодится в дальнейшем плавании.
— Хорошо, тогда можете взять у меня инструкции к нему, если понадобятся.
— Всенепременно возьму, спасибо! – благодарю я начальника, кладу трубку и вспоминаю, что в последний раз определял местоположение судна с помощью этой спутниковой навигационной системы – прародителя GPS — ещё будучи в полярке в 1987 году… Эх, давно это было!
И пока я предаюсь приятным воспоминаниям, на мостик поднимается мастер, а за ним следом шествует целая делегация — чиф, ревизор, третий и СЭМ.
— Ну что, гуси-лебеди, долетались! – начинает со взбучки возбуждённый кэп. — Впереди переход в Сидней, а у нас аж четыре помощника, а из приборов — только суперциркуль старпома! Я уже с пароходством связался – блок питания привезти сюда не успевают, а получить мы его сможем теперь только в Сиднее.
— А как же мы без GPS-навигатора-то в Австралию пойдём? – вопрошает озадаченный Костик.
— А вот так и пойдёте! Достанете с четвёртым из загашника секстан и, как учил великий Панасенко*, пойдёте по звёздам! Мне так, кстати, в пароходстве и сказали: мол, у тебя аж четыре помощника, двое только после бурсы – обойдётесь без навигатора!
— Раньше ведь как-то ходили без спутников, и ничего! – вклинивается в штурманскую дискуссию дядя СЭМ.
— Вот именно, ходили! И сейчас пойдём, верно, старпом? – кэп мастерски переводит стрелки на старшего штурмана.
— Верно, Сергей Алексеевич! Да вы не переживайте, штурмана у нас толковые, хоть и молодые, – дойдём! – оптимистично парирует чиф.
— Толковые, говорите? Тут вот давеча четвёртый гирокомпасную настежь раскрыл и вентилятор присобачил к гирокомпасу! Кулибин хренов!
Я уже про третьего молчу! И где это видано, чтобы капитан вахту вместе с третьим помощником стоял?
Скромняга чиф тут же краснеет и по-видимому не знает, что на сей счёт сказать.
— Ладно, слушай мою команду! Третьему штурману, как ответственному за навигацию, поручаю приготовиться к определению местоположения судна и поправки компаса методами мореходной астрономии. Готовьте, коллега, секстан, хронометр, звёздный глобус, таблицы МАЕ и что там ещё необходимо! А на переходе в Австралию весь штурманский состав будет сдавать мне аттестацию на соответствие занимаемым должностям. Кто не сдаст – спишу к чёртовой матери! Всем понятно?
Настроение безнадёжно испорчено! А ведь всё начиналось так красиво и легко…
Фото ChoPanJoe
Свидетельство о публикации №224112000658