Tsor, halbal и ав. конфедераты

Цор и ауарские конфедераты

Начнём с того, что термин ЦIор в ауарском это - холодные равнины и по-сути Сибирь, а не Закавказье. Так было изначально.

Самый первый вопрос - почему они иностранцы, а не Дагъестан? Да, в связи с чем они не называют себя ДАГЪЫСТАНЛЫ, ДАГЪЛЫ?  На кой чёрт им понадобился этот "ЦIор" (= ойратское Синцзяна КЁР "сугроб") и что они вообще хотят этим о себе заявить? Есть, например, потомки "мухаджиров" Дагъестана в Турции, намного меньше их в Сирии - и вот с ними всё понятно, потому что они Дагъестан/Тагъ. А куда, в какую графу прикажите причислить Цор? К северным оленям из Закавказья?

Второй вопрос и он очень важен. Есть ауарство феодальное и есть конфедераты. Цор кто? Если они конфедераты, что мы отказываемся признавать, то почему они постоянно "ушиваются" вокруг феодаьной темы и что-то упорно ищут у идеологов неофеодализма, их сторонников? В Нагорном Дагъестане нет и никогда не было никакого Цора. Здесь в этом плане всем всё известно и понятно.Деление идёт по районам и прежним историческим гособразованиям. А Цор - иностранцы.

У чеченцев есть Горная Чечня, Равнинная Чечня (Терек) и тэйпы. Отдельной графой идут те, кто остался в Казахстане и Киргизии. Дагъестанские чеченцы, а порой и сами дагъестанцы - связаны с Ножай- Юрт. В традициях гостеприимства Дагъестан обязан Ножай-Юрту, последний обязан Дагъестану. На этом всё. Также отдельной графой проходят потомки мухаджиров в Османской империи - Турции, Иордании. Насколько мы знаем два адыгских села в Израиле не желают себя считать адыгами и тоже соотносят себя, по крайней мере, с "идеологическими" чеченцами.

Нет никакой необходимости задним числом переправлять исторические традиции. Если Цор - часть Нуцальства Ауарского, то пусть так и скажут, а не мутят воду.

С самого начала появления темы Цора за них "встревал" один и тот же "галактический"( sorry,-"галахический") еврей, нёсший какую-то квази-патриотическую пургу. Персона по всем признакам испытывающая ненависть к выходцам из т.н. "вольных обществ". Эдакий самозванный "князь Долгорукий" - "собиратель ауарских земель". Он сам себе такую "миссию" придумал. Почему он вцепился в этот Цор? Потому что они "бесхозные".

Если мы откроем издания ДНЦ РАН, то что прочитаем по теме "аварцы"? Во-первых, что "андийцы -отдельная нация"( флаг им в руки и попутного ветра!), а затем...то что и "ма'арулал" и "аварцы" -"это только Хунзах". Что это за странное раздвоение личности? Если анлийцы - "отдельная нация", то на каком основании эта "отдельная нация" без остановки пытается переделать историческое прошлое и ауарского народа? Что в ДНЦ РАН вообще нет нормальных представителей ауарского народа, которым можно было бы поручить писать ауарскую историю, а не хунзахцев и андийцев? Правки этой "отдельной андийской нации" заметны во всех до единого ауароведческих изданиях, в том числе и монографии "История аварцев" археолога Мурада Магомедова. Хорошо, ты не аварец, ну сиди и радуйся, кто тебе что-то насильно навязывает? А зачем надо ещё придумывать, что "ма'арулал и ауарал" - это только Хунзах"?

Ещё один графоман из ДНЦ РАН с  не-стандартным ауарским прошлым предков разгоняет эту тему дальше: "лакское 'яру, ярусса" - это только хунзахцы, потому что они 'верховные' в социальном плане". ))

Где ДНЦ РАН собрало весь этот контингент, откуда они повылазили?  У них когда-нибудь закончатся их нарциссические фантазии? Что это за клуб идиотов? Одни пишут, что все андо-цезы -это "аварцы". Другие, что "аварцы нас дискриминируют и мы не аварцы". Всё это продукт одной и той же конторы ДНЦ РАН. И придумал все эти проблемы самоидентификации сам Хунзах, его представители. Появление Хунзахского жириновского в подобной среде, мы расцениваем как явление вполне предсказуемое. ДНЦ РАН так много плёл небылиц, что сам в них запутался. Мы так и не поняли, кто у них "аварцы", "не-аварцы" и "андийцы". Исходя из их логики - есть "аварцы" и это Хунзах и есть ещё андийцы (отдельная нация!) и между ними "путаются" ещё "не-аварцы" и "не-маауралал". Но они то как раз и есть большинство авароязычных жителей Нагорного Дагъестана. Даже на кафедре психиатрии с этим бредом множественной самоидентификации сложно будет разобраться! Понятно, что кто-то откровенный дурак и плетёт чушь.

Если на то пошло, то именно дагъестанские неофеодалы раскачивали лодку и в конце концов её опрокинули. Это вовсе не выходцы из т.н. Вольных Обществ били прямой наводкой по ауарскому языку. Одни плели антиауарские интриги своим неуёмным желанием от него избавиться, прикрываясь демагогией защиты родного языка от "экспансии ауарского", другие готовили почву для правовых актов. А что теперь чамалинские дети изучают в школах чамалинский, а андийские андийский? Понятно же, что их языки - слабосильная команда хромых уток и что в состоянии противостоять ассимиляции лишь значимые языки,которые и прежде эффективно выполняли свои функции.

Есть "аварцы" (ауарал, ма'арулал, хьиндалал). Они говорят на ауарском языке и его диалектах. Без разницы кем они себя считают - они ауарал/ ма'арулал. Есть ещё их традиционные конфедераты, они имеют свои собственные языки (не диалекты ауарского). И они ХОЛБОО ( мнг. "смычка, союз, ассоциация, конфедерация). По ауарски это HALBAL* "гости, кунаки". Сами андийцы называют ауарское население HALBI- HAYBULE. Для всей этой общности существует "войсковой язык" на основе которого и возник литературный ауарский. Просто в русскоязычной традиции подобного нет. Но люди учились в русских школах где им толком никто  ничего не объяснял. Отсюда и проблемы с трудностью подбора подходящего термина. Любой, например, монгол, ознакомившись о чём идёт в данном случае речь быстро бы пришёл к выводу, что есть АВАРУУД (ауары) и есть ещё ХОЛБООТОН АВАРУУД (те ауары, которые в союзе, ассоциации, конфедерации). И ничего другого не существует. Мегебцы, арчинцы, годоберинцы, цезы - всё это в историческом плане ауарская группировка с общеауарской самоидентификацией и ауарским языком. Это только чамалинцы и андийцы пытаются сконструировать что-то своё, точнее изображают такое конструирование.

Ауарский язык нигде теперь не преподаётся. Всё, он добит в горах с помощью манипуляций одного неофеодала в шляпе, галстуке и папкой в руках."Комсомольско-партийная элита...мусульманского корня" нас сильно осчастливила. Про "мусульманский корень" не мы придумали, это из пропагандистского новояза тех же самых. Оказывается и такой корень тоже бывает - некий наследственный. Переходит из поколения в поколение от какой-нибудь ядовитой Паху-Бихе до Митрофанова-Аварского и дальше... Причём никто из этого славного корня палец о палец не ударил, чтобы "хрустальный череп" их земляка, воспетого ещё Л.Н. Толстым покинул наконец застенки Кунсткамеры. Власти менялись и флаги тоже,, а трофейный череп продолжал свой незримый полёт  в журавлиной стае, чтобы "подавать нам сверху голоса..." В музее Бухенвальда посетителям показывают подобные достижения: человеческая кожа для абажуров ламп, черепа в качестве папье-маше и т.п. только ни одной кавказской жертвы среди них нет. Обошли стороной этот регион.   

Веками ауарская речь без конкуренции властвовала в Нагорном Дагъестане, а теперь ей, возможно,  пора ставить там памятник. Эпоха ауарского языках, можно сказать, закончилась.И в паспортах ничего нет об этнической принадлежности. Можно умереть от счастья от такого уравнения в провале! Спустили в унитаз всё ценное и значимое. Взамен получили надувные шарики, фантики, стекляшки и бесконечную болтовню о чём угодно только не собственных проблемах. 

Ауарские конфедераты из узденьских т.н. Вольных Обществ реально существовали. Эти конфедераты из Союза Вольных Обществ и их конфедерация функционировала, а не только числилась где-то на пергаменте. И никакой Цор в неё не входил. Она охватывала Нагорный Дагъестан. Что же касается Нуцальства Ауарского, то это не конфедераты. Поэтому и с Надиршахом пошли биться не более двух хунзахских родов, у которых эти соглашения конфедеративные как раз имелись. И никакого вышитого серебрянными нитями волка у нуцалов не было. Никто вообще не знает их реального флага. Да и у монголов имелось несколько знамён, а не одно. Распостранённым символом имперской Монголии являлся сокол. Навершия же монгольских штандартов обычно венчал трезуб, это - языки пламени.

Как минимум, в эпоху Царства Сарир вся эта цепочка ассоциаций и конфедераций уже существовала в Нагорном Дагъестане. Так, Низами в одной из своих поэм воспевает  страну "северян", в которой "все равны - и царь и подданные". А сегодня нас пытаются задним числом "впихнуть" в какую-то бутафорию, где толком ничего никому не понятно.

Со временем шамхальства, нуцальства, майсумства, уцмийства стали жить сами по себе, а конфедераты сами по себе. И никому ничем они обязаны не были. Выстраивали между собой чисто анархические отношения на договорах и клятвах. И такое тогда в Ичкерии и Нагорном Дагъестане было возможным.


* В ед. ч.  HOBOL. Должно быть связано с ав. ХЬИБИЛ (хьиб-ил) и мнг. ХАВИРГА(н) "бок, ребро, сторона, направление", ХАВИЙНХИН "проживающий в данной местности", ХАВСАЙДАХ "действовать совместно против кого-л.", ХАВИСАН = ХАВИРГА(н). В пушту ХПЫЛ, ХПЫЛВИ "свой, родной", но ХПЫЛВАК "самостоятельный"..      


Рецензии