Гена и все остальные

Имена и фамилии в этом рассказе и в последующих из цикла "Гена и остальные" изменены из уважения к тем замечательным людям, с которыми мне довелось работать вместе и  делать одно дело.

Цикл этих рассказов видимо будет интересен узкому кругу лиц, а именно тем, кто знал и знает его героев.

Моим дорогим коллегам посвящается.

Рассказ первый

ГЕНА

     Гена Военко был обыкновенным русским парнем. То, что его фамилия заканчивалась на характерную, для определённого географического региона, согласную букву, так что ж с того?!
     В нашей области у каждого второго эта гласная в конце фамилии, однако же попробуй, скажи этому каждому второму, мол, какая-то то не совсем русская фамилия у тебя, - и тебе ответь что-то типа: "Иди на х..!", примерно так и ответят. Поэтому не взирая на эту гласную, Гена был: русским - это точно; обыкновенным - это тоже точно; парнем - ну это уже просто биологический факт обусловленный первичными и вторичными половыми признаками.
   В своё время закончил Гена 8 классов районной школы, отучился в ГПТУ и отправился на срочную службу в армию РФ. Здесь его вполне удачливая, до службы, судьба подкинула ему первое испытание, - и Гена попал на войну.
     Война эта шла на Кавказе и Гена, что называется, повидал там всякого: и людей и нелюдей; и тех и других без рук, ног и голов; и курган из мёртвых недругов, вершиной которого была голая, окоченевшая снайперша с рыжими волосами; и солдатскую баню, битком набитую друзей, во главе с ротным старшиной; и вшей до бани; и чистое нательное бельё с синими печатями после бани; и тела братьев по оружию покрытыми пулевыми отверстиями с запёкшейся, чёрной и не живой больше кровью.
    Испытал Гена и знойную жару в июле; и мокрый, ночной холод в январе; и обстрелы; и засады; и заминированные, горные тропы; и сырость полевой палатки на двадцать человек с печкой-буржуйкой в углу; и пищу от которой воротило с живота; и превосходный свежайший шашлык из баранины; и устойчивую диарею; и многодневный запор; и крепкую, армейскую дружбу; и тупой офицерский снобизм; и все самые маленькие солдатские радости; и все самые горькие, солдатские неудачи.
     А через два года, сумев остаться в этой людской мясорубке прежним добродушным, улыбчивым, русским парнем, Гена "ушёл на дембель" и вернулся назад домой.
    Поработав после службы в армии - то там, то сям, Гена решил устроится на металлургический комбинат, являющийся градообразующим предприятием.    
     Тогда ещё, в те года, лет пятнадцать, двадцать назад этот комбинат являлся оплотом стабильности и символом вполне себе приличной жизни.
     Посудите сами: самая крупная, "белая", стабильно выплачиваемая зарплата в городе численностью жителей - более четырёхсот тысяч; гарантированный социальный пакет; отпуск в 42 дня;  бесплатные санаторно-курортные и отдыхающие путёвки на берегах Чёрного моря, на Кавказских минеральных водах, в Карпатском предгорье западных областей Украины, в чудесном Белорусском полесье; туристические поездки от комбината в Прагу, на автобусе; и ещё куча всяких плюшек, полный список которых и не перечислишь.
    Ходил Гена в отдел кадров, оставлял там своё резюме, потом ждал. И дождался звонка. Предложили ему работу в профессии под названием футеровщик, связанную с укладкой огнеупорного кирпича и мягких огнестойких материалов внутри огромных, промышленных печей, в одном из цехов комбината.
    Понятное дело, Гена согласился. Прошёл медицинскую комиссию, а это строго на предприятиях такого уровня и медицинский центр на комбинате был (и есть) свой, - и там Гену всячески проверили - здоров ли? Мало ли! А вдруг ты мил-человек - припадочный! Или травку куришь! А может ты болен какой-то туберкулёзной заразой! Или ты не в меру нервный, а то и вовсе псих! Предприятие-то очень серьёзное! Сплошь автоматизация процессов и сложное механическое оборудование! Больной человек представляет опасность для двадцати тысяч работников, единой трудовой семьёй создающих передовой металлопрокат, сертифицированный ведущими европейскими агентствами и поставляемый таким "зубрам" в Европе, США и Азии, что дух захватывает!
    Да, ребята. Да. Было. Было так когда-то! Смотришь бывало в план-график прокатного производства, в колонку "заказчик" и диву даёшься: офигеть, неужто и эти наш металл берут... ооо и эти тоже, ты ж смотри, а! И гордость за комбинат просто приподнимает над землёй.
     Было такое, да. А теперь такого - нет. Не тот нынче комбинат. И народу теперь работает в три раза меньше и заказчики продукции пожиже.
     Однако вернёмся к нашему герою.
    После медицинской комиссии у Гены началась стадия инструктажей.
    Если простого человека пустить на территорию предприятия размером с небольшой город, не объяснив ему при этом, что можно делать, чего нельзя, куда можно идти, а куда нет,  то он может там и погибнуть! Поэтому инструктажей на комбинате очень много и самый первый из них, рабочий человек получает при устройстве, до того момента, когда он пересечёт проходную и зайдёт на территорию. Тогда же ему выдают общую инструкцию "Охраны труда и промышленной безопасности" в бумажном виде. Хочешь выжить и остаться при всех своих конечностях - учи! Она кровью написана, эта общая инструкция. Затем идёт противопожарный инструктаж,... противокарупционный... А потом в течении всей твоей трудовой карьеры ты, новое звено в людской цепи, будешь получать предсменный, внеочередной, ежеквартальный, ежегодный, и тд, и тп, инструктажи, ежегодно сдавать экзамены, постоянно чему-то обучаться с отрывом от производства и без отрыва.  Будешь ли ты им следовать, этим знаниям и инструкциям, или же нет - твоё дело. Обычно те, кто ими пренебрегает, рано или поздно оказываются или в травмотологии, или, что очень редко, но иногда случается - на кладбище в гробу, обитом белой тканью изнутри и красной - с наружи.
     Пройдя все круга Ада при устройстве на передовое металлургическое производство, Гена наконец-то пересёк проходную и прибыл на рабочем автобусе к воротам цеха, в котором предстояло ему отныне свершать трудовые подвиги за финансовое вознаграждение и нематериальное поощрение. Как это? Да всё просто: отработал ты, о человек, до десятого числа текущего месяца - получи зарплату с премией, а до двадцать пятого дотянул - получи аванс. Это и есть то самое, святое, финансовое вознаграждение. А вот встретил тебя, к примеру, мастер участка на узкой пешеходной галерее, на отметке +10, по плечу похлопал - Молодец, Геннадий! - сказал - и это то самое нематериальное поощрение. Доброе слово, оно, как говорится, и собаке приятно, а человеку - в двойне... ну или абсолютно пофиг - это уже от человека зависит.    
    Получить приказ о приёме на комбинат это ещё не значит что ты в профессии. Тебе, дружище, предстоит эту профессию освоить! Ты должен ей, этой профессии, обучиться теоретически и практически, а затем сдать специальной квалификационной комиссии теоретический экзамен  и показать практические навыки; и уже только после этих экзаменов и приобретённых профессиональных навыков, в случае успешной их сдачи и подтверждения, последует приказ по комбинату о допуске к самостоятельной работе. Так что если ты впервые оказался на комбинате с записью в трудовой книжке, ты три месяца только ученик, а никакой не рабочий, будь хоть у тебя Бауманское училище в активе, хоть Оксфорд, хоть Профтехучилище N22.

    Гена стоял у ворот цеха и тихо млел.

- Вот оно, трудовое счастье! Вот она, настоящая трудовая жизнь! Это тебе не сраный ИП производящий бетонные кольца для фекальных колодцев. Это ОАО! Открытое акционерное общество! О как! Звучит гордо! Какие люди тут работают! Какая у них красивая спецодежда! Какие благодарные лица у них!
     Из ворот цеха вышли две женщины средних лет. Вырвавшись из цехового шума, они по инерции орали, продолжая свой диалог, начало которого покрыто тайной, но продолжение которого немного озадачило Гену

- ... какого... Ну хрен знает, какого? Да хоть вот этого, губастенького! Хватайм его за яйца, Марина!
- Этого?! Молодой совсем. Сиську наверное только во сне видел. Хахаха!!!
- Хахаха!!!

    Встретил Гену начальник участка печей по доброму. Вообще начальник участка, Николай Николаевич Печной, был рабочим интеллигентом. Он имел изрядное образование, технический склад ума и мудрый взгляд поверх очков в золочёной оправе.
     Рабочий коллектив участка печей уважал Печного, как отца родного.

- Вот что, Гена, -

сказал мастер Печной после рукопожатия

- Вот тебе карточка обучаемого по теории, вот карточка по практике. Теорию я тебе буду давать, а практику Ефимыч. На тебе образцы, заполни по ним эти карточки и иди к ребятам в их бытовку. Знакомься и начинай понемногу осваиваться.
     Гена всё быстренько заполнил и пошёл знакомится с цеховой, рабочей элитой в бытовку футеровщиков, прозваных в цеху масонами или вольными каменьщиками.
    Чудо-богатыри, они же элита, они же вольные каменщики сидели в бытовке, прозванной - кильдимом и наблюдали как двое из их братства резались в шахматы.
    Белыми - лупил по видавшей виды, клетчатой доске - Ефимыч; черными - Вася Суворов.
     Помимо этих двоих в бытовке находились: Андрюша Благостный; Василь Свинопас; Витя Титаренко - ещё более русский нежели вновь прибывший Гена Военко; и Паша Гарбовский.

     Я не знаю, существует ли на нашем комбинате тайная, во всех смыслах, лингвистическая приёмная комиссия или так случайно совпало, но весь дружный коллектив наших масонов можно было смело приглашать на Международный совместный форум логопедов в качестве пациентов. Ещё бы я туда пригласил пару психиатров для Андрюши Благостного.

     Далее придётся опубликовать краткий словарь всей банды.

Итак:

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК непроизносимых согласных звуков Ефимыча с переводом на русский язык

1. Уйня аая! - х..я какая!

Означает удивление, огорчение, неудовольствие, непонятную болезнь, неопознанное природное явление, неведомое животное и иное.

2. А э-о уй? - А это х.. й?

Означает неоспоримый аргумент в споре; козырной туз в картах, мат в шахматах, нужный инструмент который все искали и не нашли, а он нашёл и всем его показал, к примеру гаечный ключ на 32" или кувалда.

3. И-ы-от - идиот

Составив несложный алгоритм из первых двух фраз в этом словаре вы, после недельной практики звукового восприятия речи Ефимыча, легко сами сможете дописать и пункт за номером 4 и под номером 5 и и так далее.

Пример:
Ай -а-а--аф!

Делаем алгоритм:
 ( _ ай)/ ( _а)(_а_ ) ( _аф)!

теперь подставляем буквы примерно предполагая о чём он вас просит, меняем глухой звук согласной в конце на шипящий и получаем:

"дай карандаш"!

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ незнакомых слов и фраз Васи Суворова с их значением в русском языке

1. Жирко (ударение на "о")

Что-то очень ценное или важное, или главенствующее в восходящем ряду от меньшего к большему.

Например:
гаечный ключ с самым большим номером в наборе ключей (к примеру набор ключей от номера 12" до 32". Так вот ключ 32" это жарко):
туз в колоде; четыре туза в руке при игре в "козла"; 21очко при игре в "свару" кость 6:6 в домино; мат в шахматах; и так далее

2. По молодецки-по залихватски!

Фраза сопровождающая лихой удар о стол карт, бьющих карты другого игрока; мощный удар фигуры в шахматах о доску при удачном ходе; удачно вогнанный гвоздь с одного удара и так далее

3. Молчи дурак!

Обращение к прибитому, молотком, собственному пальцу; перебивание "молодки" козырями в карточной игре; обращение к телефону зазвонившему не вовремя. И так далее.

4. "Вася"

Слово сорняк в разговоре.

5. Мочилово

Ёмкость с водой в которой что-то замачивают, например молоток, чтобы ручка не шаталась или к примеру содержимое кастрюли в которой маринуется мясо для шашлыка.

6. Чиполину за****ючу

Забью деревянный чопик для шурупа в стену.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ слов без окончаний, выстроенных в предложения Василём Свинопасом

1. А я ем гово ты ку а?

А я ему говорю: Ты куда?

2. Не ну реб.., вы оху? Вы че а ?!

Нет, ну ребята, вы ох... ли? Вы чего, а?!

И так далее.

3. Звуки издаваемые Андрюшей Благостным и природа их происхождения

Б-е-е-е-е
М-е-е-е-е

Произносятся неожиданно с вибрацией гласных. Напоминает блеяние мелкого рогатого скота. Природа их происхождения неизвестна.

Ну и наконец обозначение выкриков Вити Титаренко

1. Сиська!

Зов крановщика Андрея, его друга по прозвищу Сиська.

      Ну пожалуй и всё. Этого минимума для продолжения сего рассказа нам хватит.
     Стоит только добавить возрастные рамки примечательного коллектива футеровщиков. Всем им было на тот момент от 46-ти до 55-ти лет, Андрюше Благостному около 38-ми, и потому двадцатипятилетний Гена оказался самым молодым адептом в этом клане масонов.

     Вернёмся же в кильдим и к Гене, который ошалело встречал первые минуты в новом коллективе.

     Ефимыч и Вася Суворов закончили только что партию  в которой Вася позорно проиграл на пятнадцатом ходу и расставляли заново фигуры на доске в боевые колонны.

- Ах бл, Васьк, как ты ж а епт, ну што ты, што ты, дура... -

комментировал окончившуюся партию Свинопас

- Б-е-е-е -

 раздалось с лавки у стены, на которой Андрюша Благостный лёжа листал журнал замусоленый "Дайджест металлургии за 1999 год"

- И вноооооовь продолжается боооой и сердцуууу тревожноооо в грудииии -

проорал Паша Гарбовский

     Началась новая партия. Первые пять ходов игроки сделали стремительно, небрежно и молча. Далее в игре повисла гроссмейстерская пауза в 5 секунд, после которой Ефимыч выпулил белого слона по диагонали, создав угрозу  чёрному ферзю и каркающим голосом произнёс

- А э-о уй?

В ответ Вася Суворов парировал конём, со словами

- На дурак!

Далее фигуры бешенно поскакали по доске, разворачивая величайшее сражение в истории шахмат.

- А э-о уй?!
- На дурак!
- А э-о уй?
- На дурак!
- А э-о уй?
- Получи, еблан! Аааааа, молчи дурак!
- Ооооо, уйня а-ая...

Ефимыч проиграл.

- Отряяяяяд не замеееетил потееериии бойцаааа и яблочкоо-пееееснююю допееел до кооонца -

орал Паша.

- М-е-е-е-е -

мекал Андрюша.

- Я иш ты поня да! Васьк! Эх сук тыж гля падл! -

комментировал Свинопас.

Тут Витя Титаренко распахнул дверь из кильдима и проорал на весь цеховой пролёт

- Сиииииськаааа!!!!!

- Б-е-е-е-е....

- Выыыывдууууу ноооочьюююю в пооооооле с конёёёём....

- Сииииськаааа!!!!!!

- А, эт, о как, иш ты Васьк, от бля!

- Б-е-е

- Оооооой люююлиииии лююююююююлииии....

- Сиииииськаааааа!

- Ага, вася, получил еблан?!

- Ооо, уйня а-ая!

     Через 10 минут начала своей новой трудовой карьеры Гена ох**л окончательно и прибывал в таком состоянии до обеда.
     Добила Гену кукушка, выскочившая из древних, настенных часов и прокуковавшая восемь раз.   
     Начиналась рабочая смена.
     Ровно в 08:05 у Свинопаса зазвонил сотовый телефон.   
     Как по команде в кильдиме наступила мёртвая тишина. Вася Свинопас аккуратно накрыл огромным пальцем кнопочку ответа и нежно приложил телефон к огромному уху.
     Похож был Свинопас на огромного старого моржа. Голова его переходила в шею без изменения пропорций и далее сливалась с массивным туловищем, оканчивающимся короткими, толстыми ногами и короткими, полными руками с пальцами-сардельками на конце. Череп его был практически лысым, а под носом имелись короткие, рыжие усы.

- Ал Да аг ну так Где? На ось? В бадь? Все? Новы? Ту? Иструк? Пон. Ид.

(Перевод: Ало! Да, слушаю. Да, все на смене. Где, на оси N-70? Убрать всё в бадьи для мусора? Всем идти? А новенького брать с собой? Тут оставить? Дать ему инструкции для изучения? Понял. Идём.)

- На -

 Свинопас кинул Гене папку с инструкциями по профессиям - "стропальщик" и "футеровщик"

- Пошл, Прокатный зовё -

махнул он рукой-ластой остальным

И весь отряд рысью поскакал выполнять порученную, мастером Прокатным, работу.
     А Гена, оставшись один, развернул толстые инструкции и углубился в их изучение.

2024год


Рецензии