Тайна письма певца Михаила Каракаша
1. Герб дворянского рода Шафровых (воспроизведен в одной из многочисленных публикаций о представителях данного рода, находящихся в интернете).
2. Марина Шафрова – участница Бельгийского подполья, начало 1940-х. За свой акт возмездия была лишена жизни.
3. Александр Александрович Шафров, ее отец, моряк; принимал участие в обороне Порт-Артура, имел 10 наград. 1928 год.
Продолжая предыдущую миниатюру [1], посвященную подробностям жизни оперного певца Микаила Каракаша, как одного из представителей генеалогического древа художника А.Г. Варнека, хочу вновь упомянуть его письмо тете Энни (жене внука художника, полярного исследователя А.И. Варнека), написанное им в Белграде в 1935 году.
Но не только упомяну названное письмо, но и расскажу о некоторых секретах эмигрантской жизни семьи Александра Ивановича Варнека. При этом замечу, что в 1935 году его самого уже пять лет не было в живых, а тетя Энни (его вторая жена) вместе с его сыновьями – Петром и Евгением – проживала в Бельгии, в Брюсселе. В эти времена, когда жизнь в европейских странах была еще спокойной, а их жизнь постепенно налаживалась, дети А.И. стали обзаводиться своими семьями.
Далее см. текст письма Михаила Каракаша.
ПИСЬМО ТЕТЕ ЭННИ. Белград 29 января 1935 г.
Милая и очаровательная тетя Энни !
Мама прочла мне Ваше письмо, переполненное новостями. И я, мучимый угрызениями совести, что никак не мог собраться черкнуть Вам, спешу воспользоваться этим случаем и написать Вам несколько слов.
Поздравляю милого Женю (младшего сына А.И. – В.В.) и радуюсь, что он, подражая старшим, становится в степенные ряды женатых людей! Еще больше радуюсь, что его невеста, с таким очаровательным именем Татьяна – и русская, и молодая, и интересная!
К крайнему моему сожалению я не могу исполнить Вашу просьбу и выслать мою карточку в «белой гвардии», так как в результате неприятностей, постигших нашу труппу в Ницце, мои карточки в одном из сундуков исчезли вместе с театральными вещами. Поэтому взамен высылаю одну из своих карточек, относящихся ко времени «как хороши, как свежи были розы», т.е. ко времени петербургскому.
В « благодарность» ожидаю от Вас приглашения на пир венчальный. Увы, навряд ли, смогу им воспользоваться! В теперешнем моем положении «Родителя оперы» времени остается очень мало, и надо много действовать: репетиции, спектакли и новые постановки. Интересно, разнообразно и опасно все это хождение по канату: спектакль, отношение публики, затем, на следующий день, и критики, и обычный самому себе вопрос – «облают или не облают»? Так и живешь: то пусто, то масса работы дома, затем в театре. Тянет в Европу, надеюсь поехать в Вену….
Мама у нас (Варнек Надежда Ивановна – В.В.) молодец (тьфу, чтобы не сглазить)! Как и раньше, она живо всем интересуется, ходит и в театр, и на концерты: удивляюсь ей всегда и предполагаю, что буду в этом возрасте сидеть с носом в табаке где-нибудь за печкой, где потеплее, на этом или на том свете.
От Тани (автора книги «Воспоминания сестры милосердия» - В.В.) никак не ожидал, что, как Вы пишете, и у нее дело кончится свадьбой. Таню я очень люблю и уважаю, и рад бесконечно, что кончается ее одинокая жизнь, по-видимому, тяжелая и в материальном отношении. Но настоящая нежность воспоминаний сохранилась у меня по отношению к Анечке, Таниной сестре: помнится, что я рассказывал Вам о нашей встрече с ней в Крыму (встреча эта состоялась в 1918 году, незадолго до Аниной смерти – В.В.).
Лиза (жена М. Каракаша -В.В.) по-прежнему поет, имеет большой успех, и ее здесь очень любят. Позавчера она держала комичный экзамен перед театральным начальством, на котором ее спрашивали приблизительно в таком роде: «Кто написал оперу «Евгений Онегин»? и т. д.». Экзамен она выдержала. Важно то, что теперь она связана роковой цепью с государством: друг от друга они уже не смогут освободиться, и просто прекратить контракт с ней уже нельзя.
Все это является ее «победой на трудовом фронте», как выражаются в Москве. А как там выражаются, известно мне по приобретенному месяца три тому назад радио – это и есть наша связь буквально со всем цивилизованным миром (включая и ваш Брюссель).
Итак, поприветствуйте и поцелуйте новоиспеченного жениха, милого Женю. А его милой невесте с прекрасным именем почтительнейше целую ручку: рад буду назвать ее своей кузиной. И в качестве таковой жду присылки карточки. А от Вас, тетя Энни,– и описания торжеств. Сердечный привет Пете (старшему сыну А.И., ставшему историком черноморского флота – В.В.) и его жене (француженке Клер – В.В.).
Целую Ваши ручки и, с Вашего разрешения, щечку. Ваш племянник, Миша Каракаш.
В приведенном письме ощущаются тепло и доброжелательность Михаила Каракаша по отношению к близким родственникам, его ирония и юмор, а также ностальгия по прошедшим временам. А слова о «том свете» словно предвещают скорую кончину певца 15 августа 1937 года [2, 3], до которой со времени написания Каракашем письма осталось около трех лет.
Приступая к прочтению письма спустя много лет после его опубликования, взглянул на него более «основательно». Стало любопытно, с кем же вступил в брак «новоиспеченный жених Женя», младший сын Александра Ивановича (см. раннюю миниатюру [4]), который в «Воспоминаниях сестры милосердия» [5] выглядит «робким маменькином сынком», ничем не проявившим себя, в отличие о старшего Петра.
И вот этот молчаливый юноша, свалившийся в трюм корабля, когда он делал первые самостоятельные шаги в жизни, вырос и, подражая старшим, (по словам М. Каракаша) становится в степенные ряды женатых людей!
Стало любопытно, что же за невесту он нашел (?), в адрес которой М. Каракаш написал в своем письме столько комплиментов: «и имя - Татьяна - у нее очаровательное, а она сама и русская, и молодая, и интересная»!
Работая над миниатюрой, вспомнил, что много лет тому назад, когда мы с братом только начинали заниматься нашими генеалогическими и изысканиями, нам прислал письмо сын названной выше Татьяны, Александр Евгеньевич, который писал 04.02.2002:
«Попытаюсь ответить на Ваши вопросы о моих родителях.
Мой отец Евгений Александрович Варнек познакомился с моей мамой Татьяной Александровной Шафровой в Бельгии, в Брюсселе. Они поженились в 1936 году. Мама родилась в Шанхае 28.01.05 во время Русско-японской войны (Порт–Артур) в семье капитана 2-го ранга Александра Александровича Шафрова (1880–1942).
Они жили в Санкт-Петербурге, затем - в Таллине, и в 1920 году уехали в Бельгию. Мой отец приехал в Бельгию с Петром и тетей Энни после пребывания во Франции, где они работали в рекламном агентстве.
Мои родители всю жизнь прожили в Брюсселе. Там была очень значительная русская колония, и у них было много друзей. Они часто говорили мне: ты можешь знать 300 русских, но есть 5 тысяч, которые знают тебя! К несчастью, отец заболел туберкулезом и умер в 1951 году.
Мать умерла в 1981 году и похоронена вместе с ним. Кратко скажу, что жили они тихой и спокойной жизнью: ни бедно, ни богато, от события к событию – праздники, дни рождения, смерти…» [6].
Решил сейчас, на новом витке, поискать в интернете какие-либо сведения о капитане 2-го ранга Александре Александровиче Шафрове и его родственниках. При этом документов по этой теме нашлось не один десяток, и стало ясно, что они – потомки известного в истории дворянского рода, герб которых, помещенный в одной из интернетовских публикаций о семье А.А. Шафрова, я и приложил к миниатюре. Внесен он в Часть 9 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.
В интернете на сайте «Русская Эстония» приводится биография А.А. Шафрова, в которой приводятся имена его отца, генерал-майора по Адмиралтейству Александра Павловича Шафрова (р. 30.08.1844) и матери Евдокии, урожденной Александровой.
Сообщается, что в службу он вступил в 1899 году, а в 1902г. окончил Николаевское Морское инженерное училище . Далее перечисляются должности и суда, на которых он плавал, и отмечается, что он был участником Русско-Японской войны 1904 – 1905 гг. и принимал участие в обороне Порт-Артура, имел 10 наград.
Семья: брат Николай Шафров; сестра Евгения; жена Людмила Павловна, урожденная Дешевова (р. 9.02.1883 - 1958, Брюссель); сыновья Георгий Шафров; Ростислав Шафров (р. 1914); дочери Татьяна (р. 1907); Мария (р. 1908); Тамара (р. 1916).
1921 - 1923 член Союза русских инженеров. На март 1927 член Кассы взаимопомощи моряков. На 1939 проживал в Брюсселе. Член Русской стрелковой генерала Врангеля дружины.
Как видно, у Шафрова А.А. было два сына и три дочери, одной из которых (старшей Татьяне) и сделал свое предложение Евгений, младший сын А.И. Фотографии невесты Евгения найти не удалось, и остается лишь поверить Михаилу Каракашу, назвавшей ее и молодой и интересной. Поэтому вместо нее я и привел фотографию ее младшей сестры Марии, имеющуюся в одном из интернетовских материалов, касающемся ее собственной биографии.
А биография Марии приобрела просто всенародную известность по той причине, что, вступив в 1942 году в ряды бельгийского Сопротивления в борьбе с фашизмом, она отдала за это свою жизнь. Материалов об этом в интернете очень много.
P/S Замечу, что дата смерти отца Марины, Шафрова Александра Александровича в его "интернетовской" биографии не указана, и лишь из письма Александра Евгеньевича Варнека стало известно, что умер он в 1942 году. Подумал, что скорее всего он не перенес гибели своей дочери... В.В.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Владимир Варнек. Хроника жизни певца Михаила Каракаша. Проза.ру.
2. Владимир Варнек. Семья и потомки архитектора Ивана Варнека. Проза.ру.
3. Википедия. Каракаш Михаил Николаевич.
4. Владимир Варнек. Штрихи к биографиям потомков художника -1. Проза.ру.
5. Т.А. Варнек. Воспоминания сестры милосердия (1912 - 1922). М. Русский путь. 2001.
6. В. Варнек и А. Варнек. Художник-портретист А.Г. Варнек и его потомки. Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2004. 21.11.2024.
Свидетельство о публикации №224112100317