Жили-были старик со старухой

Жили-были старик со старухой

(рассказ - размышление)

Сначала традиционная "заставка" рассказа:

"ЭНТЕЛЕХИЯ
Эссе

Словосочетание «создание жизни», столь распространённое в интернет-дискуссиях, представляет собой вопиющее искажение сути происходящего. Оно создаёт иллюзию, что жизнь возникает из абсолютного небытия, что, помимо противоречия здравому смыслу, нарушает основополагающие законы Мироздания. Материя и энергия не исчезают и не появляются вновь, они лишь преобразуются. Следовательно, любое «творение» есть не что иное, как видоизменение уже существующего субстрата.
Более того, сама идея создания предполагает наличие творца, который, согласно логике, сам должен быть живым. Это ставит нас перед замкнутым кругом: если жизнь требует конструктора, то кто же дал жизнь ему? Попытка разрешить этот парадокс неизбежно приводит к мифологическим или абстрактным метафорам.
В действительности жизнь не является изолированным феноменом, а представляет собой неотъемлемую часть непрерывного процесса эволюции Вселенной. Ее контуры  становятся ясными и знакомыми там, где жизненная энергия — энтелехия — достигает достаточной концентрации. Именно степень распределения энтелехии объясняет различия между «живым» и «неживым». Если обратиться к Аристотелю, мы увидим, как его учение об энтелехии перекликается с этим подходом, в котором жизнь воспринимается как результат постоянного и закономерного процесса эволюции. Аристотель утверждал, что все вещи стремятся к своему «конечному» состоянию, то бишь  к совершенству. Энтелехия для античного мыслителя была внутренним стремлением существ к оптимальному состоянию. Идея о том, что жизнь — не случайность, а следствие универсального процесса, является своеобразной пролонгацией аристотелевской мысли, с акцентом на более научную трактовку.
Здесь уместно ввести понятие шкалы энтелехии, которая отражает уровни её концентрации и проявления. На одном конце шкалы располагаются субстанции с минимальной жизненной силой: элементарные частицы, атомы, звезды и прочие структуры космоса. На другом — биологические организмы. Человеческий разум представляет собой локальный пик шкалы, где энтелехия достигает для Homo sapiens максимальной плотности.
Шкала энтелехии помогает понять, что «жизнь» — это не отдельное  взятое чудо, а одна из стадий поступательного универсального процесса преобразования природы. Различия между камнем, деревом или человеком заключаются лишь в разнице концентрации энтелехии. Большая часть Вселенной кажется «неживой», поскольку уровень силы  недостаточен для формирования биоструктур.
Таким образом, вопрос «кто создал жизнь?» теряет свою актуальность. Вместо него встаёт более точный и научно обоснованный постулат о механизмах перераспределения энтелехии в масштабах Вселенной. Жизнь —  не результат акта создания, а следствие закономерного упорядочивания Сущего.

Мурaт АЛКАМАН,
18 ноября 2024 года."

Предисловие

Жили-были старик со старухой. В деревеньке. Как водится, отработали своё. На пенсии пребывали. Домишко, огородик, да пенсия. Что ещё надо для счастья. Ан нет, собралась старуха и поехала к детям-внукам, пожить-погостить.
С того и начались все их приключения. В одиночестве дед загрустил, запил и помер.

Собственно рассказ: "Жили-были старик со старухой"

Бабка погостит с полгода у сына в семье. Потом едет на полгода в семью дочки, в другой город. Бабка не вредная, покладистая. Да и небольшая её пенсия, тоже ведь добавка к бюджетам семей детей.

Об одном грустит бабка. Молодость прошла. А со старостью стали одна за другой одолевать её болезни. И уже дорога в местную поликлинику стала для неё необходимостью. Укол поставить, понаблюдаться у врачей.

И вот дорога эта в поликлинику с каждым днём становилась для неё "длиннее" и "длиннее". Если в первое время она отдыхала в "пути" один раз. То, со временем, уже два раза, а потом и три... Пока однажды её не хватил инсульт по дороге. Упала она в траву, лежит. Люди добрые вызвали скорую. Врачи её спасли. Но, вот беда. наполовину парализовало. И могла она теперь, с огромным трудом, по стеночке перемещаться только по квартире. Речь отнялась. Мычит... А что и к чему - не поймут домочадцы. Но сильная оказалась старуха. Через два года, превозмогла и паралич, и говорить вновь научилась.

Обрадовалась, воспряла духом старуха. Снова на своих ногах зачастила в местную поликлинику. То ли здоровья прибавить, то ли просто пройти, размяться. Сидя в очереди к врачам поболтать с такими же пожилыми людьми, как и сама.

Так бы жить бы и жить, в сытом "веселье", но упала опять. Сломала шейку бедра. Слегла. Ходить совсем перестала. И тут начался обратный отсчёт времени для неё. Лежащий образ жизни, вещь опасная. И мышцы начинают атрофироваться, и головной мозг деградировать и сердце, без должной нагрузки, стало дряблым, нетренированным. Сердечная недостаточность и поставила точку в её жизни в возрасте восьмидесяти лет.

Послесловие

Почему я описал, в общем-то рядовой случай из жизни окружающих. С одной стороны, оставить память, о родном человеке для нашей семьи. С другой стороны описать угасание человека, которому до шестидесяти восьми лет неизвестны были никакие болезни. Жизнь текла размеренно и счастливо. Но последние свои двенадцать лет, пришлось отдать дань старению, болезням и медленному угасанию.

PS: Свеча жизни погасла. Но её свет и тепло ещё долго будут греть наши души.

22 ноября 2024

* Алкаман — древнегреческий лирический поэт VII века до н. э., один из первых представителей хоровой лирики. Он родился в Лидии, но большую часть жизни провёл в Спарте, где служил при дворе и сочинял стихи для исполнения хором. Его творчество включает гимны, парфении (песни для девушек) и различные лирические композиции.

Алкаман известен своей любовью к природе и ярким, живописным языком. Он часто описывал природные явления, обращал внимание на смену времен года, звуки и цвета окружающего мира, что выделяло его среди поэтов той эпохи. Хотя до нас дошли лишь фрагменты его произведений, их стиль и лиричность оставили значительный след в античной литературе.


Рецензии