О рефлексивных моделях пропаганды ч. 3
Народная мудрость
3. МОДЕЛИ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОПАГАНДЫ
Ниже рассматриваются только элементарные модели пропаганды, используемые при решении политических задач.
3.1. Классификация моделей пропаганды
За исходное положение классификации примем следующее суждение: любые политические воздействия - это обязательно воздействия одних политических субъектов (индивидуальных или групповых) на других. Воздействия либо непосредственные, когда передающей средой является только воздух, либо опосредованные (возможно, разнесенные во времени), происходящие через различные средства коммуникации, начиная от соцсетей и кончая оружием массового поражения.
В любом случае основным элементом политических воздействий является элементарное информационное воздействие субъекта на другой субъект (или субъекты). Причем, не имеет значения носитель информации или ее количество; важно, чтобы эта информация что-то изменила в принимающем субъекте. То есть, имеет значение только УПРАВЛЕНИЕ одного субъекта другим. И неважно, воспринимается ли это воздействие именно как управление или как нечто иное.
Воздействия по своему виду делятся на прямое и непрямое управление. Прямое управление - это непосредственное руководство в пределах полномочий властных органов и их должностных лиц. Реализуется оно в виде законов, приказов, устных распоряжений, а также прочими оговоренными в законах средствами. Все остальные воздействия - тоже управление по своей цели и сути, но не прямое, а рефлексивное или пропаганда (в данном контексте - политическая или идеологическая пропаганда). Пропаганда - это совокупность приемов, методов и элементов воздействия на людей с целью формирования у них определенных взглядов. Политическая пропаганда обычно имеет цель, во-первых, возвысить в глазах объекта управления свои взгляды, идеи, дела и личности, и, во-вторых, унизить взгляды, идеи, дела и личности политических конкурентов.
Если вышеприведённые предположения справедливы, то есть возможность классифицировать элементы пропаганды, как показано на рисунке (вверху).
Первый классификационный признак - степень скрытности. Пропаганда бывает открытая, т.е. не скрывающая свои цели и сам факт своего наличия, и манипулятивная - ориентированная на сокрытие своих целей и самого факта своего существования.
Второй признак - вид рефлексивного управления. Понятие "рефлексивное управление" (введенное В.А.Лефевром, автором уже упомянутой книги "Конфликтующие структуры") означает непрямое управление, которое осуществляется путем передачи оснований для принятия решения (оценки) от управляющего субъекта управляемому.
Необходимое условие успешного проведения рефлексивного управления (РУ) заключается в следующем. Субъект, проводящий РУ другим субъектом (или субъектами), должен обладать рефлексивной моделью ситуации более высокого порядка и со структурой, включающей "внутренний мир" управляемого субъекта (см. ч.1). Если это условие выполняется, то возможно осуществить РУ следующих четырех типов:
РУ1 - это РУ при известной структуре модели управляемого субъекта путем воздействия на процесс принятия решения (оценки) через параметры модели, т.е. формирование заданной оценки ситуации;
РУ2 - это управление процессом РУ, проводимым другим субъектом, т.е. косвенное формирование оценки;
РУ3 - это РУ на основе формирования структуры рефлексивной модели управляемого субъекта в конкретной ситуации, т.е. фактически формирование стереотипа (см. ч.2);
РУ4 - это РУ на основе формирования набора стереотипных структур моделей управляемого субъекта (задолго до процесса принятия решения), т.е. формирование схематизма сознания (см. ч.2).
В каждом из видов РУ возможны различные варианты, которые будут рассмотрены ниже. Каждый вид и подвид РУ может быть использован и для открытой пропаганды (например, для воспитания, обучения), и для манипулятивной. Однако исторически сложилось так, что в политике интенсивней развивалась и шире распространилась манипулятивная пропаганда, поэтому последующие пояснения и примеры будут касаться именно её.
Третий классификационный признак – направление воздействия пропаганды - показывает, на какие сферы духовного мира личности направлено действие: на психику, сознание, нравственность (ценностные ориентации) или направленность субъекта (см. рисунок в ч.2).
Манипулирование психикой - воздействие на инстинкты, эмоции, настроение и т.д. - реализуется путем создания нужного психологического настроя, усиливающего действенность внушения или других методов манипулирования.
Манипулирование сознанием производится на уровне рационального мышления - это обман при помощи полуправды, замалчивания, "подтасовок" фактов и т.д.
Манипулирование нравственностью (воздействие на ценностные ориентации) - реализуется, во-первых, путем формирования нужной системы ценностей у управляемого субъекта и, во-вторых, путем введения дополнительных ценностных воздействий в конкретную ситуацию, которые направляют определенные оценки на нужный субъект, к данной ситуации непричастный.
Манипулирование общей направленностью - воздействие на идеологию личности, т.е. принудительное изменение идеологии.
Это разделение методов манипулирования достаточно условно: в ряде случаев между ними трудно провести четкую границу, т.к. её вообще трудно провести в структуре личности. Во всяком случае практически всем элементам пропаганды могут быть сопоставлены соответствующие модели рефлексивного управления (РУ1 – РУ4).
3.2. Модели манипулирования психикой.
Методы манипулирования психикой основаны на формировании (прямом или косвенном) заданных эмоциональных оценок, т.е. на моделях РУ1 и РУ2 (см. рисунок). Эти методы манипулирования весьма разнообразны, действия их направлены на все компоненты социально-психологической структуры личности, на все механизмы её психической деятельности. Ввиду недостаточной изученности и формализуемости всех этих вопросов, не представляется возможным провести сколько-нибудь конструктивный анализ методов манипулирования психикой; все они изобретаются и совершенствуются интуитивно-опытным путем. Можно указать лишь на два самых общих принципа такого манипулирования.
1). На основе использования естественной потребности личности в эмоциональном насыщении производятся следующие манипуляции:
а) формирование нужной "аффективной тональности", т.е нужного настроения, состояния удовольствия или неудовольствия (поляризация эмоциональной сферы в нужном направлении);
б) формирование нужной "предметной направленности", - созданное настроение направляется на нужный предмет или явление;
в) формирование "установки", т. е. закрепление связей а) и б).
Заметим, что это не "чисто" психологические процессы, т.к. "предметная направленность" затрагивает уровень сознания, однако этот уровень не является ведущим.
2). Второй общий принцип манипулирования психикой основан на использовании различных эффектов "массового бессознательного".
Проиллюстрируем оба вышеизложенных принципа манипулирования психикой соответствующими наборами приемов, прошедших опробование на миллионах людей в течении десятков лет (и не потерявших свою актуальность по сей день). Принцип 1) – на примерах ленинских приемов полемики, а принцип 2) - на примерах основных приемов геббельсовской пропаганды.
1). Ленинские приемы полемики.
При выделении этих приемов не учитывалось, на чьей стороне истина, в чем предмет полемики и какова ее нравственная сторона, - нас интересовала только техника манипулирования психикой читателя. Все нижеперечисленные приемы взяты из книги "Материализм и эмпириокритицизм"; в скобках приведены номера страниц по Полному собранию сочинений, т.18 (многоточия в цитатах - наши - в целях экономии места).
а). Наложение и эпитизация - одновременное наложение на слова оппонента серии негативных определений и эпитетов с целью унизить и мысли оппонента и его самого (навешивание ярлыков). Примером может служить следующая цитата:
"Тут он обрисовался весь, этот идеолог реакционного меньшинства идущий за черносотенным В. Шуппе и "сочувствующий" свободомыслию Геккеля. Таковы все они, гуманные филистеры в Европе с их свободолюбивыми симпатиями и с их идейным (и политическим и экономическим) пленением Вильгельмами Шуппе." (с.377).
б). Измизация - оппоненту приписывается сразу несколько "измов" (вариант навешивания ярлыков). Примеры:
"Мир зависит от мышления вообще, - это новейший позитивизм, критический реализм, одним словом, - сплошной буржуазный шарлатантизм! Если Корнелиус агностический полусолипсист, то Петцольдт - солипсистский полуагностик. Блоху вы ущемляете, господа!" (с.231).
"Вторая ступень - модная в конце 90-х годов прошлого века "энергетика" Оствальда, т.е., путанный агностицизм, спотыкающийся кое-где в идеализм." (с.243).
в). Закавычивание - добавление лишних кавычек к словам оппонента, которое придает им оттенок фальши.
"... уверять, что они "тоже" марксисты в философии, что они "почти" согласны с Марксом и чуточку только его "дополнили", - это уже зрелище совсем неприятное". (с.214).
"Что так рассердило почтеннейшего "новейшего позитивиста"?" (с.374).
г). Недостижение - приписывание оппоненту желания достичь чего-либо и упрек в том, что он этого не достиг.
"Этот старый философский вопрос о двух тенденциях или вернее: о двух возможных выводах из посылок эмпиризма и сенсуализма, не решен Махом, не устранен, не превзойден им, а запутан посредством языкоблудия со словом "элемент" и т.п." (с.128).
д). "Убийственное" сравнение - приводится аналогия, не имеющая отношения ни к содержанию, ни к форме высказываний оппонента.
"Ухищрения идеалистов и агностиков так же, в общем и целом, лицемерны, как проповедь платонической любви фарисеями!" (с.193).
"Как видите, тут чего хочешь, того просишь: и конституция, и севрюжина с хреном, и реализм, и солипсизм." (с.222).
е). Возражения пустоте - оппоненту приписываются какие-либо слова или действия, не имеющие отношения к предмету полемики, и якобы в ответ на эти слова или действия следуют возражения.
"И не кричите, гг. махисты, что я ссылаюсь на "авторитеты": ваши крики против авторитетов - просто прикрытие ..." (с.263).
"Если Плеханов вам показался неясным или противоречивым и т.п., отчего не взяли вы других материалистов? Оттого, что вы их не знаете? Но невежество не есть аргумент." (с.81).
ж). Похлопывание по плечу - снисходительно-пренебрежительные, фамильярные выражения в адрес оппонента.
"Хвала вам, товарищ Базаров! Мы вам при жизни поставим памятник: на одной стороне напишем ваше изречение, а на другой: русскому махисту, похоронившему махизм среди русских марксистов." (с.115).
"А добряк Адлер (Фриц) - тоже махист, желающий быть марксистом! - не нашел ничего умнее, как "поправлять" Дюгема следующим образом ..." (с.330).
з). Интеллектуалофобия - страх и ненависть по отношению к интеллектуалам, особенно - к профессиональным ученым.
"Вот вам рассуждение одного такого обскуранта, ординарнейшего профессора философии в Венском университете, Эрнста Маха." (с.199).
"Материализм, - гремит этот урядник на профессорской кафедре, то-бишь: ученик "новейших позитивистов", - превращает человека в автомат." (с.229).
и). Оглупление - бездоказательные слова и фразы, выражающие сомнение в умственных способностях оппонента.
"Беспредельное тупоумие мещанина, самодовольно размазывающего самый истасканный хлам под прикрытием "новой", "эмпириокритической" систематизации и терминологии ..." (с.341).
"Читатель, вероятно, негодует на нас за то, что мы так долго цитируем эту невероятно пошлую галиматью, это квазиученое шутовство ..." (с.336).
Вождь всегда прав - комментарии излишни.
2). Основные приемы геббельсовской пропаганды.
Эти приемы цитируются нами по книге П.С.Гурвича "Буржуазная идеология и массовое сознание" с сокращениями.
а). Правило упрощения. Всякую пропаганду следует прежде всего упростить. В распоряжении манипулятора целая гамма формул - манифесты, программы, декларации, катехизисы, в которых немало запоминающихся и доступных стереотипов.
б). Правило преувеличения и извращения. Преувеличение новостей - это прием, состоящий в том, что пресса подчеркивает любую подходящую информацию. Случайная фраза политического деятеля, полет неизвестного самолета или появление неизвестного корабля превращается в доказательство какой-либо угрозы.
в). Правило оркестровки. Неустанное повторение очень быстро порождает усталость и отвращение. Поэтому манипулятор должен стремиться к разнообразию. Оркестровка какой-либо темы состоит в ее повторении всеми органами пропаганды в как можно более разнообразных формах, соответствующих вкусам и ожиданиям различных групп общества. Манипулятору нужно постоянно извлекать все новые и новые разоблачения и аргументы в таком темпе, что даже если противник и потребует на них ответить, внимание публики уже окажется переключенным на нечто другое. Ответы противника не поспевают за волной обвинений и поэтому у него окажется только один выход – попытаться перехватить инициативу и атаковать с еще большей быстротой (Геббельс дал прессе около 50000 директив) ...
г). Правило переливания. Настоящие манипуляторы никогда не считали, что пропаганду можно начать с пустого места и навязать массам любую идею в любой момент. Всякая пропаганда начинается с уже известных мифов (шовинизм, различные "фобии" и "филии"). Поэтому манипулятор не должен противоречить толпе, ему надлежит сначала отождествить себя с ней, а потом уже постараться склонить толпу в нужную сторону. Все искусство газет, выражающих общественное мнение, состоит в том, что они внушают читателям путем соответствующего подбора и представления новостей аргументы для подкрепления его позиции.
д). Правило единодушия и заражения. Большинство людей стремиться жить в согласии с себе подобными. Они редко осмеливаются нарушить царящую вокруг себя гармонию. Отсюда следует, что большое число "общественных мнений" в действительности являются лишь суммой "коллективности". Задача пропаганды состоит в укреплении этого единодушия и даже создании его искусственным путем. Манипулятор должен всегда стремиться создать чувство смеси экзальтации и непонятного страха, которое побуждает индивида принять те или иные политические концепции, особенно те, которые, как ему кажется, разделяют все люди. Это побуждение особенно сильно в тех случаях, когда окружающие лица проповедуют свое мнение подчеркнуто открыто, и в их словах содержится угроза. Создание единодушия - основа механизма пропаганды.
3.3. Модели манипулирование сознанием.
Элементы пропаганды этого вида наиболее широко распространены на всех уровнях взаимодействий политических субъектов и наиболее доступны для анализа. Приведем основы такого анализа, базирующегося на классификации процессов рефлексивного управления на виды и подвиды (см. рисунок).
1). Рефлексивное управление РУ1 (путем воздействия на процесс принятия решения через параметры рефлексивной модели с известной структурой).
1.1). Модель первого порядка. В этом случае управляющий субъект отражает "внутренний мир" управляемого, а тот - только внешнюю ситуацию (см. рисунок в ч. 1). В зависимости от того, на что конкретно направлено РУ1, возможны следующие варианты.
а). Формирование картины внешней ситуации управляемого субъекта. Суть этого варианта - дать управляемому субъекту только выгодную для себя информацию, т.е. отфильтрованную – полуправду или заведомую ложь.
Это самый простой и самый распространенный вид манипуляции в политике: фильтрация - необходимый элемент любой пропаганды.
б). Формирование цели управляемого субъекта. Суть варианта - через подаваемую информацию воздействовать на процесс формирования цели управляемого субъекта. Реализуется этот вариант обычно в виде "политической провокации", "идеологической диверсии", "дружеского совета" и т.д.
Пример: организация ;массовых протестов; определенных групп населения.
в). Формирование алгоритма (программы) принятия решения управляемого субъекта. Суть этого варианта сводится к постепенному обучению управляемого субъекта определенному алгоритму в аналогичных ситуациях, чтобы затем воспользоваться своим знанием этого алгоритма.
Пример: обучение будущих лидеров ;цветных революций;.
1.2). Модель второго порядка. В этом случае "внутренний мир" управляемого субъекта содержит не только отражение внешней ситуации, но и отражение этой ситуации во "внутреннем мире" управляющего субъекта.
а). Формирование якобы своей картины ситуации. Суть варианта - подбросить якобы нечаянно информацию о якобы действительной своей картине ситуации (путем подбрасывания документов, "случайных" фраз и т.д.).
Пример. В интервью кандидат на выборную должность и крупный руководитель на вопрос о его привилегиях отвечает: "Никакими привилегиями я никогда не пользовался!" И в качестве "спонтанной шутки" добавляет: "У меня есть только одна привилегия - работать по шестнадцать часов ..." И нам становиться ясно, какой он трудолюбивый и бескорыстный - мы обязательно будем за него голосовать.
б). Формирование якобы своей цели. Суть варианта – передать управляемому субъекту информации о якобы своей цели, чтобы беспрепятственно осуществить другую цель. К этому случаю относятся все "ложные движения".
Пример: провозглашаемые "либеральными политиками" лозунги свободы, толерантности и т.д. в реальности служат только для завоевания и сохранения их собственной власти.
в). Формирование якобы своей программы. Суть - передать управляемому субъекту сведения о якобы готовящемся выполнении своей определенной программы и вызвать, тем самым, нужную ответную реакцию.
Наиболее типичный случай реализации – запугивание (любимый приём президента США Трампа в международной политике) или принуждение оппонента "с позиции силы".
1.3). Модели третьего порядка и выше в политической практике встречаются крайне редко; чаще можно найти соответствующие примеры в детективной литературе.
Следует сделать еще одно существенное замечание: осознанность проводимого рефлексивного управления не является необходимым условием его реализации - у ловкого политика интриги "в крови".
2). Рефлексивное управление РУ2 (управление процессом РУ, проводимым другим субъектом, т.е. косвенное формирование оценки).
При наличии рефлексивной модели второго и выше порядков возможен новый вид РУ - управление процессом проведения РУ, выполняемым другим субъектом. Этот вид РУ реализуется как при двух, так и при большем числе индивидуальных или групповых субъектов. В случае двух субъектов простейшая схема такая: один из субъектов осуществляет РУ первого вида (любой из трех вариантов), а второй субъект, обладая рефлексивной моделью более высокого порядка, включающей "внутренний мир" партнера, разгадывает его замыслы и, делая вид, что поддается его РУ, проделывает свое РУ на этой основе. Примером РУ2 могут служить некоторые операции разведок и контрразведок.
В случае трех и более субъектов возможны сложные взаимодействия, строящиеся путем сочетания всех рассмотренных ранее вариантов.
3). Рефлексивное управление РУ3 (на основе формирования структуры рефлексивной модели конкретной ситуации).
В зависимости от преобладания предметной или ценностной ориентации, РУ3 может трактоваться, соответственно, как манипулирование сознанием или нравственностью (ценностными ориентациями). И в том и в другом случае РУ3 практически сводится к внедрению нужных социальных стереотипов.
Этот вид РУ можно осуществлять в двух вариантах.
а). Введение в рефлексивную модель, имеющуюся у управляемого субъекта, дополнительных "слагаемых", приписываемых субъектам, не имеющим отношения к данной ситуации или вообще не существующим. Пример: ;агенты ГРУ;, отравившие Скрипалей в Солсбери.
б). Исключение из модели "слагаемых", соответствующих реально действующим субъектам. Пример: множество действий президента США Трампа были блокированы ;глубинным государством; (deep state), которое официально не существует, но реально управляет.
3.4. Манипулирования нравственностью и направленностью
1). Рефлексивное управление РУ3 (на основе формирования структуры рефлексивной модели конкретной ситуации).
При РУ3 обычно изменение структуры рефлексивной модели проводится с целью изменить ценностные отношения. С помощью такого РУ можно канализировать (т.е., направить по нужному руслу) социальное недовольство путем введения "образа врага" или, напротив, социальные симпатии - путем введения "образа доброжелателя" и, тем самым, провоцировать определенные оценки или действия.
Примеры: а) во всех негативных событиях в США виновато ;вмешательство русских;;
б) Госдеп США и ЦРУ выделяют деньги на продвижение ;демократии; и ;либеральных ценностей; в РФ и других странах.
2). Рефлексивное управление РУ4 (на основе формирования набора стереотипных структур моделей).
Этот вид РУ в зависимости от большей или меньшей степени общности формируемого набора стереотипов может интерпретироваться, соответственно, как манипулирование нравственностью или общей направленностью личности. В первом случае формируется в основном нужная система ценностей, а во втором - схематизм сознания (см. ч.2). И в том, и другом случае необходимо наличие всеобъемлющей системы пропаганды и контрпропаганды.
Следует отметить, что в некоторых государствах для этих целей помимо прямого и рефлексивного управления используются и неправовые методы, включая все виды насилия вплоть до физического уничтожения. Однако в данной работе мы акцентируем внимание лишь на "чистом" манипулировании, поэтому отметим только, что упомянутая система пропаганды должна включать:
а) систему насаждения "правильного" общественного сознания через все средства массовой информации, воспитательные и учебные заведения, предприятия культуры и т.д.;
Пример: наиболее известный инструмент РУ4 в США – Голливуд. Это "фабрика грез", которая оказала очень сильное пропагандистское влияние на культуру человечества.
б) систему фильтрации всей "неправильной" информации, включающую всяческие запреты для информации внешней и систему подавления всякого "инакомыслия" внутри.
Пример: возникшая в США и Европе «культура отмены» (cancel culture).
3.5. Противодействие манипулированию
Противодействие манипулированию является основой контрпропаганды (контрпропаганда — комплекс мер, направленных на борьбу с пропагандой противника).
Методы противодействия манипулированию основываются, прежде всего, на выявлении приведенных выше различных моделях манипулирования. Выявлять манипулирование и противодействовать ему в некоторых случаях проще, чем производить манипулирование, т.к. последнее рассчитано в основном на людей со слаборазвитым самосознанием и нравственностью, т.е. с рефлексивными моделями первого и второго порядка (см. ч.1).
Методы противодействия манипулированию психикой зависят от используемого принципа манипулирования (см. 3.2): в первом случае надо уметь отделять факты от эмоций, а во втором - не поддаваться "массовому бессознательному". В любом случае манипулированию нужно противопоставить, прежде всего, выдержку и логику. Известно, что излишняя эмоциональность в политике обычно свидетельствует о недостатке логики или нравственности. Кроме того, практика показывает, что не следует предаваться "всеобщему порыву" и бежать в ту сторону, куда несется толпа. Ибо, как гласит восточная мудрость, ;шагая вслед за стадом, велики шансы вступить в дерьмо;.
Методы противодействия манипулированию сознанием столь же просты; они опираются на три следующих известных принципа.
1). Необходимо проверять исходную информацию (особенно анонимную) по другим независимым источникам.
2). Для формирования собственных оценок событий и принятия решений необходимо использовать рефлексивные модели не ниже второго порядка, т.е., учитывающие возможность различного рода манипулирования через исходную информацию.
3). В целом же подход к анализу информации и принятию решений должен быть системным, т.е. все события следует рассматривать в их взаимосвязи с другими известными событиями и с учетом их развития во времени.
Методу манипулирования нравственностью, основанному на введении дополнительных ценностных воздействий, также противостоять несложно: надо только понять, что все наши беды и достижения - это именно наши беды и именно наши достижения (а не чьи-то внешние). Также надо избавиться от "образа врага", "образа доброжелателя", "либеральных ценностей" и т.д.
Благодарю за внимание!
Свидетельство о публикации №224112201190