Во поле береза стояла...
Из Сети.
"Какую русскую народную песню использовал П.И. Чайковский в финале «Симфонии № 4»?
Народная плясовая «Во поле березонька стояла».
Интродукцию открывает фанфарная тема фатума, рока — тема грозная,
повелительно-властная. Еще внутри вступления зарождается тема главной
партии — мятущаяся, полная чувства, она несет в себе колоссальную
потенциальную силу, воплощая идею борьбы с судьбой, сопротивления
силам, мешающим счастью. Побочная тема, о которой композитор говорит как
о грезе, светла и нежна. В певучем тембре кларнета она носит пасторальный
оттенок. Ее сменяет вторая побочная тема — ласковые, словно
убаюкивающие «покачивания» скрипок... Безжалостно прерваны эти грезы
неумолимыми фанфарами рока. Начинается разработка, в которой неистовой
энергии достигает главная, страстно протестующая тема. Но неизменно
самые яростные ее порывы разбиваются о бесчеловечные фанфары. Ни
реприза, ни кода не приносят разрешения трагического конфликта.
Вторая часть временно отстраняет от трагических коллизий. Задумчива и
прозрачна мелодия гобоя. Дополняющая этот образ тема у струнных звучит
как хоровой припев задушевной песни. В среднем разделе трехчастной
формы появляются черты танцевальности.
Третья часть, скерцо, поначалу носит фантастический характер: в шелесте
пиццикато струнных проносятся причудливые, изменчивые образы. Трио
привносит черты бытовых, жанровых картинок — плясовые наигрыши,
быстрый марш сменяют друг друга, чтобы далее снова раствориться в
шелесте пиццикато.
Финал — картина праздничного веселья, увлекательная, полная ярких красок.
Его начало основано на живой, захватывающей теме в характере массовой
пляски. Вторая тема — народная плясовая «Во поле березонька стояла». На
протяжении части она изменяется, становится грустной, даже мрачной.
Тревогой, предчувствием катастрофы наполняется музыка. И катастрофа
наступает. Неумолимо грозно звучит тема рока. Все застывает. Но
возвращается праздник. Народное ликование заполняет звучащее
...Други!
Во поле береза стояла — русская народная песня
Текст песни:
"Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли-люли, заломати,
Люли-люли, заломати.
Я ж пойду погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли-люли, заломаю,
Люли-люли, заломаю.
Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка,
Люли-люли, три гудочка,
Люли-люли, три гудочка.
А четвертую балалайку,
А четвертую балалайку,
Люли-люли, балалайку,
Люли-люли, балалайку.
Стану в балалайку я играти,
Стану в балалайку я играти,
Люли-люли, играти,
Люли-люли, играти!
Слова и музыка народные".https://mishka-knizhka.ru/
...Да,русский человек никогда не поддавался смертному унынию, греху тяжкому!
В.Н.
******************
Как слушать Четвертую симфонию
Петра Чайковского: простое объяснение.
Сегодня имя Петра Ильича Чайковского нередко связывают в первую очередь с
«Лебединым озером». Тем не менее лучшим своим сочинением композитор
считал не этот балет, а Четвертую фа-минорную симфонию — одно из самых
популярных оркестровых произведений в мире, которое в этом году отмечает
юбилей.
Ровно 145 лет назад, 22 февраля 1878 года, состоялась премьера Четвертой
симфонии . Его, к слову, на концерте не было. Москвичи
равнодушно приняли новое творение композитора, даже несмотря на то, что за
дирижерским пультом находился сам Николай Рубинштейн.
Петра Чайковского
Зато в Петербурге и Париже симфонию встретили с восторгом. Этого не могло
не произойти: Чайковский практически оторвал композицию от сердца. Он
написал ее во время сильнейшего душевного кризиса, связанного с неудачной
женитьбой и Русско-турецкой войной. Недаром такая личная симфония
посвящена одному из самых близких людей Чайковского — меценату Надежде
фон Мекк, которую он называл своим «лучшим другом», но с которой ему так и
не удалось увидеться при жизни.
В симфонии Чайковский поднимает важную для него на тот момент проблему
— фатум: как человек может бороться со злым роком (и может ли вообще)?
Композитор изображает героя, страдающего от горькой судьбы и оттого
уходящего в сладкий эскапизм через народное веселье и грезы.
Симфония начинается помпезно: вот он, суровый дамоклов меч, нависший над
головой обремененного человека. Уже в начале вырисовывается трепещущая и
мятущаяся тема главной партии, которая воплощает идею противостояния
героя фатуму. В первой части слушателей ждет чередование спокойных, нежных
мелодий — это мечта — и фанфарного, грозного голоса — это реальность.
В конце концов конфликт грез и действительности перерастает в неспешное
меланхоличное соло гобоя. Так человек, устав от постоянной обороны,
становится задумчив и печален. Однако даже сквозь эту завесу уныния
пробиваются мажорные лучи света, как бы напоминающие о том, что в жизни
есть место и надеждам, и радости.
И все же долго тосковать герой не может. Звуковое полотно испещряется
затейливым пиццикато — отрывистыми щипками струнных. Затем бодрая,
капризная перекличка превращается в веселый мужицкий пляс, а после и вовсе
в военную процессию. Все это — плоды воображения помутненного разума,
рисующего своему обладателю образы ликующих людей.
Дополняется этот триумф отчаянной радости народной песней «Во поле березка
стояла» (к слову, она вопреки своей танцевальности написана в миноре) — так
герой с головой окунается в гедонизм, дабы забыться.
На массовой пляске симфония не заканчивается. Музыка постепенно
претерпевает изменения, становится похожа на предсмертную арию Ленского и
вновь превращается в гнетущую тему рока...
...и тут все застывает. Торжество возвращается — и мы снова слышим
эпикурейские мотивы радости и наслаждения. Именно в конце слушатель
находит ответ на главный вопрос симфонии: может ли человек справиться с
ударами судьбы? И не просто справиться, да еще и улыбнуться ей в лицо?
Да, может, гарантирует Чайковский.
Смотри на других людей. Веселись чужим весельем. Жить (а радоваться
ли?!) все-таки можно!
Четвертая симфония фа-минор — это симфония-коллизия, симфония-драма,
симфония-исповедь. В ней Петр Ильич Чайковский поделился с нами своими
самыми сокровенными переживаниями. Предлагаем вспомнить об этом ценном
подарке и потратить немного свободного времени на прослушивание
гениального, а главное, актуального и по сей день сочинения.
https://dzen.ru/zvuk_media
**************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
22 ноября 2024 года
********
ПРИЛОЖЕНИЕ
Симфония № 4: как Чайковский воплотил идею борьбы человека с
фатумом
История создания
В 1877 году настроение Чайковского было мрачным. Виной тому — неудачная женитьба и
преподавание в Московской консерватории, которое тормозило творчество композитора. Ещё
одним фактором, влияющим на его состояние, была Русско-турецкая война. Пётр Ильич
Чайковский рассматривал боевые действия как символ рока, довлеющего над главным героем
произведений. Некоторые исследователи утверждают, что из-за депрессивных мыслей в то
время композитор даже пытался покончить с собой.
Значительную материальную поддержку Чайковскому тогда оказывала меценатка Надежда фон Мекк. Именно в письме к ней от 1 мая 1877 года впервые упоминается будущее
произведение.
«Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она
служит верным отголоском того, что тогда испытывал», — писал Пётр Ильич.
Чтобы справиться с унынием, Чайковский уехал в Италию. Там он завершил работу над
симфонией. Год спустя произведение было исполнено под руководством Николая
Рубинштейна в Москве. Хотя многие слушатели не смогли полностью понять замысел
сочинения, оно им понравилось.
Музыкальные особенности
В качестве драматургической модели Пётр Ильич использовал Симфонию № 5 Людвига ван
Бетховена. Важную роль у Чайковского играет интродукция, которая начинается с фанфарной
темы рока. Затем она сменяется певучим тембром кларнета и нежным звучанием скрипок,
символизирующим борьбу с судьбой. Однако это сопротивление несчастью вновь прерывается
фанфарами фатума.
Во второй части симфонии можно услышать гобой и струнные, которые пытаются сгладить
трагизм происходящего. По задумке Чайковского, здесь эмоциональная составляющая
отсылает к прошлому, отражая воспоминания о молодости в сочетании с печальными
размышлениями в настоящем.
Третью часть композитор описывал так:
«Это капризные аребески, неуловимые образы, которые
проносятся в воображении, когда выпьешь немного вина и испытаешь первый фазис
опьянения. На душе не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь; даешь волю
воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки. Среди них вдруг
вспомнилась картина подкутивших мужичков и уличная песенка… Потом где-то вдали прошла
военная процессия. Это те совершенно несвязанные образы, которые проносятся в голове,
когда засыпаешь. Они не имеют ничего общего с действительностью; они странны, дики и
несвязаны».
Завершается произведение шумной картиной, напоминающей праздничное шествие с
танцами, а также двумя эпизодами с вариациями на тему фольклорной песни «Во поле берёза
стояла». Таким образом внутренняя драма героя противопоставляется простым радостям
народа.
https://gorbilet.com/blog/spb
Свидетельство о публикации №224112200328