Агулоцентризм Истории Абумуслима

Эта небольшая работа навеяна размышлениями над особенностями одного из дагестанских исторический сочинений, которое в литературе имеет условное название «История Абу Муслима». В конце девяностых годов прошлого столетия в нашем распоряжении совершенно случайно оказался архив старых документов семьи Джемиевых из с. Бедюк Агульского района РД. В составе его наряду с различными материалами на 4,5 листах оказался и очередной список этого сочинения, о чем в СМИ и общедоступных социальных сетях мы давали информацию.

До нашей находки «История Абу Муслима» было известно в восьми списках, два из которых были выявлены непосредственно в агульских селах, а третье – в пограничном с агулами лезгинском селении Гельхен.

Для различения известные списки «Истории Абу Муслима» маркируются буквенными знаками от А до З. Из числа обнаруженных в агульских селах, список Г - хранился у жителя сел. Рича Агульского района Х.Курбанова. Он был написан на двух листах белой фабричной бумаги. Текст был обнаружен и переписан А.Р.Шихсаидовым в 1957 г. Также имеется перевод этого списка на русский язык (РФ ИИЯЛ, ф.1, оп.1, д.53), выполненный С.Алиевым.

Список 3 (по принятой нумерации - 8-й) - хранится в Рукописном фонде ИИЯЛ (ф.1, оп.1, N 425) в составе сборника, включающего ’’Историю Абу Муслима” (л.2а-2б) и «Дербенд-наме» (л.2б-5б). Текст записан на листах ученической тетради в клетку черными чернилами, насхом. Переписчик – Малла Нураддин из сел.Рича, дата не указана, очевидно, однако, 30-е годы XX в.

Список Б - хранился в мавзолее, воздвигнутом над могилой шейха Ахмада в 1622 г. в лезгинском сел. Гельхен (ныне Курахский район), который прежде также входил в состав Ричинского союза. Текст данного списка «Истории Абу Муслима» находился в составе сборной рукописи (л.4б-5б), написанной на белой фабричной бумаге черными чернилами, почерком насх. Список Б был переписан в 1213/1798-99 г. с текста, датированного 1153/1740-41 г. и переписанного, в свою очередь, неким Ибрахимом ал-Фугани2.

К этим восьми известным спискам «Истории Абу-Муслима» следует присовокупить и девятый, обнаруженный нами. Текст новой находки детально не обследован и не переведен. Первичный обзор документа проведен сотрудником научного отдела Муфтията РД М.М.Инаабаевым в августе 2024 г., а также арабистом, собирателем рукописей Ш.Г.Мирзоевым (с. Ахты).

Что касается остальных списков этого сочинения, то список А был опубликован Н.В.Ханыковым, который назвал его ’’Списком Гагарина”; список В – был обнаружен в аварских района – он переписан в с. Сальта; список Д - хранился среди рукописей мечети сел. Цудахар Левашинского района; список Е был обнаружен вместе с записью по истории рутульцев Шиназского округа XVI-XVII вв. и список Ж – был обнаружен с материалами по истории «Кара Кайтака».

В целом, получается, что из девяти выявленных на данное время списков исторического сочинения «История Абу Муслима», три выявлены непосредственно в агульских селах, а четвертое – в пограничном с агулами селении Гельхен, который раньше также входил в их союз.

Отношение исследователей к этому документу неоднозначное. Часть из них склонны считать «Историю Абу Муслима» поздней компиляцией. Так, В.Ф.Минорский называет его «Псевдо-Дарбанд-нама», а также полагает, что оно может быть «…извлечением из Ахты-нама».

Позднейшей обработкой важных исторических тем считает «Историю Абу Муслима» и А.Е.Криштопа. Основанием для этого послужило изучение отрывка о султане Ибрахиме, которого в «Истории...» назван «...сыном Абу Муслима» - «наиб», а затем «вали» Ширвана «с титулом ширваншах, с прозвищем бурхан ад-дин».

Первым ширваншахом, носившим такое имя, был Ибрахим I Дербенди... прототипом «султана Ибрахима» в «Тарих Абу Мусли» был ширваншах Ибрахим I Дербенди (1382-1417). Следовательно, ранее его времени «Тарих Абу Муслим» не мог быть создан, полагает исследователь.

Более того: крайняя степень фольклоризации образа Ибрахима (вплоть до признания его сыном легендарного Абу Муслима) заставляет предполагать весьма позднее оформление этого сочинения - вероятнее всего, уже после падения (1538) династии Дербенди, когда утрата независимости Ширвана и постоянные войны на его территории создали почву для идеализации предыдущей эпохи... Все это заставляет предполагать оформление его окончательной редакции не ранее второй половины XVI в.».

Несколько иной точки зрения придерживаются А.Р.Шихсаидов, Т.М.Айтберов и Г.М.-Р.Оразаев. В «Истории Абу Муслима» они отмечают поздние вставки, которые дают повод, первым двум выше названным исследователям, считать ее «поздней обработкой важных исторических тем».

Из пятнадцати тем, выделяемых в «Истории Абу Муслима», более поздними вставками, «разрывающие связный рассказ «Истории Абу Муслим», исследователи называют следующие:

1) Отрывок о деятельности Ибрахима, сына Абу Муслима, по
распространению ислама в Аварии и Кумухе, о том, как он стал
ширваншахом, с почетным прозвищем Бурханаддин. Отрывок этот
скорее напоминает деятельность ширваншаха Ибрахима Дербенди
(1382-1417), принявшего участие в «религиозных походах» Тимура
на Северный Кавказ.

2) Рассказ о строительстве мечети в Микрахе султаном
Ибрахимом, сыном Абу Муслима.

3) Рассказ о победе над войсками Самсама; этот рассказ, обстоятельно изложенный в «Ахты-наме», - очевидная искусственная вставка в текст; составителю «Истории Абу Муслим» был, возможно, известен рассказ о Самсаме, изложенный в «Ахты-нам», но скорее всего авторы обоих названных сочинений имели в своем распоряжении рассказ о борьбе с хазарсхим войском Самсама.

4) Расселение потомков Абу Муслима по всему Дагестану (в том
числе в Аварии, обычно не связываемой в ранних сочинениях с мусульманской традицией).

Следовательно, сведения, связанные с этими вставками, в «Истории Абу Муслима» не носят исходный характер, в том числе и названия сел, в которых будто бы обосновались потомки Абу Муслима и возводились первые мечети. Это Кара-Кюра, Ахты, Мака, Микрах, Куруш, то есть те села, которые локализуются в современных Ахтынском и Докузпаринском районах Республики Дагестан. То же самое касается и не названных в источнике населенных пунктов областей Кумук, Авар, Ширван, Кайтак, Кубачи. Появление их в «Истории...» обусловлено появлением самих вставок. В Кумуке, например, как совершенно правильно подмечает в комментариях к «Истории Дагестана и Ширвана» А.Р.Шихсаидов, ислам проник лишь в вначале 12 в., а в Кубачах еще позже — в 14 в.(?). То же самое касается и Кайтака, где, согласно сведениям «События в Дагестане и Ширване 14-15 вв. Махмуда  из Хиналуга (с.60) имеется своя ветвь правителей (уцмиев), которые претендуют на свое восхождение через Аббаса и Хамзу к роду Мухаммеда, а не через Абу Муслима и его потомков.

Исследователи отмечают, что расширением географии «сочинению придается общедагестанский характер, утверждается новая форма авторского самосознания. В определенном смысле этот отрывок можно рассматривать как попытку представить не столько иной список (или вариант), сколько иную редакцию «Истории Абу Муслим». Этой цели подчинен, возможно, и ряд других указанных нами вставок: родословная Абу Муслима (возводимая к пророку Мухаммаду), строительство мечетей, разрастание правящей элиты и др.» (Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев ГМ.Р. Дагестанские исторические сочинения. Москва. Наука. 1993. с. 76-77).

Исследователи также считают, что тема о власти потомков Абу Муслима «во всем Дагестане» - заслуживает особого рассмотрения, ибо свидетельствует о формировании нового облика хроники - о переходе от сугубо местной, южнодагестанской тематики к общедагестанской, к утверждению концепции о повсеместном мусульманском (из рода Мухаммада) генезисе политической власти во всех без исключения областях Дагестана.

На наш взгляд этой же задаче подчинен ввод в текст сочинения названия и таких населенных пунктов как Джар (Ч1ар), близко расположенного от него села Тала, Мараг - современное с. Беюк Муруг Кусарского района Республики Азербайджана и некоторых других, расположенных в Закаказье. К такому неизбежному выводу приходишь, если учитывать хронологическую историю этих сел.

Так, село Джар (Ч1ар), согласно имеющимся данным, возникло лишь в 16 веке, по причине которого не могло фигурировать в событиях 8 века. По сведениям известного грузинского географа Вахушти, село Джар в 16 веке было основано Леваном, который привел лезгин и поселил в Пипинети для того, чтоб возили они летом лед с Кавказских гор (Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тбилиси, 1976. С. 78).

Село Тала также упоминается в источниках лишь с 18-19 вв. как традиционно «лезгинское» (Б.М. Гусейнова. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье в XVIII - первой трети XIX в. / Журнал Вестник Дагестанского государственного университета. 2008). По данным автора статьи «Сел. Тала играло в истории Восточного Закавказья важную политическую роль, как и «город» Джар. В связи с этим в восточных и других письменных источниках давно утвердился термин «Джар-у-Тала» (при варианте «Джар-Тала».

Корректировки и разъяснения требуются при их идентификации и некоторые другие населенные пункты, локализация которых в источнике указано за пределами современного Дагестана. Речь идет о селениях Лек и Ануг.

Первый из них – Лек, комментаторы сопоставляют с селением Лекит, расположенного в Кахском районе АзССР, тогда как, речь тут может идти о цахурском селении Курдул, расположенное в Самурской долине. И дело в том, что село Курдул имеет и второе название - Лек. В «Истории...» упоминаются два цахурских селения — Цахур и Лек, в силу чего попытки перенести их локализацию в Кахский район соседней республики выглядит не очень убедительными.

Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что в Хивском районе республики также существует селение Лака. Это интересно втом плане, что в перечне сел в «Истории...» после Лек упоминается и другое табасаранское село Хушни. Ситуация с идентификацией этого населенного пункта не простая. Поэтому, имея такой ресурс внутри Дагестана, сопоставление его с селами, расположенными в Закавказье, не вызывает доверия.

Следующее село Ануг. Исследователи в своих комментариях пытаются сопоставить его с двумя населенными пунктами Азербайджана - с селением Аных, что в Кусарском районе и с селением Алик Кубинского района, хотя само по себе упоминание  одного села, расположенного за пределами Дагестана в списке дагестанских сел, приводимых в «Истории...», выглядит весьма странно.

В действительности речь тут идет о бывшем агульском селе Амух, которое в исторических документах встречается еще несколько раз. Так, согласно «Тарихи Баб ал-абваб», в 1032-33 году жители этого села с помощью уркарахцев и, прибывшего на помощь из Дербента мусульман, разгромили сводный отряд русов и алан, который шел на разбой, после чего «навсегда были прекращены притязания (их) на эти исламские центры».

Правда и здесь исследователи Аных пытаются идентифицировать с однозвучным селом Кусарского района, упуская при этом из виду то обстоятельство, что Ширван, будучи в то время сильным  централизованным политическим образованием, вряд ли допускал наличие на своей территории кроме основных вооруженных сил, подчиненных правителю, еще каких-то подразделений, принадлежащих отдельным населенным пунктам, тем более способных выезжать на самостоятельные боевые задания далеко в другие регионы.

Еще один раз исследователи село Амух / Аных ошибочно сопоставляют с упоминаемым в источниках крепостью Амик, предполагая, что за этим названием стоит Гумик, но не объясняют при этом фонетическую трансформацию названия, при которой, если даже допустить такой, в высшей степени невозможный (в силу того, что в исконных словах дагестанских языков в начальной позиции звук -г не выпадает), процесс. Даже в этом случае вопрос, как Гумик превратился бы в Амик, а не в Умик остается без ответа.

На современном этапе жители Амуха говорят на даргинском языке. Но в прошлом это было агульское село. Оказавшись в числе других сел на пути их следования во время второго похода в Агул в 1239 году, оно было разрушено татаро-монголами. Затем, предположительно в конце 14 века Амух и, расположенное рядом с ним село Анклух, были восстановлены по приказу Сулейманхана - правнука Ричинского эмира Аюба.

Оба эти села в своих названиях демонстрируют модель образования названий населенных пунктов (ойконимов), характерную для агульского языка и имеют агульскую этимологическую историю: (Амух (Г1амухъ) из < *ванухъ «(расположенное) за высотой», а Анклух (Г1анк1лугъ) из < *ван-к1или-хъ «(расположенное) за высокой вершиной». Даргинскому языку такая модель формирования топонимов с помощью формантов, роль которых играют показатели местных падежей не характерна. Также названия этих сел не имеют даргинскую этимологию.

Разъяснения требует и название села Ф.ва, в котором, как сообщается в источнике, обосновался внук михтара Санджаба по линии его сына Йусуфа. Характеризуя этот момент, А.Р.Шихсаидов Т.М.Айтберов, ГМ.Р.Орозаев в комментарии № 23 пытаются идентифицировать это название как село Фий Ахтынского района. Как они пишут, «Возможно, это то самое селение Ф.ва, которое упоминается в письме ширваншаха "народу пограничья Гумик” (см.: Масуд ибн Намдар. Сборник, л. 122а) и которое можно отождествлять с сел.Фий Ахтынского района. Напротив, В.Ф.Минорский и Кл.Каэн полагают, что название Ф.ва (Фува) соответствует нынешнему городу Куба (см.: Minorsky, Cahen. Le Recueil, c.188). И, кстати, эта версия идентификации селения «Ф.ва» с подачи В.Ф.Минорского и Кл.Каэн является официально принятой в дагестанской историографии.

Мысль о том, что Ф. ва (Фува), упоминаемый в XI в., может соответствовать нынешнему городу Куба в Северном Азербайджане коллектив исследователей приводят и в хронологии «События в Дагестане и Ширване 14-15 вв. Махмуда из Хиналуга (Махачкала. 1997, с. 137, комментарий № 25), правда, на этот раз с пометой «это только предположение». Комментарий приурочен к эпизоду из «События…», где Султан Гершасп – правитель Ширвана объясняет своему кайтагскому племяннику, что «Упомянутые своевольники (разбойники. – Г.А.) прибывают (в Ширван. – Г.А.) преимущественно по горным тропам, на глазах у жителей селений Ф.ва (Фия), Мада, Ихир, Куруш, Хиналук».

Но проблема в том, что «селение Ф.ва», которое упоминается в письме ширваншаха «народу пограничья Гумик» и «селение Ф.ва» в «Истории Абу Муслима» и «События...» не одно и тоже. Более того, ни то, ни другое не имеет отношение ни к селению Фий Ахтынского района, ни к современному городу Куба в Азербайджане.

Решение задачи состоит в том, почему В.Ф.Минорский и Кл.Каэн название Ф.ва (Фува) читают как Куба? А дело здесь в том, что арабские буквы «къ» и «ф» и имеют идентичное начертание и различаются лишь количеством точек над графемами — две точки над «къ» и одна точка над «ф». Пользуясь случаем, в очередной раз уместно вспомнить, что такую же фонетическую трансформацию наблюдается относительно названия небольшого ранне средневекового политического образования агулов Киран (по   названию долины < *Кьиран, в котором располагался административный центр этого владения (современное К1ерен-дере), которое в арабоязычных источниках превратилось в Филан.

Исходя из сказанного, «селение Ф.ва» из «Истории Абу Муслима» предпочтительней сопоставлять с рутульским селом Куфа, а «село Ф.ва» из писем ширваншаха - с урочищем Кува, расположенном между сс. Рича и Чираг. Именно туда ширваншах Фарибурз-1 советовал жителям пограничья Лакза, пригласить на переговоры делегацию Гумика.

Слово «кува» в дагестанских языках (агульский, рутульский...) имеет заимствованных характер, оно пришло из иранских языков, в частности в курдском имеет значение 1. «гора», 2. определенная горная местность, где ведется хозяйственная деятельность. На современном этапе это слово вышло из употребления. Вместо него с тем же значением в дагестанских языках используется исконное «суй». Подобные местности в процессе ведения интенсивной хозяйственной деятельности со временем превращались в полноценные населенные пункты, чему свидетельством является село Куфа Рутульского района. В Агульском районе в урочище Кува располагались несколько небольших поселений — собственно Кува, Маграби-укун и др., следы которых можно наблюдать и поныне.

Таким образом, возвращаясь к изначальной теме, следует повторить то, что «селение Ф.ва» в «Истории Абу Муслима» следует идентифицировать с селением Куфа Рутульского района, а не с селом Фий Ахтынского района.

Что касается идентификации других сел, упоминаемых в «Истории», то без особого труда распознаются следующие:

Баб ал-кист Риджа (в списках Г, Д - Рича; В – Ричча) – с. Рича Агульского района). Уточнения по спискам дается с опорой на сведения в комментариях вышеназванных исследователей;

Усуг (в списках В, Г, Д, 3 не упоминается) – агульское село в составе Курахского района,

Хнов (в списке В – Хинав) — рутульское село в составе Ахтынского района.

Рутул (в списках Б, В, Г, Д – Рутули) — рутульское село, административный центр нынешнего Рутульского района.

Шиназ (в списках Б, В, Г, Д отсутствует) –  рутульское село в составе Рутульского района;

Курах (в списке Г – Курух, В, Д – Курах) – административный центр нынешнего Курахского района;

Хушнах (в списке Д – Хусна) - возможно, с. Хучни, административный центр Табасаранского района Дагестана. Второй раз в перечне названий он упоминается в форме Хушни);

Учук (в списках Амаджух; Д – Авачух) - возможно, речь идет о с. Лучек Рутульского района (?);

Т.п.г. – с. Тпиг, административный центр Агульского района;

Захур - село Цахур Рутульского района;

Л.ки (в списке В -Лики; Д ~ Л.ки) – комментарий к этому названию см. выше, где обсуждается сопоставление его с с. Лекит. В тексте также имеется версия Ал.к.

Илик – возможно, здесь имеется в виду село Кулик (Кьуликк – букв. «(расположенное) под вершиной») Табасаранского района или упраздненное село Чилик (лезг. Ччилик) в Сулейман-Стальском районе Дагестана. В «Истории Абу Муслима» бросается в глаза, что в названиях некоторых селений, опушены заглавные буквы. См. в этом плане еще (Л)учук. Село Чилик на момент упразднения являлось центром Цицигского сельсовета. Село находилось на левом берегу реки Макавац в месте впадения в неё реки Цекюнвац, в 2,5 км к юго-востоку от села Хпюк. До вхождения Дагестана в состав Российской империи селение входило в состав Кутуркюринского магала Кюринского ханства;

Мака (1) – упразднённое село в Докузпаринском районе Дагестана. На момент упразднения входило в состав Гарахского сельсовета Магарамкентского района. Исключено из учётных данных в 1968 году в связи с переселением населения.

Мака (2) – возможно, имеется в виду упраздненное село Бурши-Мака Курахского района Дагестана. На момент упразднения входило в состав Курахского сельсовета. В 1952 году в плановом порядке жители села были переселены в село Мамраш Магарамкентского района, или же также упраздненное село Ашага-Мака Сулейман-Стальского района;

Чтул (1) (в списке В – Чуйур) – речь идет о с. Штул Курахского района;

Чтул (2) – здесь имеется неполное название агульского упраздненного села Дуруштул Агульского района, который в «Истории…» упоминается рядом с с. Тпиг;

Халтун – возможно, здесь также имеется неправильно переданное название с. Хутхул Агульского района (?). В тексте он упоминается в ряду вышеназванных агульских сел;

Ануг (в списках Б - Анух; В – Инуг) – село Амух Агульского района. Комментарий к этому названию см.выше;

Б.Ч.кал ( в списках Б - П.ч.кал; В – Бачакали) - цахурское село Калял Рутульского района. Цахуры, проживающие в Азербайджане, называют его Баш-Калял, чтобы отличить от своего одноименного села Калял;

Ачахур (в списках Б, В, Г, Д - Ачах-хур) - современное село Ашакент или село Ашагь Курахского района;

Харадж (добавление в списках В, Д) - агульское село Хоредж, расположенное рядом с Усугом в Курахском районе или с. Хоредж Хивского района;

Кулхан (в списках Б, В, Г, Д название Кулхан отсутствует) – в 24 комментарии к «Истории…» исследователи определяют его как название местность к югу от Самура. Но при этом есть вероятность того, что здесь имеется в виду селение Гельхен Курахского района, которое в арабоязычных документах передается в форме Калхан.

И, наконец, не поддаются идентификации села Диках (в списке Д – Дакан) и Ал-М.л.к (в списке В – Илик. См. также выше пункт «Илик»). Возможно, это объясняется тем, что эти населенные пункты давно не существуют.

В целом, стоит отметить, что в источнике при перечислении населенных пунктов отсутствует системность. Названия селений, расположенных в разных районах и в разных географических зонах, упоминаются вразнобой. Это в очередной раз свидетельствует о том, что их общий перечень сложился не одномоментно, а в течении длительного времени путем внесения изменений, что в свою очередь также доказывает, что он был формирован усилиями не одного человека, а стараниями разных лиц.

Кроме того, многие из названий имеют вариативность в списках документа. Ситуация осложняется и тем, что в Дагестане, особенно в южной его части, под одними и теми же названиями нередко выступают разные населенные пункты. Поэтому, определить о каком из них конкретно в «Истории...» идет речь порой затруднено.

Также, судя по структуре и этимологическим историям названий, некоторые из перечисляемых селений в перечне появились на завершающем этапе формирования сочинения, то есть ближе к 17 в. Например, об этом свидетельствует название цахурского села Калял, которое в списке имеет звучание Б.Ч.кал и состоит из двух частей – тюркской баш «главный» и местной – Калял. Подтверждая сказанное, тюркское слово «баш(а)» в значение «главный, главарь, предводитель» в тексте используется и во фразе «Под властью Абу Муслима было триста эмиров, называющихся баша» вместо термина «падишах (бадишах)», отмечаемого в списках Б, В, 3.

Тем не менее, не смотря на все перечисленные нюансы, определить общую направленность повествования не так уж сложно. Она заключается в следующем. Если не взять во внимание те населенные пункты, которые появились в тексте в результате вставок, то можно сказать, что речь в нем идет о селениях Агульского, Курахского и Рутульского районов, в которых, согласно повествованию, заселились потомки Абу Муслима. При этом также стоит учесть, что нынешние Агульский и Курахский районы (последний целиком или частично) в период предполагаемых действий Абу Муслима в регионе входили в единое политическое образование *Кьиран (Филан).

Наряду со сказанным разъяснения требуют и, встречающиеся в тексте сочинения, некоторые социальные термины и не характерные для региона географические названия. Из числа социальных терминов это касается слова «наиб», отмечаемого во фразе «Сын его, могучий султан Ибрахим, наиб Ширвана».

Термин «наиб» является титулом наместника, заместителя или помощника некого должностного или духовного лица в мусульманских государствах. В Дагестане он широкое распространил получил в период освободительной войны имама Шамиля и, насколько мы можем судить, до этого не отмечается в источниках применительно к дагестанским историческим реалиям. Этим он и обращает на себя внимание.

Второй термин, требующий разъяснения - это «михтар», который сопровождает имя Санджаб, и в тексте наряду с  ширваншахом Ибрахимом, назван сыном Абу Муслима. Согласно «Истории...», Абу Муслим назначает своего сына михтар Санджаба в Кала Кура. Однако мы знаем, что это лишь вставка, как и утверждение, что Санджаб является сыном ширваншаха. В «Истории Абу Муслима» эпизод является случайным, он заимствован из какого-то третьего источника и по смыслу не связан с основным текстом рассказа.

Кроме того, известно, что термин михтар, наряду с титулом «эмир» относится исключительно к средневековым правителям Агула. Он имеет иранское происхождение. В источниках под этим титулом агульские правители впервые упоминаются  в первой половине 15 в, когда они поддерживают одну из сторон, расколовшейся ширванской ветви кайтагских уцмиев. Лидерами одной из противоборствующих сторон становятся  Хутайб-михтар, михтар Али и его сын михтар Ходжа. Им противостояла группа, возглавляемая Сайид-Мухаммадом, султан-Мухаммадом и Амир-Чупаном, которые, после ухода из Ширвана, продолжили род уцмиев в Кайтаге, истребленный Тимуром.

Известно также, что на кладбище возле селения Рича Агульского района обнаружено несколько эпитафий, где сообщается о том, что здесь похоронено несколько поколений агульских михтаров. В 16-17 вв. династия была подчинена иранцами, она стала вассалом Сефевидов, а последний представитель ее погиб в 1615 году  во время ирано-грузинской войны на реке Иори. Кроме того, имя Санджаб известен в Дагестане по антропонимике агулов, где оно привязано к географическим обеъктам «Санджабан дар» и Санджабан рух» соответственно «Лес и река Санджаба», расположенные на границе территорий селений Тпиг и Рича. Мы далеки от того, чтобы привязать Санджаб из топонимики к Санджабу из «Истории Абу Муслима». Но тот факт, что все эти приведенные нюансы связаны с агулами наталкивает на определенные мысли.

Из географических названий, приведенных в «Истории...», интерес вызвает «Кухистан». В источнике сообщается, что Абумуслим сражался с эмирами Ширвана и уничтожил их. Затем он в течение семи лет сражался с Кухистаном».  Кухистан (букв. «горная страна») - это горная область на Иранском нагорье, между пустынями Деште-Кевир и Деште-Лут. Но в «Истории Абу Муслима он использован в качестве эпитета Дагестана, что видно из списков сочинения, в которых приводятся следующие варианты: Б «Кудистан; В, Д - Курхистан; Г - Дамистан; 3 - Дагистан».

Еще одно, вызывающее интерес название - это ШахАлбурз.  Из рассказа вытекает, что Абу Муслим, полсе того, как расправился с эмирами Ширвана «в течение семи лет сражался с Кухистаном» и обосновался в междуречье, под горой, называемой Шах Албурз. Летом он сражался с жителями области Баб ал-кист, называемой Риджал, а зимой - с жителями Баб ал-абваба, называемого Дербенд. Затем Абу Муслим построил мечеть в селении Кала Кура,
куда назначил своего сына михтара Санджаба. После этого он
построил мечеть в селении Ахти ». После того, как Абу Муслим вернулся на свою родину, потомки его - дети михтар Санджаба заселяются в селении «расположенном между двумя реками,
называемом Усуг».

Название  горы ШахАлбруз имеет иранское происхождения. В «Истории Абу Муслима» оно использовано в значении «главенствующей горы», где часть «шах» имеет значение «гранд», то есть,  “главный, глдавентсвующий», а Альборз является названием известной с древнейших времен горной системы на севере Ирана, у южного побережья Каспийского моря и читается как «высокая гора». Но это название иранцы нередко используют для обозначения и других высоких горных систем за пределами Ирана. В «Истории Абу Муслима» название ШахАльбурз использовано именно в таком контексте.

Но в виду того, что, упоминаемые в рассказе селения Кала Кюре, Ахты и другие расположены в районе сосредоточения гор Шахдаг, Шалбуз, созвучные с ШахАльбурз, то возникает ощущение, что и село Усуг, где обосновались потомки Абу Муслима, находится именно здесь. Тем более, что и село Усугчай, с созвучным с Усугом названием, располагается за Самуром. Но эти ложные ассоциации. Мы не должны забывать, что весь эпизод действий Абу Муслима в районе самурских гор является вставкой, заимствованной из  другого источника и не имеет к истории Абу Муслима отношение.

Таким образом, после всех этих корректировок, разъяснений и чисток, что у нас остается в «сухом» остатке? Надо признаться — не очень много.

Дагестанские исследователи отмечают, что «Абу Муслим, сыгравший выдающуюся роль в свержении династии Омейядов и приходе к власти Аббасидов в 750 г., в Дагестане не был. Абу Муслимом стали называть Масламу, арабского полководца, правителя Ирака и Хорасана, совершившего в 91/709-10 и 113/731-32 гг. разорительные походы на территорию Дагестана. Замену эту предстояло произвести до конца - так появился рассказ о борьбе Абу Муслима с Марваном (т.е. о событиях середины VIII в.). Когда произошла эта «подмена» - точно неизвестно; «История Абу Муслима» дает некоторые основания отнести это интересное явление примерно к X в.». Другими словами, события, о которых повествует в «Истории Абу Муслима» имеют по собой реальную основу, произошла только подмена имен главных действующих лиц».

Для нас же важным здесь представляется то, что центр этих «событий, о которых повествует в «Истории Абу Муслима» и имеют по собой реальную основу» происходят в  Агуле. Этим и определяется ее агулоцентричный характер. В течение семи лет после покорения Ширвана, Абу Муслим воюет в горах Дагестана, летом, в период интенсивных боевых действий в области Баб аль-кист Риджа, а зимой, когда накал сражений падает - «с жителями Баб ал-абваба, называемого Дербенд». Возможно, для такого боевого распорядка были свои причины.

Затем он строит в Рича первая в горной зоне мечеть и возвращается к себе на родину. А сын его, ошибочно названный в источнике михтар Санджабом, обосновывается в селении Усуг, откуда его потомки, преследуя цель укрепления веры и власти, расходятся по другим селам Южного Дагестана.

Общий вывод из этого вытекает следующий. Возможно, «История Абу Муслима» изначально не являлось самостоятельным сочинением, а представлял собой некий эпизод о установлении ислама в Агуле, взятый из неустановленного или не дошедшего до нас источника и, который со временем пополнился различного рода дополнениями в виде вставок, заимствованными из других источников. Но Аллах знает лучше!


Рецензии