18-19. Григорий Рейнгольд мост в будущее-2025
Номинация «Произведения других жанров для детей, о детях и детстве».
Из сборника "Школа выживания или Ещё не всё потеряно", 1994-2003
Бедный ребёнок
В начале октября, в День учителя, у нас в школе произошёл такой случай. Одна пожилая учительница шла с работы домой. Был тёплый солнечный день. Настроение хорошее под стать погоде… В одной руке она несла букет цветов, подаренных учениками, в другой сумочку. Она шла и вспоминала тёплые слова поздравлений учеников, родителей, коллег, директора, весёлый ребячий концерт. Впрочем, была и ещё одна причина для хорошего настроения – выдали зарплату…
Вдруг, откуда ни возьмись, на неё набросился какой-то парень и стал вырывать сумочку. А кроме своих денег, в сумке лежала и кругленькая сумма, собранная с учеников класса на школьные дела... Представьте себе отчаянье учительницы! Но она была не робкого десятка, недаром много лет в школе отработала. Сумку она так просто не отдала. Рассказывая на другой день эту историю коллегам, она повторяла: я бы сумку не отдала, но лямка порвалась! На её лице красовались синяки. Милиция пыталась найти грабителя, но, как водится, не нашла, таких случаев десятки ежедневно. У потерпевшей взяли подробные показания и пообещали ей не прекращать поиски.
Такая вот печальная история приключилась, особенно если учесть учительский уровень жизни… Прошло несколько месяцев, случай этот постепенно забылся, потеря денег – не самая большая из потерь. Но однажды в разговоре с героиней этого рассказа я услышал:
- Меня вчера в милицию вызывали. Парня этого всё-таки нашли. Я опознала его. Денег, разумеется, уже не вернуть. Ему всего пятнадцать лет. Он наркоман, грабил прохожих, а деньги на наркотики тратил. В тюрьме сейчас сидит, вернее, лежит в тюремной больнице, гепатит у него и много других болезней всяких. Жить ему недолго осталось. Бедный ребёнок!
Бывшие ученики
Однажды, проходя мимо уличного киоска, повстречался я с одним бывшим учеником. Сперва я даже не понял, кто со мной поздоровался. Во-первых, потому что прошло много лет, а в число лучших он не входил. Во-вторых, я никогда бы не подумал, что мой даже не лучший ученик может иметь такой вид. Одежда модная, но грязная и мятая, по лицу видно, что уже с утра выпил. Под глазом синяк. Однако так просто уйти, не спросив, что и как, неудобно. Он словоохотлив, и я узнаю, что он хорошо устроился, не последний человек в районном рэкете, собирает дань с киосков нашего микрорайона, денег хватает... Говорит, что если что, то можно обращаться к нему за помощью, ну там, допустим, квартиру обворуют или на улице ограбят. Он сразу разберётся и поможет... Большинство прохожих смотрит на него, а значит, и на меня с подозрением и опаской, и я, сославшись на занятость, спешу уйти...
* * *
Моя мать рассказала мне, что сантехник, вызванный для ремонта трубы, которая давно текла, и которую долго не удавалось наладить, случайно узнав фамилию жильцов, очень редкую, спросил:
- А Григорий Борисович случайно не ваш сын?
Получив утвердительный ответ, сказал, что давно, лет десять назад, учился у меня, после чего вопрос с ремонтом решился очень быстро.
* * *
Однажды мне пришлось побывать в одном банке, выпрашивая, вымаливая деньги для приобретения новых компьютеров для нашей школы. Начальник кредитного отдела, к которому меня переадресовали, вдруг говорит:
- Григорий Борисович, вы меня не узнаёте?
Из разговора выясняется, что это мой бывший ученик. Мы расспросили друг друга о делах, он внимательно выслушал мою просьбу, обещал посодействовать, в общем, мы долго и приятно разговаривали...
Правда, разговор этот окончился безрезультатно, как почти все разговоры в пользу бедных.
Зачем ученики ходят в школу?
Однажды ученикам был задан вопрос: зачем вы ходите в школу?
Ответы оказались разными:
Просто так, никогда об этом не задумывался.
Потому что родители заставляют.
Чтобы встретиться с друзьями и весело провести время.
Чтобы не остаться неграмотным и, когда вырасту, иметь хорошо оплачиваемую работу.
Чтобы не остаться дурой и удачно выйти замуж.
Один ответ сильно отличался от других:
Я хожу в школу для того, чтобы пополнить своё образование и получить хорошие манеры.
Мальчик, когда ты ходишь в школу?
Смешной случай произошёл со мной в начале моей учительской карьеры. Нам, мне и моим ученикам – членам кружка по информатике, сильно повезло: мы получили доступ к персональным компьютерам, которые тогда в Иркутске можно было пересчитать по пальцам. Начальник вычислительного центра «Иркутскэнерго» Геннадий Сергеевич Бабаев, дай Бог ему здоровья, разрешил нам в любое удобное время приходить и работать. Мы там бывали ежедневно. Те ученики, которые учились в школе в первую смену, ходили работать на компьютере во вторую, те, кто учился во вторую, – в первую. Я в то время вёл в школе только информатику и проводил за компьютером почти весь рабочий день.
- Мальчик, а когда ты ходишь в школу? – услышал я однажды, с увлечением отлаживая программу, от работницы ВЦ.
Я оглянулся, никого рядом не было. Женщина повторила вопрос, обращённый, оказывается, ко мне. Она приняла меня за школьника из-за моей не очень внушительной фигуры. Когда я сказал ей, что я учитель, она удивилась, растерялась и принялась извиняться. Мне и самому было неловко. Вскоре после этого я отпустил бороду, с которой не расстаюсь до сих пор.
19.Григорий Рейнгольд (Иркутск)
Номинация «Короткая проза для детей, о детях и детстве».
ИЗ ЦИКЛА «Закон тайги»
2
С перевала открывался великолепный вид. Каждый раз, глядя с вершины горы на огромный распадок, по которому тёк ручей, дающий начало Малой Олхе, Григорий Борисович жалел, что он не художник. Какой великолепный пейзаж мог бы получиться, владей он кистью. Впрочем, пейзаж и так есть, только не на полотне, а в природе. Что такое полотно, кусок тряпки, по сравнению с кедрами и соснами, таёжными ручьями с ледяной водой, с кустами смородины, на которых огромными гроздями висит крупная ягода, переливаясь на солнце? Разве закат солнца над этими сопками хуже, чем на картине? Так ли трудно приехать сюда специально, чтобы полюбоваться на него? Разве, художник только тот, кто владеет кистью? А тот, кто не может даже найти подходящих слов, чтобы описать переполняющие его чувства, но имеющий в своей душе эти чувства, разве он не художник?
Но пора идти. Дальше дорога шла под гору, идти стало легко, но почему-то только теперь выступил пот на спине. Высокие деревья закончились. Тропинка сузилась до предела и стала сильно вилять среди большой вырубки, поросшей молодыми сосёнками и кустами жимолости. Колючие сосновые ветки хлестали по лицу и плечам. Пьяный, что ли, топтал тропу? Её то и дело пересекали прямые борозды, оставшиеся, видно, ещё от тех времён, когда здесь рубили лес. Надо было внимательно смотреть, чтобы не сбиться на такую борозду. Спуск прекратился, опять начался лес, но он скоро перешёл в болото, поросшее чахлыми берёзками, кустами голубики и курильского чая. По этому болоту тёк ручей, через который было переброшено бревно. Обычно по этой тропе через болото и ручей можно перейти, не замочив ног, но пару дней назад прошёл сильный дождь, сейчас выручили только резиновые сапоги. Который час? Двадцать пять минут двенадцатого.
После болота опять начался подъём. Минут десять хода, и вот несколько синих цветков, брошенных вчера вечером на обочину для приметы. Теперь вправо и немного пройти по лесу. Здесь, как бы ниоткуда, начиналась едва заметная тропинка, которая минут через десять привела на старое пожарище, поросшее молодым брусничником. Пожар здесь прошёл низовой, то есть высокие деревья вроде бы уцелели, а сгорел только подрост и кустарник. Однако и такой пожар не проходит бесследно, корни сильно подгорают и вековые сосны и кедры начинают медленно умирать…
Вдруг прямо из-под его ног выскочил заяц и дал стрекача. Григорий Борисович даже вздрогнул от неожиданности. Остановился, огляделся. Высокие кусты брусники, выросшие после пожара, были сплошь усеяны крупной ягодой бордового цвета. Григорий Борисович ещё раз по старой учительской привычке посмотрел на часы: без десяти минут двенадцать. Снял рюкзак, достал из него старую трёхлитровую кастрюлю на верёвочке, надел её себе на шею и принялся за дело, о котором давно мечтал.
3
Таёжная добыча его в основном сводилась к побирательству. Что такое побирательство? Человек, не имея хорошего места, ходит целый день, собирает с каждого куста по несколько ягодок, и, пройдя за день по лесам, болотам, вырубкам, пожарищам и гиблым местам километров двадцать, имеет в ведре литров пять-семь ягоды.
Он нигде долго не задерживается, не снимает рюкзака, а ягоду берёт в ведро, боясь рассыпать. Но порой такое случается, оступится человек, поскользнётся на спуске, или просто неловко поставит ведро, а оно упадёт. И драгоценная добыча, которая в ведре лежала, которую по одной ягодке брал целый день под палящим солнцем, предательски вывалится из ведра. И тогда, сказав всё, что накопилось в обиженной душе, ягоду надо собирать с земли. Если это случается в болотистой местности, то подобрать почти ничего не удаётся, ягода проваливается под кочки, но и не на болоте пропадает очень много, под всякими ветками, прутиками, пнями… А просыплется ягода на ровном месте, на дороге, тоже неладно, её и подобрать можно, но перепачкается вся в пыли. Тем-то и хорош горбовик, что с ним хоть падай, а ничего не пропадёт, и добытчик чувствует себя уверенно. Но побираться с горбовиком не станешь, слишком часто его надо переставлять с места на место, далеко уходить от него, рискуя потерять, а, не снимая его со спины, тоже много не наработаешь. Вот, что такое побирательство.
Сказать, что такой способ совсем не доставляет удовольствия – преувеличение. Порой попадаются неплохие местечки, да и находится в тайге само по себе здорово. Только комары, пауты да осы портят настроение. Да ещё клещи. В первую очередь клещи…
Так вот, каждый, кто вынужден побираться по тайге, мечтает напасть на место, такое, чтоб не искать, не ходить, а сидеть и брать ягоду. Брать, а не собирать! Загребать её полными пригоршнями, и видеть, как наполняется горбовик! Пьянеть от ягодного запаха вперемежку с запахами можжевельника и сосны. Видеть, что всё синё от голубики или жимолости, или черно от смородины, или красно от брусники. Чтобы не мелочиться, добирая до последней ягодки каждый кустик. Бруснику, вообще, можно брать лёжа на мягком мху, как на перине… От такой работы душа таёжника поёт, и время будто останавливается...
Вот и кастрюлька уже полна. Ягоду аккуратно в горбовик.
6
Григорий Борисович достал из рюкзака свой нехитрый таёжный обед: хлеб, два варёных яйца, несколько кусков сыра. Попил из пластиковой бутылки воды, взятой из дому, всё-таки жарковато сегодня. Не торопясь, поел…
Да, кстати, надо муравьёв подкормить. Там, где много муравьёв, особенно рядом с большими муравейниками, ягода самая крупная, спеет быстрее, и её там гораздо больше. Да и запах муравьиный клещей отгоняет, там, где муравьи, их и нет вовсе! А человек муравьям сильно вредит, землю вокруг муравейников утаптывает, самих муравьёв давит почём зря, домой с ягодой многих из них на верную смерть уносит… Надо муравьям ущерб хоть немного возмещать! Он взял кусок хлеба и стал мелко крошить его в большой муравейник, находившийся неподалёку. На муравейник пошёл хлебный дождь. Муравьи заволновались, забегали в разных направлениях, унося крошки вглубь своего дома. Маша, одна из младших дочек, как-то сказала: «Старые муравьи потом будут рассказывать молодым, что падала с неба манна небесная!» Учитель всё сидел у муравейника и смотрел на радостный переполох… Эх, нам бы кто бросил манну небесную…
Сколько времени? Примерно два часа дня. Убрал в рюкзак остатки еды, ещё осталось вечером перекусить. Но ладно, работать пора. Ещё минут через пятнадцать, где-то, вдалеке послышались крики:
- Э-эй! Есть живой кто-нибудь!?
- Помогите!
- Люди, отзовитесь!
Свидетельство о публикации №224112100848