Трамвайный музей Америки
В Соединённых Штатах Америки около 100 транспортных музеев и только
полтора десятка, где демонстрируются трамвайные вагоны, как американские, так и с других стран. Но есть крупнейший музей, где собраны коллекции
американских и заграничных трамвайных вагонов, не находящихся в настоящее время в эксплуатации. Общее количество таких вагонов достигает более 250 штук, причём, большая часть этих вагонов полностью восстановлена и находиться в идеальном виде, работают несколько ретро маршрутов. Этот уникальный музей находится несколько в отдалении от крупных городов в штате Мен в районе Новой Англии в небольшом приморском городке Кеннибанкпорте в 15 км. от побережья Атлантического океана на пересечении дорог 9 и 117. Ближайшие крупные города - Портленд и Кеннибанк и примерно в 200 км. к северу от Бостона. Приморский трамвайный музей расположен на территории Телбот парка на площади 800 на 600 м с выходящей за эту территорию линией ретро маршрута до побережья Атлантического океана длиной
в 10 – 15 км. На музейной территории расположены : визит-центр ( магазин
трамвайных сувениров, атрибутики, открыток вагонов, различной литературы ), большой ангар ремонтно-восстановительной зоны, три ангара с различными ретро вагонами, один сквозной и два тупиковых, музейная библиотека , железнодорожная башня – Тауэр, электрическая трансформаторная подстанция, зона для пикников и отдыха, несколько павильонов для остановок вагонов на всей протяжённости маршрутной ветки. Неподалеку от визит-центра расположен ресторан, обязательный атрибут любого американского музея. Музей частный, вход платный, $ 15,00 с посетителя, четыре ретро маршрута стоят от $ 5,00 до 10,00, с детей – оплата в половину. Активно музей работает в летнее время, зимой музей вообще закрыт.
Прежде чем рассказывать об экспонатах музея, целесообразно провести не-
большой экскурс в историю американского трамвая. Первый электрический
трамвай, правда, пошёл в Германии в 1881 г., однако, жителям нашего города
наиболее интересен именно американский трамвай. И, конечно, не только зна-
менитой “Американкой”, вагонами ЛМ-ЛП-33 1933 г., как аналог американ-ских вагонов фирмы “Петер Вид” , но и более поздними вагонами, аналогичными построенных в США фирмой РСС и фирма “Вестенгауз”, которая в 1906-
1909 г. строила в нашем городе электрический трамвай.
Первая пассажирская конка в мире пошла в США в 1832 г., первая линия
парового городского трамвая пущена в американском городе Цинциннате в
1859 г. В 1870 г. успешно работали в США пружинно-заводные трамвайные
вагоны, которые при одном заводе могли проехать 8 км со скоростью 14 км\час. и, наконец, электрический трамвай пошёл в Ричмонде в 1888 г. на
линии в 29 миль. В это время в стране на канатной тяге работали трамваи
на линиях в 357 миль, на конной тяге – 5000 миль, а через 10 лет на элетрической тяге ходили вагоны уже на 13765 милях. В 1912 г. в 370 городах Америки
уже работали электрические трамваи как основной перевозчик. В 1917 г. перестала работать конка именно по причине широкого внедрения электрического трамвая . А вот в 1940 г. картина резко изменилась, произошёл резкой
обвал трамвайного движения, общественный транспорт стал уступать место
автомобильному, в основном, индивидуальному. В этом году уже только в 11 городах основным транспортом оставался трамвай. Аналогичное явление происходит сегодня в нашей стране, правда, со сдвигом в 65 лет. В 1973 г. в США был объявлен конкурс на строительство скоростных городских трамвайных линий со скоростями в 100 км.\час и более. Сегодня успешно работают такие
- 2 -
скоростные трамвайные линии в городах Америки.
Приморский трамвайный музей основан группой из восьми молодых людей.
Они приехали в город Бидефорд в штате Мен, чтобы поездить на последних
рейсах приморской трамвайной линии, а затем предложили владельцам этой
линии купить у них вагоны за $ 150,00 каждый. Отремонтировав эти вагоны,
они хотели организовать коммерческие экскурсионные перевозки по примор-
ской ветке Телбот-парка. Это был 1939 г. На базе этих нескольких вагонов и
был организован частный трамвайный музей. Эти молодые люди хотели, чтобы
будущее поколение американцев знало роль этого вида транспорта в развитии американских городов. Интересна вообще история этих приморских трам-
вайных веток. В начале прошлого века приморской частью между городами
Бедефорд – Санфорд – Кенибанкпорт – Сако, находящимися на границе шта-
тов Нью Хемпшер и Мен владел американский миллионер Телбот, это так называемый “ старый фруктовый пляж”, в дальнейшим получивший название
Телбот-парка. Это любимое место отдыха местного населения в летнее время.
В 1904 г. предприниматели организовали здесь несколько линий летнего трамвая. Это был совершенно оригинальный подвижной состав. Большая их часть
состояла из открытых, т.е. без крыши и боковых стенок, вагонов. В таком ва-
гоне было 12 поперечных деревянных скамеек, на каждой могло разместиться
по 5 человек, уровень скамеек относительно пола повышался от начала вагона
к его концу, как в современном кинотеатре. Это давало возможность пассажи-
рам без помех осматривать окружающую местность. Использовались только
одиночные моторные вагоны, без прицепных. На этих вагонах перевозили также почту. Вагоны курсировали по побережью до 1927 г. и в дальнейшем были заменены автобусами. Часть территории Телбот-парка в более поздние
года была выкуплена под транспортный музей и к 1955 г. было восстановлено
несколько кольцевых линий, по которым в настоящее время возят экскурсантов. Открытые вагоны приморских веток удалось восстановить только в 1975 г. Здание музея ( визит-центр ) построено в 1980 г., а в 1996 г. в нём появился
магазин сувениров, книг, открыток вагонов и др., на втором этаже расположен небольшой актовый зал для собраний и лекций, кабинет директора и нес-
колько помещений для сотрудников. Музей располагает обширной библиотекой, это отдельное здание. В ней имеются справочники по подвижному составу и путевому хозяйству, много фотографий, слайдов, видеокассет, СD-дисков.
Она открыта в выходные дни для посетителей, в будни работает по предвари-
тельным заявкам. Сотрудники библиотеки оказывают консультации по ретро
подвижному составу, по истории движения общественного транспорта США.
В Новой Англии в 1997 г. создано “Электрическое Железнодорожное Исто-
рическое Общество”. Это общество выпускает информационные издания. Нес-
колько лет тому назад была выпущена “Национальная коллекция американ-ских городских вагонов”. Среди авторов известные “трамвайщики” как Роберт
Келли и Бен Миннич, Фред Малони и Бредли Кларк и др.
Музей существует на сборы от оплаты посетителей и частных пожертвований, а также на полученные от государства гранды на отдельные проекты.
Небольшая часть музейных работников получает зарплату, порядка 10 – 15 человек, остальные – волонтёры, т.е. работающие в музее на общественных
началах. Общее количество их достигает почти 200 человек. Они живут в раз-
личных регионах страны и периодически на время приезжают в музей и там работают совершенно бесплатно.
Одни из первых восстановленных вагонов являются вагоны конно-железной дороги. Это вагон однолошадной конки 1832 г., первой в мире, работающий в
- 3 -
Нью-Йорке на Манхеттене, конка из Бостона, работавшая между Кембридским Университетом и городом в 1856 г., а с 1880 г. конка распространилась
уже по всей стране. В музее представлено несколько вагонов, в том числе и
коночные вагоны для перевозки почты и заключённых с охраной. Затем стали
появились кабельные вагоны. В музее представлен вагон такого типа из Сан-Франциско 1873 г. Он был сохранён в частной коллекции и был куплен музеем в 1970 г. Сейчас восстановлен полностью. Такие вагоны курсировали в Нью
Йорке, Вашингтоне, Сиетле, Сан-Франциско до 1890 г., а потом заменялись
вагонами на электрической тяге.
Из ранних электрических вагонов Америки в музее представлено около 20 :
- моторный вагон из Нью Йорка, постройки 1900 г., длиной 25 футов
фирмой “Пацифик Тракшен”, полученный музеем как подарок в 1963 г. и
восстановленный в 1977 г.,
- моторный вагон из Бостона, подаренный музею Президентом этой компа-
нии,
- моторные и прицепные вагоны со съёмными стенками для эксплуатации
летом, также с открытой платформой сзади из разных городов Америки
периода 1890 – 1900 г.
Из городских вагонах представлены не только трамвайные вагоны но и ранние вагон бостонского метро 1897 г. Среди особо оригинальных – вагоны из
Нью Хевена 1930 г., курсирующие от футбольного стадиона до железнодорожного вокзала без боковых стенок на 75 пассажиров, а во время матча до 150
пассажиров. Открытый вагон из Монтреала, восстановленный в 1958 г., кото-
рый курсировал по кольцу в 10 миль за 50 центов. Целый ряд закрытых вагонов односторонних с ширмовыми дверями. Бостонские вагоны метро с двумя
широкими дверями посередине.
Из категории паровых трамвайных вагонов, т.е. которые работали с локомотивами, представлены вагоны фирмы “Петер Вид” из Балтимора и вагоны компании РСС. С 1929 г. начинается период модернизации вагонов электрического трамвая, чтобы они могли иметь преимущество перед автомобильным
транспортом, т.е. увеличения комфортабельности перевозки пассажиров. Тогда в стране было построено таких вагонов около 5000 до 1952 г. Затем в течении 25 лет вагоны в стране вообще не строились. К 1970 г. иностранными фирмами было привезено в страну около 1000 лёгких вагонов. Такие вагоны тоже демонстрируются в музее. Категория двухсторонних вагонов представлена вагонами из Филадельфии до 1947 г. и односторонними оттуда же до 1992 г. Пригородные линии представлены трамвайными вагонами деревянными,
а потом металлическими (после 1915 г.), постройки 1899 – 1931 г. в основном из Чикаго. В 1928 г там был большой пожар и большая часть вагонов деревянных сгорело. В настоящее время такие пригородные трамвайные линии работают только в Филадельфии и Чикаго. Скоростные линии городского трамвая
представлены несколькими закрытыми вагонами, способны двигаться со скоростью более 100 км\час, работали они в центральной части крупнейших городов страны на эстакадах.
Кроме коночных и трамвайных вагонов в музее представлены автобусные
и троллейбусные вагоны. В Америке автобусы пошли в 1930 г, и они стали вы-
теснять трамвай, т.к. проезд был дешевле и более комфортабелен на автобусе. В большом количестве представлены служебные трамвайные и троллейбусные вагоны. Это снегоуборщики, вагоны- вышки, дозаторы, поливочные и др. Первые вагоны датированы 1920 г. Совершенно отдельно представлены
иностранные трамвайные вагоны, которые никогда в Америке не работали Это английские двухэтажные вагоны фирмы “Блекпул”, постройки 1940 г., они
работали в Глазго и приобретены музеем в 1962 г. Вагон из Нагасака (Япония), постройки 1890 г. Для его транспортировки пришлось построить специальный
- 4 -
трейлер. Трамвайные вагоны из Берлина, Сиднея, Рима, Будапешта все тща-
тельно восстановлены и все работают в музее на ретро маршрутах для экс-
курсантов. Отдельной экспозицией представлены технические средства для доставки и ремонта вагонов. Это трейлеры, тралы, подъёмники, станки и раз-
личное оборудование. Масштаб и объём музейных экспозиций и построек
впечатляет. Из 250 ретро вагонов большая часть, т.е. более 200 находится в
идеально восстановленном виде. Каждый вагон снабжён информационным
стендом с указанием года постройки, где работал, его параметры и харак-
теристики, когда приобретён, когда и кем восстановлен. Все вагоны открыты
для посетителей, т.е. в них можно войти, посидеть, в некоторые даже загля-
нуть снизу из смотровой траншее. В магазине музея (визит-центр) можно при-
обрести необходимые проспекты по вагонам, их красочные открытки, макеты вагонов и необходимую литературу. Можно купить отдельно билет на любой
из нескольких ретро маршрутов и покатиться по живописным окрестностям
Телботпарка. Посещают этот музей, в основном, американцы из соседних
городов, однако, некоторые специально приезжают издалека, но в летнее время. Конечно, посетители из С. Петербурга, большая редкость, а особенно
в осенний период, когда музей почти не работает. Я его посетил музей 8 октября 2005 года, в субботу и, несмотря на холодную погоду при сильном дожде и ветре, посетители в музее были. После переговоров с руководством музея нам
представили несколько сопровождающих, одного даже вызвали специально из дома, т.к. он знает русский язык, якобы для простоты общения. Он приехал,
сказал по-русски : ”здравствуйте”, и на этом русский диалог с ним закончился.
Дальше всё общение вели только на английском языке. Наши сопровождаю-щие подробно рассказали о многих экспонатах музея, показали зону восстановления вагонов, познакомили с волонтёрами, которые в течении 15 – 20 лет
восстанавливают отдельные вагоны и доводят до полного совершенства. Ме-
тод восстановления основан на полном разборе старого вагона, снятие эскизов
со всех элементов и деталей, а затем всё заново изготавливается. Для проведения таких работ оборудование в музее имеется, а чего нельзя изготовить – заказывают на предприятиях и , в основном, бесплатно. Сами волонтёры, естественно, никаких денег в музее не получают. Наши рассказы о питерском трамвае и предложения о дальнейшем сотрудничестве у руководства
музея интереса не вызвало. Вот взять в дар какой-нибудь русский трамвайный вагон с оказанием помощи по его доставке в Америку, не отказались бы,
но у меня таких полномочий нет, это невозможно. Расстались мы друзьями,
они пригласили приехать к ним летом, когда большой наплыв посетителей и
поездить по прекрасным приморским окрестностям Телбот-парка. Мы, конечно,
согласились. Вот такой интересный музей трамвая находится в далёкой Америке. Как хотелось бы и нам к 100-летию трамвая в нашем городе открыть
городской музей трамваев, чтобы также как и в Америке, чем мы хуже их,
жители и гости нашего города смогли ходить в этот музей семьями, катать детей и самих себя на старых, но обновлённых, трамвайных вагонах, полу-
чать от этого радость и удовольствие.
Материал подготовил Львов Ю.М. 25.10.06
Свидетельство о публикации №224112201065