Я книгу времени листаю. инесса ильина от рая до кр

На данном этапе творчества поэтессы Инессы Ильиной
можно считать только что вышедшую её новую книгу «От рая до края» как первую избранных стихотворений и поэм. Поэтому и разговор о ней должен быть более серьёзным, чем о начинающем авторе.
     Не будем сосредотачиваться на мелочах, так как их почти нет, а обратим внимание в первую очередь на композицию всейкниги. Она хорошо продумана и состоит из пяти больших разделов: «Погадай мне, цыганка!», «Фантасмагории», «Я книгу времени листаю», «На празднике чужом», «О, творчество, губительная страсть!». И каждый по-своему имеет внутреннюю завершённость или, лучше сказать, тематическое развитие, похожее на музыкальное произведение.Это чувствуется оттого, что Инесса Ильина имеет не только музыкальное образование, но и живёт с музыкой в душе.
      Открывается книга стихотворением «Недалеко от рая»:
Я всё равно живу в раю!
Пусть негодую и страдаю,
В театр судьбы своей играю
И цепи новые кую.

Так, часто стоя на краю
У самой непроглядной бездны,
Я верую, что не исчезну
И песню допою свою…
     Почему так убеждённо поэтесса говорит: «Я верую, что не исчезну»? Да потому, что вера вечна, как и мама для поэтессы вечна. Не забыть её, не предать, как Родину и страну. В этой главе маме посвящено два стихотворения: «Стихи для мамы» и «МАМА». Первое – это небольшое, но до сердечной боли проникновенное:
Я приеду сегодня к маме.
Она далеко: не близко – не высоко,
За неприступными стенами.
Я приеду сегодня к маме.

Скажут стены: «Привет, не ждали,
Где твои голубые дали?»
Я поплачусь: «Вдали… отняли…
Не враги и не вороги – время!»
…………………………………
Не перечь суете словесной,
Чуть заметной стезе небесной…
Я приеду сегодня к маме,
Она ждёт меня…за стенами.


     И второе: начинается оно как воспоминание о раннем счастливом детстве и, как мне видится, под тяжестью трагедии утраты родного человека окрашено в другие тона:
Взрослая жизнь диктует права:
Знаю, бываешь и тыне права, мама.
Слабое средство спорить с тобой,
Уносится в детство мой шар голубой, мама!
    Инессу Ильину притягивает космос и связанные с ним загадки, которые она пытается разгадать в стихах. К таким относятся: «Мистерии души» («Далёкой звезды переливчатый звон Видений созвал караван»…«И силою мысли молитву творит О том, как Земля хороша… Обителей много в пространстве Отца»),        «Бессонница» (…Лишь планеты незыблемы. Звёзды светят, мерцают, Тревожно взлетают, сгорая кометами».А вот цитата из стихотворения «Скачок воспоминаний»:
Печаль о невозможном и далёком
Фантазии рождает о высоком
И бабочкой трепещет у виска…
Над вечностью протянута рука.
     Продолжение космической темы ярко отражено в небольшой поэме,написанной на основе легенды, в которой повествуется о якобы существовавшей в древностиЗемле Лемурия. И там: «В мирах, и чутких, и недолговечных, Искал народ пути-дороги в Вечность...»:

…Постичь пытался в звёздной глубине,
Куда душа крылатая во сне
Взлетает, ожидая всепрощенье,
Уже при жизни открывая небеса.

И Мудрецы земли в садахцветущих,
Как птицы певчие –
                одним счастливым днём,
Лемурией, свободной и могучей,
Надёжно правили, как кормчий кораблём

Космическим, в просторах Мирозданья,
Сферические прозревая дали,
Открыли миру древние скрижали…
И бережно жрецам их передали…
     Но страшный день настал, который когда-то предсказали жрецы:во время космической катастрофы«Затмила Солнце чёрная Луна…Но чудо состоялось, – Как дар небес, явилась тень Отца».По еговелению часть Лемуриисохранилась и «Сны о Лемурии сменила Атлантида».
      В этой поэме поэтесса показала свой талант не только в оригинальности сюжета, но и проявила высокое поэтическое мастерство.
     Вторая поэма «Лилит» с подзаголовком «Космическая версия
эволюции человечества».Это философское произведение, которое читается с большим интересом благодаря поэтической образности:
…Какая странная природа
Ночного имени «Лилит»
Влекла её, не зная брода,
Туда, где Тайный Путь открыт?
…………………………………..
Продолговатый лик звезды
Всё ближе, с каждым днём созданья,
Теряются её следы
В безмерном храме Мирозданья.
Одухотворение фантастической звезды даёт поэтессе большие возможности для развитиятемы: «Новорождённая река Змеёй струится под ногами», «О чём за тучей гром грохочет, Как будто в бубен бьёт шаман», «Серебряныйросчерк упавшей звезды, похожий на почерк грядущей беды», «Подняться бы, выше, до сумрачных туч, Звезду ухватить за мерцающий луч»:
Кто создал нас, природа, Бог?..
И неизвестно, где Начало,
Из недр Вселенной прозвучало:
«Не бойся, ты не одинок!»


И сам автор в порыве чувств искренне восклицает:
«…Хочу понять, узнать, услышать!
Что мне очаг и в нём еда,
Я вижу, клубы дыма дышат,
Они зовут меня…туда…».
Одной из главных в книге является также тема творчества:
О,Творчество! Губительная страсть,
Зараза, эпидемия, напасть.
Из-за тебя, душе покоя нет,
Из-за тебя, мучителен рассвет.

Вся жизнь твоим огнём опалена:
Дом без тебя не мил, любовь бледна.
Счастливей нет того, кто пьян тобой,
С крылами вдохновенья за спиной.

Вкусить желая всех земных искусств,
Не по земле хожу, а в облаках витаю,
Пишу, играю, создаю, ваяю,
И утопаю в море слов ичувств…

А в небесах немыслимо горит
Сбежавшая с Земли, звезда – Лилит!
     Стихотворений на эту тему много. Назовём лишь некоторые из них: «Быть или не быть», «Тщеславие», «Белый лист», «Тернистая стезя», «Голос поэта», «Александр Блок», «Не уходят поэты!», «Стихи, как птицы» и другие.
Достаточно процитировать всего две строфы из стихотворения «Не уходят поэты!», чтобы оценить яркую образность многих стихов книги Инессы Ильиной:
…Но, уходят, уходят поэты,
Как цветы, рассыпая стихи,
Устремляются души-кометы
В океаны вселенских стихий.

Нет, поэты не лепятся в стаи –
Птицы певчие редких пород,
В высших сферах Любви обитая,
Отмолив человеческий род.
       В заключение разговора нужно отметить, что книга избранных стихотворений «От рая до края» поэтессы Инессы Ильной  состоялась.
       Невозможно сказать в короткой рецензии о многих и многих стихотворениях этой книги, но, мне кажется, мы сумели отразить основные её значимые темы не только для читателя, а и для    нашей современной поэзии.

                ЮРИЙ  БОГДАНОВ


Рецензии