Глава 5. Дуй в тысячу
Мера - это старинная единица объёма на Руси, равняется 26,24 литра… «Пить надо в меру!»… Ничего себе! Я столько не выпью!.. Разве что,.. много отхлебну!
Что за бред? При чем тут мера… и пьянство?
Учеба — это серьезно!
А вот к чему!
Первый и главный предмет нашей учебы в училище, - стрельба и управление огнем артиллерии.
Вот и пришел его черед. И первое занятие по этому предмету: «Мера углов в артиллерии».
Теперь уже понятно, что речь пойдет не о питие? Но при чем тут мера?.. Разберемся.
Вот тут мы и начали знакомиться с военными преподавателями нашего училища и с основами артиллерийской науки.
Но почему не градусы, и даже на радианы, а какие-то другие меры углов?
И только потом, когда толковый подполковник объяснил нам всем, что это величина центрального угла, который соответствует дуге в 1/6000 окружности, и что так проще и лучше и быстрее определять по простенькой формуле расстояние до предмета… Какого уж там предмета! До цели!
Только тогда каша в голове начала вариться.
Потом мы уже забыли про градусы и радианы, и общались в математических расчетах только оперируя тысячными. А формула, по которой: «Дальность равна, - углу цели, умноженному на 1000 и деленная на высоту (ширину) цели в метрах». По-простому, - эта формула у нас в артиллерии и называется: «Дуй в тысячную».
Тысячные, или деления угломера по-другому, настолько изменили нашу жизнь, что в последствии некоторые даже стали градус алкоголя переводить в тысячные… Впрочем, из этого ничего хорошего не получилось… Об этом позже.
Перед нами стояла стена. Мощная, многогранная и насыщенная многими поколениями наших предшественников – артиллеристов. А имя этой стены было. – артиллерия.
Вот эту стену нам и предстояло «пробить», чтобы стать офицером-артиллеристом.
А помогали нам биться лбами, и пробивать эту стену наши замечательные педагоги.
Военных предметов, как и военных педагогов, было много. Обо всех я рассказывать не буду. Наверное, это будет скучно и не интересно. Вспомню только о наиболее запомнившихся и ярких преподавателях.
Хотя каждый из них достоин памяти!
Чего стоит, хотя бы, преподаватель по военно-инженерной подготовке… Этот суровый подполковник, который получил от нас «оперативный» псевдоним Митя-лом, мог часами рассказывать об устройстве лома и кувалды. А уж если ставил себе целью изучить с нами устройство БСЛ – большой саперной лопаты, - это могло продолжаться бесконечно. Тут и ширина боевой части (т.е. самой лопаты), и углы заточки ее, и диаметр и длина черенка, и способы окраски боевого инструмента.
Мы слушали его, но сами невольно задумывались о том, нужна ли ему лопата… По своим габаритно-физическим ТТХ Митя-лом мог спокойно и в одиночку заменить бульдозер, или, хотя бы, гидроподъемник. Здоров был!
Еще один предмет, - боевая работа. Это все то, без чего не может обойтись нормальная чехарда возле орудия на огневой позиции.
Легендарная личность! Коля-градус.
Его хриплый, надломленный забайкальскими морозами голос, уже сам по себе заставлял куда-то бежать и хватать снаряд.
Стоило только неправильно положить руки на прицельные приспособления, или затвор орудия, как Коля-градус хватал в руки досыльник (это такая деревянная булава для досылания снаряда в ствол), и, если ты не успевал спрятать руки, то мог получить удар этим досыльником по рукам.
На втором курсе, зимой мы сдавали ему экзамен по боевой работе. Экзамен не сдашь, - в отпуск не поедешь.
К экзамену мы подготовились. И теоретически, и практически. Для того, чтобы Коля-градус был более лояльным, мы заказали через командира взвода коллективную «взятку» для Коли.
Это был китайский термос. Помните? Такие они были огромные? В этот термос было залито три бутылки коньяка, а остальной объем был заполнен растворимым кофе с кипятком.
Экзамен не задался!
Первые же экзаменуемые, а экзамен проходил на улице и на морозе, сразу получили свои двойки, матюки от Коли-градуса, и порции неточных, но обидных пинков досыльником.
Что делать?
Науськиваем командира взвода:
- Товарищ старший лейтенант! Вы его кофеем, кофеем!
Командир взвода робко и осторожно, чтобы тоже не получить досыльником по инерции, обращается:
- Товарищ подполковник! Не желаете ли кофейку?
- Я кофе только с коньяком пью! – слышим ответ Коли-градуса.
- Так тут у нас коньяк с кофе как раз! – разряжает обстановку командир взвода.
Выпил! Кружку. Затем вторую!.. И тут дело пошло!
Вот уже и четверки в зачет пошли. А, после третьей кружки, и пятерки… Пересдали сразу и те, кто получил двойки первыми.
Правда, им все равно была снижена итоговая оценка на один бал… Не попали они в струю!
С экзамена шли строем. Пели взводную строевую песню.
А впереди взвода шагал Коля-градус, и, почти громче всех подпевал своим хриплым голосом:
Не плач, не горюй!
Напрасно слез не лей.
Лишь крепче поцелуй.
Целуй сильней!
Когда вернемся с лагерей.
И в этой хрипоте Коли-градуса, и в дружном и радостном курсантском хоре, слышалась радость и мощь от достижения победы.
Преподаватель стрельбы и управления огнем на старших курсах, - полковник Морозов…
Наши старшие товарищи, которые уже учились у него, когда мы еще были на младших курсах, проходя строем мимо него потихоньку издавали звуки свистящих пуль.
- Т-ю-ю! Т-ю-у-ю! – слышалось из строя.
Полковник останавливал строй и начинал выпытывать у курсантов, кто из них издавал эти звуки. Злился. Читал мораль. Но никто не сознавался.
Ребята со старших курсов говорили как-то, что сам Морозов им рассказал им, что у него пуля в голове…
Не знаю. Правда ли это, или их злая шутка, но с тех пор за полковником Морозовым закрепилась кличка «Пуля».
Пуля был отличным специалистом, как артиллерист. И отличным педагогом! Но, наверное, его педантичность и высокая требовательность заставляла некоторых злобно подшучивать над ним.
Предметы… предметы…
Вспомню еще артиллерийское вооружение.
Тоже главный предмет! Ведь у нас в дипломах была указана и гражданская специальность. Это… Не смейтесь! «Инженер по эксплуатации артиллерийского вооружения».
Долго чесал репу, уйдя на пенсию:
- Где бы мне на гражданке поэксплуатировать артиллерийское вооружение?
Потом плюнул, и пошел в школу учителем. Но только через шесть лет учительства стал преподавать… основы безопасности жизнедеятельности. Как-нибудь расскажу и об этом.
На третьем курсе мы должны были сделать дипломную работу на этой самой кафедре артвооружения.
Мой друг, Серега Стрельцов, уговорил меня взять простенькую тему, посвященную принципам и перспективам управления противотанковых радиоуправляемых снарядов (ПТУР)…
Тема удалась!
Даже сам наш руководитель проекта, оценив наши бредовые идеи сказал:
- Хорошо! Я и сам в этом ПТУРе ни хрена не понимаю!
Предметы… предметы…
Не буду о них много говорить. Это и военная топография, и артиллерийская разведка, и конечно, строевая, физическая…
Мы шутили:
- У нас спортивно-строевое училище с легким артиллерийским уклоном!
Особым местом была 1-я кафедра. Военно-политические науки. Там половина преподавателей была гражданскими, а вторая, - военными.
Опять начну от той же печки. То есть… песни про курсанта:
И Нижник тут веское слово сказал:
- Материя не исчезает!
Загнется курсант,
На могиле его…
Огромный лопух вырастает!
Подполковник Нижник, — это преподаватель политэкономии и научного коммунизма.
Сейчас даже не могу определить степень необходимости этих предметов для командования взводом или батареей. Хотя, во многом они, эти предметы способствовали воспитанию, пониманию и вектору направленности нашей дальнейшей работы в качестве офицера.
Но Нижник доставал!
Если ты не указал название работы и страницы в приведенной тобой цитате из труда В. Ленина или К. Маркса, то считай, что ты уже получил свою долгожданную двойку…
Немного рассказал о наших военных педагогах?.. Маловато будет?
Действительно мало! Потому что весь этот огромный коллектив как раз и обучил нас, будущих офицеров, любить и чтить свою профессию. Уметь не только самим учиться постоянно, но и обучать других.
… Большой роскошью было бы, если бы нас, офицеров, на все время службы просто так держали на казенных харчах.
Верность служения Родине, готовность к защите ее, компетентность и понимание своего предназначения как раз и воспитывалась у нас в стенах родного училища.
… Когда-то, один из умнейших преподавателей кафедры тактики, полковник Беляков произнес нам такие слова:
- На карте мы рисуем стрелы наших маневров и наступлений, рисуем «зубы» оборонительных позиций… Но вы всегда должны помнить, что это не просто нарисованные вами стрелочки и значки… В каждой из этих стрелочек вы должны видеть десятки, сотни, а то и тысячи солдат, идущих в бой по вашему решению.
Каждый их шаг, как и каждая жизнь, определена вами в этом решении на карте или бумаге!
И не для того вам Родина их доверяет, чтобы они от бездарности или тупости вашей гибли в бою! Но для того, чтобы уничтожали и побеждали врага!
Хочу. Чтобы вы это поняли и осознали!
Слова эти запомнил на всю жизнь! Как и наших замечательных военных педагогов Хмельницкого высшего артиллерийского командного училища имени маршала артиллерии Н.Д. Яковлева.
Картинка - из сети.
Свидетельство о публикации №224112201284