О рефлексивных моделях пропаганды ч. 2

                O tempora, o mores! («О времена, о нравы!») 
                Цицерон

            2. ИДЕОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
            2.1. Идеология личности - системные представления
      Системное свойство идеологии личности - удовлетворение ориентировочной потребности, формирование направленности личности. Идеология личности - это ее смыслообразующее ядро, определяющее единство и цельность ее представлений о мире и о себе в нем. Идеология личности - это определенная система связей между психикой, сознанием и нравственностью, которая определяет рациональное и иррациональное, чувственное и нравственное отношение к явлениям внутреннего и внешнего миров. Идеология определяет общую направленность личности, реализующуюся в предметно-практической и познавательной деятельности и, далее, направленность нравственную, мировоззренческую и эмоциональную.
      Системообразующий фактор самой идеологии личности - стремление к внутренней согласованности и простоте, к снятию противоречий, к выработке единой цели и смысла жизни. Идеология - это конкретная форма снятия жизненных противоречий (хотя это снятие довольно часто лишь иллюзорное). В целом идеология (и только она) удовлетворяет очень важным потребностям человека - ориентировочным, которые вместе с физиологическими потребностями относятся к потребностям самосохранения.
      Макроскопическое представление. Идеология личности, как упоминалось выше, является системообразующим фактором личности. Вместе с тем, она может являться специфической конкретной формой реализации одной из групповых идеологий, поскольку личность в процессе социализации подвергается влияния каких-либо идеологических принципов.
      Функциональное представление. Идеология личности выполняет следующие основные функции:
      - обеспечивает устойчивость личности к внешним и внутренним возмущениям;
      - наполняет жизнь осмысленностью, активизирует ее;
      - обеспечивает эмоциональную насыщенность жизни;
      - осуществляет социальную ориентацию личности - определяет ее место и функции в обществе;
      - объясняет окружающие явления (не всегда корректно);
      - обосновывает нравственные нормы и правила;
      - разрешает жизненные противоречия (иногда иллюзорно) и, тем самым, снимает внутренние напряжения.
      Микроскопическое представление. Самый нижний уровень иерархической структуры идеологии образуют, по-видимому, элементарные конкретные связи между подсистемами личности - стереотипы.
      Иерархическое представление. Верхнему уровню иерархической структуры идеологии личности, образованному основными связями между подсистемами личности, соответствует наиболее близкое понятие - "схематизм сознания".
      Под схематизмом сознания понимают формообразующие закономерности, формы восприятия, осмысления и оценки человеком событий и обстоятельств его жизни, т.е. идеологически заданные формы его переживаний. Эти формы предполагают выработку оценок (рациональных и иррациональных) любых событий путем их отнесения к некоторому стереотипу из заданного набора стереотипов и анализа на основе заданного этим стереотипом набора правил.
      Таким образом, схематизм сознания - это "структурный каркас" идеологии личности, зависящий от уровня её развития.
      Упомянутое понятие "стереотип" означает упрощенное, схематизированное представление о каком-либо объекте или явлении, отличающееся от других видов знания тем, что информация, на которой он основывается, соотносится не с данным объектом, а с некоторыми знаниями (в нашем случае - со схематизмом сознания или другими идеологическими стереотипами). Стереотипы, образующие второй и последующие уровни иерархии личности, строятся на использовании различных связей между подсистемами личности и бывают различных типов, например:
      - "истины", продиктованные эмпирическим опытом;
      - эмоции, нуждающиеся в рациональном объяснении;
      - ссылки на "источники" и авторитеты;
      - обращения к общепринятым чувствам и принципам: "общее мнение", "народная мудрость", пословицы и т.д.;
      - терминологические хитрости, софизмы, позволяющие создать различные эмоциональные оттенки, не имеющие отношения к объекту...
      Обобщенная модель схематизма сознания (структурного каркаса идеологии личности) изображена на рисунке (вверху).
      Эта модель отражает три основные подсистемы: психика, сознание и нравственность (в терминах психологии это, соответственно: подсознание, сознание и надсознание), а также четвёртую - общую её направленность. Четвертая подсистему выделена вследствие своей идеологической значимости. Модель также отражает всевозможные связи между подсистемами, обеспечивающие устойчивость идеологии. Причем, для этой устойчивости в любых ситуациях необходимо определенное структурное строение самих подсистем, определяемое следующими соображениями.
      Конкретное содержание каждой из подсистем многомерно, однако, отвлекаясь от этого содержания, можно найти "координату", наиболее существенную для связи с другими подсистемами:
      - для психики – эта координата - "степень удовольствия", с которой могут быть сопоставлены многие чувства и эмоции в границах "удовольствие - неудовольствие";
      - для сознания - это "степень истинности", с которой могут быть соотнесены рациональные суждения в границах "истина - ложь";
      - для сферы нравственности - это "ценность", с которой могут быть соотнесены все ценностные отношения в границах "добро - зло";
      - для сферы направленности - это "степень соответствия цели жизни", с которой могут быть соотнесены все промежуточные, локальные цели в границах "прогресс - регресс" личности.
      Указанные "границы" координат достаточно условны и могут различаться в различных идеологиях; принципиально необходима лишь полярность этих границ по каждой координате (на рисунке обозначенная символами "+" и "-"), чтобы между ними уместился весь спектр возможных состояний соответствующей подсистемы. Также принципиально необходима взаимная согласованность принципов поляризации оценок во всех подсистемах, т.е. принципов соотнесения реальности с выбранными "координатами". Личные критерии "удовольствия", "истины", "добра" и "прогресса" не могут противоречить друг другу, иначе идеология "распадется". То же и для полярных им критериев "неудовольствия", "лжи", "зла" и "регресса".
      Только такой согласованный структурный каркас делает личность цельной и устойчивой, обеспечивая соединение совершенно разнородных элементов ее духовного мира. Можно сказать, что это – модель духовного гомеостаза личности. Поскольку гомеостаз — любой саморегулирующийся процесс, с помощью которого биологические системы устремляются к поддержанию внутренней стабильности, приспосабливаясь к оптимальным для выживания условиям.
       Эта согласованность принципов поляризации оценок во всех 4-х сферах реализуется через их связи следующим образом.
      Положительные (+) и отрицательные (-) эмоции обычно опережают и подготавливают рациональные оценки (связь 12 на рисунке) и, в свою очередь, подтверждаются и углубляются ими (21). Повторение эмоциональных оценок, подкрепляемое рациональными оценками того же знака, создает (13 и 23) устойчивые ценностные ориентации, образующие системы ценностей, нравственные принципы. Последние во многом определяют эмоциональные оценки (31) и "корректируют" оценки рациональные (32). Три "нижних" подсистемы личности влияют на формирование иерархии ее целей (14, 24, 34) и определяют диапазоны допустимых средств их достижения. Сформировавшись, цели становятся определяющими в структуре личности и оказывают влияние на остальные подсистемы (41, 42, 43).
      Структура конкретных схематизмов сознания в различных идеологиях может отличаться от этой обобщенной модели в зависимости от уровня развития идеологии личности. Как упоминалось выше (см. ч.1, п.1.2) здесь под "уровнем развития идеологии личности" имеется в виду превалирующий уровень управления, поскольку реально у каждой личности в какой-то степени развиты все 4 уровня управления (соответствующие 4-м типам жизненных миров – см. ч.1, рисунок).
      Важно учитывать, что способ поляризации оценок в модели идеологии соответствует виду критической ситуации (см. ч.1, п.1.2) соответствующего уровня:
      для уровня 1 – невозможность удовлетворения потребности;
      для уровня 2 – нереализуемость мотива;
      для уровня 3 – невозможность согласования мотивов;
      для уровня 4 – невозможность  самореализации.
      Процессуальное представление идеологии личности связано с процессами идеологизации и реидеологизации (смены идеологии). Идеологизация, происходящая в процессе социализации личности, на верхнем уровне иерархии определяется "вхождением" в схематизм сознания, т.е. становлением основополагающих структурных связей в духовном мире личности. Это "вхождение" (освоение схематизма) предполагает наличие следующих процессов:
      а) формирование нужных структур заданных уровней посредством освоения определенных социальных стереотипов;
      б) формирование иерархического набора взаимно согласованных стереотипов, "перекрывающих" диапазоны в пределах структурных полярных границ задействованных уровней управления;
      в) формирование механизма идентификации ситуации (т.е., отнесения её к одному из известных типов), который задает для каждого типа ситуации ведущий уровень управления при ее разрешении.
      Соответственно, действие схематизма (духовная деятельность идеологизированной личности) включает следующие процессы:
      а) идентификация типа ситуации и выбор ведущего уровня управления для ее оценки и принятия решения;
      б) поиск на выбранном уровне подходящего стереотипа из имеющегося набора;
      в) анализ ситуации на основе определяемых стереотипом правил, оценок и т.д.
      Усвоение стереотипа происходит либо путем образования новых устойчивых связей в пределах уже имеющихся структур (например, в результате упрощения имеющихся стереотипов), либо путем образования новых структурных связей. Первому случаю соответствуют процессы бессознательного подражания (более свойственные детскому возрасту), или осознанного усвоения социального опыта (свойственные взрослым). Второму - процессы преодоления критических ситуаций, включающие следующие этапы:
      а) формирование необходимости (активности), которая не может быть реализована непосредственно на этом уровне управления при данной его структуре;
      б) определение направления выхода из этой критической ситуации через новые структуры и связи;
      в) закрепление этих новых структур и связей путем "оправдания" выбранного направления выхода с помощью "теорий", "мнений", "ценностей" и т.д.
      Процесс действия стереотипа в принципе прост: если возникшая ситуация идентифицируется как соответствующая этому стереотипу, то задействуются определяемые им связи и анализ ситуации происходит почти автоматически, возможно, с небольшими поправками на "конкретику".

            2.2. Идеология личности – основные структуры
           Рассмотрим несколько моделей идеологии личности, различающихся не своим идейным содержанием, а уровнем развития идеологии личности (см. ч.1, п.1.2).
       1). Идеология первого уровня.
      Как уже отмечалось (см. ч.1, п.1.2), личность на первом уровне развития – ещё не личность как социально активный субъект. Соответственно, и ее идеология - ещё не идеология, а некая "праидеология", идеология "раба", "винтика", "бойца" или просто преступника. Однако к такой идеологии иногда удается принудить и довольно развитые личности путем манипулирования или насилия (например, путем создания дефицита жизненно необходимых продуктов). Иногда личность сама "скатывается" к такой идеологии в результате неудачного преодоления критической ситуации (например, Раскольников из романа "Преступление и наказание"). Поэтому имеет смысл рассматривать и такую примитивную идеологию.
      На первом уровне развития личность характеризуется простым внутренним и легким внешним миром, т.е. превалирующим использованием рефлексивных моделей вида
                S1 = T + Tx,
      где Тх – представление персонажа х о ситуации Т.
      Таким образом, структура оценок не учитывает наличия других сознательных субъектов с их внутренними мирами. Это приводит к тому, что обобщенная модель верхнего уровня идеологии личности – схематизма сознания (см. рис.) вырождается в части используемых полярных категорий, т.к. используются иные критерии их определения. В сфере психики действует только принцип "удовольствия"; сознание (в смысле самосознания) практически не действует - оно сводится к условным рефлексам, ориентированным на "полезность" (а не на "истинность", как в полноценной идеологии). Нравственности нет и быть не может, т.к. это сугубо социальное понятие, связанное с общественной, а не личной целесообразностью. Направленность, диктуемая такой идеологией, определяется лишь инстинктивной потребностью выживания любыми средствами. В народе людей с такой личной идеологией называют «отмороженными».
      Поляризация оценок в такой примитивной модели происходит на основе соответствующего ей виду критической ситуации (см. ч.1, п.1.2) - невозможность удовлетворения потребности. То есть, оценки поляризуются путем разделения общей оценки любой ситуации на "полезную" и "вредную" части (Тх = Тпх + Твх) с соответствующими "весовыми коэффициентами". Причем поляризованность оценок (т.е. величина этих "коэффициентов") должна быть весьма велика, т.к. каждый раз на карту ставится выживание.
      Об уровне социальности оценок говорить не приходится, т.к. это - чистый эгоизм. Но и назвать это существо "эгоистом" в полном смысле нельзя, поскольку для него другие личности просто не существуют, - это некий "биологический эгоизм".
      Общество не может состоять только из таких субъектов, т.к. в этом случае невозможен общественный договор, т.е. отсутствует системообразующий фактор общества. Однако отдельные члены общества могут иметь такую идеологию, например, преступники или очень инфантильные личности.

      2). Идеология второго уровня
      Личность на втором уровне развития характеризуется превалированием рефлексивных моделей вида (см. ч.1, п.1.2):
                S2 = T + Tx + ;iTyix ,
      где ;iTyix - сумма представлений субъектов yi о ситуации Т  с позиции субъекта х.
      В этом случае способ поляризации оценок в модели идеологии соответствует виду критической ситуации второго уровня - нереализуемости мотива (побуждения к деятельности). Это в меньшей степени поляризует оценки, чем невозможность удовлетворения потребности в случае идеологии первого уровня. Здесь поляризация оценок уже не может определяться только своим видением ситуации (Тх), т.к. это означало бы "скатывание" к идеологии первого уровня. Не может она определяться и противопоставлением "личного" и "группового" (т.е., Тх и Tyix), т.к. это может привести лишь к критической ситуации типа "отчуждение", а не к устойчивой идеологии. Поэтому оценки поляризуются на основе выделения группы субъектов с похожими групповыми оценками, т.е. на основе "групповых интересов". Таким образом, происходит разделение всех субъектов на "наших" и "ненаших". А мотив может быть реализован только с учетом "наших" групповых интересов (оценок, представлений и т.д.).
      По причине весьма сильной поляризации оценок и потому ;жесткой; внутренней структуре  свойства идеологий второго уровня определяются следующими соображениями.
      В сфере эмоций сильная поляризация оценок приводит к ксенофобии, т.е. ненависти ко всем "ненашим". В сфере сознания - к догматизму, т.е. вере в непогрешимость "наших" идей, теорий, учений. В сфере нравственности - к идолопоклонничеству (в широком смысле), т.е. к абсолютизации ценности "наших" учений, вождей, символов, мифов и т.д. В сфере направленности личности - к утопизму и радикализму, т.е. стремлению насильственно навязать обществу "наш" вариант его идеального утопического устройства.
      Отсутствие самооценки (слагаемого вида Тхх в рефлексивной модели личности), приводит к следующему:
      в сфере подсознания - к несдержанности, агрессивности по отношению к "ненашим";
      в сфере сознания - к некритичности по отношению к своим рассуждениям;
      в сфере нравственности - к отсутствию того, что называется стеснение, стыд, совесть;
      в сфере направленности - к некритичности по отношению к своим целям, неспособности соотнести их с общественным прогрессом, с мировой культурой.
      Все это обусловливает близость к максимализму.
      Разброс степени социальности такой идеологии довольно широк: "наших" может быть и два человека и два миллиарда. Но не всё общество, т.к. для этой идеологии принципиально необходимы "ненаши", иначе пропадает поляризация оценок и идеология "разваливается".
      В зависимости от конкретного наполнения этой модели (кого считать ;нашими; и какие их идеи), известен целый набор различных идеологий, например: национализм, фашизм, социализм, клерикализм, расизм и.т.д. К идеологии второго уровня можно отнести и не вполне оформившуюся идеологию черного расизма, которой придерживаются активисты возникшего в СЩА движения ;Black Lives Matter; (Черные Жизни Имеют Значение).

      3). Идеология третьего уровня
      Рефлексивная модель, характерная для личности на третьем уровне развития, отличается от предыдущей наличием слагаемого вида Тхх, т.е. наличием авторефлексии - самооценки, самосознания. Это накладывает следующие ограничения на модель идеологии третьего структурного класса:
      в сфере психики - сдержанность, контроль своих чувств и эмоций;
      в сфере сознания - самокритичность, рациональное мышление, оценка последствий своих предполагаемых действий;
      в сфере нравственности - ценностные ориентации, учитывающие соотношение своих интересов с интересами других членов общества;
      в сфере направленности - критическое отношение к своим целям и средствам.
      В этом случае способ поляризации оценок в модели идеологии соответствует виду критической ситуации третьего уровня (см. ч.1, п.1.2) - невозможность согласования мотивов. По сравнению с моделью идеологии второго уровня, здесь поляризация оценок существенно ниже. Это приводит к снижению противоречий между ;нашими; и ;ненашими;, в частности:
      а) в сфере психики – ксенофобия сменяется терпимостью;
      б) в сфере сознания – увеличивается восприимчивость к любым идеям;
      в) в сфере нравственности – появляется веротерпимость;
      г) в сфере направленности - снижается радикализм.
      Всё это происходит постепенно, по мере развития самосознания личности. В целом структура модели становится менее ;жесткой; по сравнению с моделью идеологии второго уровня и практически соответствует обобщенной модели схематизма сознания (см. рис.).
      Основные свойства такой идеологии личности можно выразить в виде известных принципов: "не вреди другому", "не делай другим то, что не хочешь, чтобы сделали тебе" и т.д. Все это объединяется понятиями "здравый смысл", "традиционные ценности". Благодаря достаточно слабому характеру поляризации оценок эта идеология не может быть максималистской. Разброс степени социальности может быть довольно высок: от "рационального эгоизма" до "рационального космополитизма".

      4). Идеология четвертого уровня
      Рефлексивная модель, характерная для личностей на четвертом уровне развития, содержит слагаемые третьего и выше порядков, отражающие сложные виды рефлексии, например:
      Тххх - анализ самооценки (авторефлексия второго порядка);
      Тухх - анализ своей оценки позиции субъекта у;
      Тхух - анализ чужой оценки своей позиции ("видеть себя чужими глазами");
      Туух - оценка чужой самооценки и т.д.
      Способ поляризации оценок в модели идеологии четвертого уровня соответствует виду критической ситуации - невозможность самореализации. Полярность оценок минимальна; внутренняя структура подсистем очень гибкая и в максимальной степени способна к эволюционному развитию.
      Основной принцип такой идеологии – плюрализм (от латинского pluralis — множественный), т.е. позиция, в соответствии с которой имеется не одна (монизм), не две (дуализм), но много сущностей, субстанций, существований и т.п.
      Если подходить к личной идеологии с глобальной позиции, то можно сказать, что идеология первого уровня основана на монизме; второго и третьего уровня - на дуализме (более или менее радикальном), а четвертого - на политическом плюрализме.
      Все это обусловливает формирование общечеловеческих ценностей в их совершенном виде. Обобщенное название идеологий четвертого уровня - гуманизм. Гуманизм - идеология, система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. К гуманистическим идеологиям можно отнести некоторые совершенные формы мировых религий, а также так называемый "научный гуманизм" (не являющийся на самом деле ни единым, ни завершенным), которого придерживались некоторые известные ученые, например, А.Д.Сахаров, А.Ф.Лосев, Д.С.Лихачев.
      Гуманизм по природе своей не может быть эгоистичным и максималистским, - он всегда плюралистичен и космополитичен. Основной принцип поляризации оценок в нем - прогресс, совершенствование человека и мира - реализуется следующим образом:
      в сфере подсознания - сочувствие всем (Любовь);
      в сфере сознания - стремление к Истине;
      в сфере нравственности - общечеловеческие ценности;
      в сфере направленности – прогресс личности посредством максимальной самореализации (стремление к Добру и Красоте).
      Безусловным злом признается любое насилие (физическое или духовное) и пренебрежение к человеческим страданиям. Гуманизм созидателен по отношению к общечеловеческой культуре: он ничего не разрушает, а только создает и совершенствует. Гуманизм, как идеология личности, свидетельствует о ее высоком духовном развитии и ее активной социальной позиции. Однако в неразвитом обществе (особенно в тоталитарном) гуманисты обречены на тяжелую жизнь (или даже смерть), т.к. являются противниками даже ответного насилия (принцип "непротивления злу насилием").

      P.S. Разумеется, помимо идеологии личности, существуют разнообразные общественные идеологии. Но это – отдельный предмет исследования, который здесь не рассматривается. Отметим только, что они влияют на идеологию личности, особенно на этапе её формирования. Но идеология личности не сводится к какой-либо общественной идеологии. Ибо последняя, как и любое коллективное мнение - не более, чем абстракция. Как только этот коллектив после обсуждения расходится по домам, так оказывается, что у каждого человека есть своё мнение, несколько отличное от коллективного, и своя личная идеология. Примерно так в СССР скончалась официальная общественная идеология социализма, хотя осталась у некоторых в качестве личной идеологии.

                (Окончание следует)


Рецензии