О Таинстве крещения

                Нам предстоит постичь, насколько человеку это возможно,  главное христианское таинство, без которого нет ни Церкви, ни христианина, и всякое богопознание невозможно. Вопрос этот и сложный, и простой. Сложный потому, что его значение для души так до конца не понято и не познано, как непознаваем Сам Бог; а простой – поскольку всякий знает, что без крещения нельзя стать христианином, а значит приобщится к благодати, которую Церковь преподает верным: от крещения до отпевания. Со святой купели начинается подлинная жизнь человека и душе открывается путь ко спасению. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10:9) – говорит Христос. Поэтому Он же крещение установил, обращаясь с напутственным словом к ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). Евангелие знает только два Таинства, дарованных Спасителем: Евхаристии на Тайной Вечери и Крещения – перед Вознесением. Они между собой неразрывно связаны, о чем мы еще поговорим. Именно в силу особой важности для спасения души Господь устанавливает их лично. От них же получила свое бытие Вселенская Церковь Христова. Мы не будем разбирать крещение во всех христианских деноминациях, а остановимся лишь на Православии. Таинство Крещения универсально и незыблемо для всякого, считающего себя христианином. Поэтому оно единственное из всех церковных таинств, которое Русская Православная Церковь признает благодатным, вне зависимости от того, где и кем оно совершено, при условии, что совершено правильно. В этом его главное отличие и глубокое духовное значение.
                Перед нами непростой труд изучения не только чинопоследования Таинства Крещения, но и постижения его богословского значения. На эту тему написано множество трудов отцов и учителей Церкви, но мы, по понятным причинам, не может детально их рассматривать, поскольку это выйдет далеко за рамки не только нашей беседы, но и всей книги.  Поэтому основное внимание будет уделено не обрядовой или литургической стороне, а его сакральному, тайноводческому значению, ибо только через такой подход открывается смысл «бани паки бытия» или нового рождения.  Как я уже сказал, крещение состоит из нескольких подготовительных этапов, в зависимости от того, в каком возрасте человек принимает христианство. Мы начнем с младенчества, а попутно коснемся и крещения взрослых. Однако, прежде, необходимо выяснить, какова его цель и, чем Таинство Крещения Христова отличается от Ветхозаветного Иоаннова.
                Многие считают, что крещение принадлежит только христианам, то есть относится к Новозаветному времени. Однако это ошибочное представление. Христос пришел не нарушить Закон, а исполнить (Мф.5:17), и поэтому Евангелие такое же боговдохновенное, как и откровение свыше,  которое Моисей получил на Синае. Ветхий Завет знает три примера символического крещения: при переходе Израиля через Красное море (Исх.15:26-29), при пересечении Иисусом Навином Иордана на пути к Земле обетованной (Нав.3:16-17) и семикратное погружение полководца Неемана в воды Иордана, принесшее ему, по слову пророка Елисея, исцеление от проказы. (4Цар.5:8-14). Помимо исторического значения, эти события наполнены глубоким богословским смыслом. Израиль, переходя Чермное море, покидал Египет, который экзегетами толкуется как греховная падшая природа человека, мир страстей и соблазнов, а значит вода, сквозь которую прошел народ, освящала и очищала от греховной скверны, привязанности к языческому и плотскому. Переход Иисусом Навином Иордана с Ковчегом Завета символизирует очищение Израиля от скверны идолослужения и разврата, в которое он впал, воздвигнув себе золотого тельца, изменив Иегове. Двенадцать мужей от каждого из колен, сопровождавших святыню, представляли весь Израиль, а сам Ковчег – освящение Богом Иордана и людей перед вступлением в Землю обетованную. Проходя между водными стенами реки, народ очищался от языческой скверны и богохульства, что в языческом мире соответствовало прохождению иноверцев между кострами.
                Семикратное погружение в воду полководца Неемана имеет более глубокий смысл и относится к крещению, как к духовному возрождению. У числа 7 множество значений как в иудаизме, так и в христианстве. Для нас важно понимать его толкование применительно к Таинству Крещения. Семикратное погружение в воду означает сотворение (преобразование) Богом нового человека: 6 + 1, где 6 – количество дней творения и 1 – день покоя, что в сумме является числом Божества. Под проказой Неемана следует понимать душевную скверну ветхого деньми, погрязшего в тяжких грехах – от язычества и идолослужения до волхования и храмовых оргий. Поэтому мало было Нееману пройти сквозь водные столпы, нужно было семь раз окунуться в освященной воде, то есть «погрузиться» в Самого Бога, чтобы смыть многовековой нарост греха. Характерно, что после омовения его тело стало: «как тело малого ребенка» (4Цар.5:14). Аллюзия к будущим словам Христа: «Если не будете как дети, не войдете в Царство небесное» (Мф.18:3) – очевидна. Справедливости ради нужно заметить, что омовение, как очищение от скверны, иудаизм знал еще со времен Моисея, то есть с XIII в. до н.э.: «Если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по захождении солнца может войти в стан» (Втор.23:10-11). Однако омовение вне стана было нормой Закона и не несло, по крайне мере, для самих израильтян духовного смысла. Позже возникло три вида омовения: тела, рук и ног. Первое предназначалось, главным образом, для прозелитов, то есть решивших принять иудаизм, а последние два – относились к обряду ритуального очищения. Позже, обряд омовения в том или ином виде перешел в христианство и ислам.
                Библейские события, о которых мы говорили,  легли в основу чина иудейского крещения, возникшего в постмаккавейский период – около 63 г. до н.э. Его смысл заключался в очищении от греховной скверны, то есть являлся своеобразной формой покаяния. Именно такое крещение в покаяние совершал Иоанн Креститель на Иордане. Однако его действия нельзя назвать «крещением», поскольку таинство креста иудеям было недоступно. Для них крест – это  орудие позорной казни и символ проклятия Всевышнего: «Проклят пред Богом всякий повешенный на древе» (Втор.21:23). Поэтому, когда в Писании мы читаем о «крещении» Иоанна, то нужно понимать, что это неточность перевода, поскольку на иврите оно звучит как «Ха-Матбиль (;;;;;;)» или «Совершающий погружение». Тоже значение имеет и латинское слово «baptismum». Отсюда и название крещальной купели – «баптистерий». Именно поэтому Православие рассматривает это таинство как трехкратное погружение в смерть и воскрешение. Таким образом, мы выяснили, что обряда крещения, в подлинном смысле, в Ветхозаветной Церкви не было, поскольку еще не был прославлен Спаситель и Его крестная смерть. Предтеча Господень совершал ритуальное омовение грехов, приходивших к нему для покаяния иудеев. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.2:3), – призывал пророк соплеменников. Крещение Господне и Иоанново отличаются и по своему духовному смыслу. Святитель Василий Великий писал: «Иоанн проповедовал крещение покаяния, а Господь проповедовал крещение усыновления». Другими словами, Иоанн очищал грехи, а Христос делал грешника сыном Божиим. Примечательно, что первыми, кто возливал воду во оставление грехов были Авраам и его жена. Когда они встречали путников, Авраам омывал ноги мужчин, а Саара – женщин  (Быт.18:14). Впоследствии, эти события повторятся в доме Симона прокаженного, когда грешница полила слезами и отерла волосами ноги Спасителя (Лк.7:36-38), и на Тайной Вечере, где Иисус омыл ноги Своим  ученикам.
                Такова краткая предыстория возникновения Таинства Крещения, заповеданного Христом. Его богословский смысл неразрывно связан с Триадологией и Христологией, то есть с учениями о Святой Троице и Иисусе Христе как Богочеловеке. Теперь нам предстоит перейти к теме Православного крещения. Для этого нужно понять его суть и цель, а затем рассмотреть совершаемый чин, исходя из духовного содержания таинства. Установительные слова Христа звучат так: «научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Здесь Господь впервые раскрывает тайну Святой Троицы, чего Ветхозаветная Церковь не знала. Но почему нужно крестить именно так, а не иначе, например, во имя Господа Вседержителя? Тому есть несколько причин. Во-первых, крещение во имя Единого Бога было бы продолжением монотеизма Ветхого Завета, который, как известно, Христос исполнил, и, следовательно, Закон Моисея не мог распространяться дальше; во-вторых, в поучениях народу Иисус часто говорил об Отце, а Своим ученикам и о Духе Утешителе, раскрывая внутритроичные отношения Божества, которые надлежало выразить в краткой и ясной форме. Этим закладывались основы нового вероучения Вселенской Апостольской Церкви; и в-третьих, нужно было оградить христиан от языческого мира, ради сохранения «малого» стада Христова. То есть, требовалась универсальное правило приобщения к Церкви через соответствующий обряд. Напомню, что прозелитов в иудаизм принимали через полное погружение в воду. Поэтому своя формула посвящения была нужна и для нового христианского учения. Тем более, что оно главным образом предназначалось для язычников, а не для закостенелых в тысячелетних обрядах иудеев. Подтверждение тому слова Спасителя: «Идите и научите все народы», что принципиально отличается от одного богоизбранности Израиля.
                Следующим необходимым условием крещения является вода. Еще в Ветхозаветной Церкви она имела сакральное и священное значение, как, например, вода Силоамского источника, в котором прозрел исцеленный Христом слепой (Ин.9:6-7).  Его упоминание относится к XV-XIV вв., до н.э. Еще тогда из Силоама: «В праздник Кущей брали воду в Храм для торжественного возлияния оной на жертвеннике в последний день праздника из золотого сосуда при радостных восклицаниях народа, при звуках труб и кимвалов», – как о том свидетельствует Библейская энциклопедия архимандрита Никифора (Бажанова). Вода имеет множество богословских значений: от благодати до Богородицы, но в Таинстве Крещения  она, во-первых, служит очищению от первородного греха, а во-вторых, погружение в воду символизирует трехдневное погребение со Христом и воскрешение с Ним для вечной жизни. В беседе «О первородном грехе» мы подробно разбирали это понятие, и желающие могут к ней обратиться. Здесь я хочу лишь напомнить о том, что первородный грех был совершен один раз Адамом и Евой в раю, а человечество, в силу плотского рождения, унаследовало его плоды: зло, исказившее первозданную природу, страстность и способность грешить. До Вочеловечивания Христа всякий был осужден в геенну еще в утробе матери, как потенциальный носитель зла. Иоанново крещение, образно говоря, лишь срезало головы тернию греха, но не убивало его корень, и душа от преисподней не избавлялась, несмотря ни на какие заслуги. Крещение во имя Святой Троицы имеет совершенно иную природу и силу. Это обусловлено Крестной смертью Спасителя и Его воскрешением в нашем теле. Восстановив в Себе нашу природу в ее первозданном виде, то есть бесстрастной и безгрешной, Христос обновил все человеческое естество от Адама и Евы и до конца света. Именно поэтому у Бога все живы. Только после этого стало возможно новое христианское крещение не только во оставление грехов, но и в жизнь вечную.
                Таинство Крещения, конечно, не делает человека безгрешным, ибо жить и не грешить он не может. Но оно смывает первородный грех, причем, не как способность грешить, а как осуждение в геенну по факту рождения. Став христианином, человек не избавляется от страстности и способности ко злу, но избегает осуждения за эту способность. Поэтому любой грех, очищенный покаянием, каждый раз смывается крещенской купелью, вне зависимости от тяжести и количества прегрешений. Размышляя над этим, святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда же явилось Единородное Божие Слово и сделалось человеком, грешники исчезли, остались только виновные в беззакониях». Это означает, что первородные грешники как осужденные от рождения, исчезли, а остались только те, кто грешат и не каются. Но избавиться от беззакония возможно только через Таинство Крещения, ибо в противном случае, душа остается отлученной от Церкви и Христа. В этом главное предназначение и смысл христианского таинства. Порядок крещения и его предназначение раскрывает византийский богослов XIV в., великий тайнозритель божественного Николай Кавасила, который писал: «С самого начала установлен тот порядок, чтобы сперва омываться, потом, помазавшись миром, приступать к священной трапезе, что служит сильным доказательством того, что купель есть начало жития, основание жизни и тому подобное предуготовление».
                Помимо крещальной формулы и воды, для приобщения к Церкви необходимы елей и миро, которые имеют глубокое символическое значение. Перед купелью будущий раб Христов помазуется в таинстве елеем. Это действие отражает Ветхозаветные события, и его духовный смысл показывает Николай Кавасила: «Равно и помазание елеем может быть знаком и иного чего-нибудь …Вспомним камень Иакова, который он, помазав елеем, принес Богу, вспомним также царей и священников, кои им же освящались для общества и Бога и которые жили совсем не для себя, а для Бога и общества, ради чего и были поставляемы. И мы собственную свою жизнь и нас самих уступаем Богу, а сие значит, отвергши древний вид, соделаться подобными ему. И кроме этого, этот символ вполне свойствен и приличен имени христианина, ибо мы помазываемся и желаем уподобиться Христу, который Божеством помазал человечество, почему сим помазанием сообщаемся его помазанию; а что сие помазание есть знак оного помазания, это показывает совершающий таинство …Ибо священник говорит: Помазуется сей, - разумея приемлющего таинство, - елеем радости, а Давид сказал о Спасителе: помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник твоих (Пс.44:8), причастниками называя нас, коих по человеколюбию делает общниками Царства». «Елей радования» означает, блаженство, которое испытывает душа, приобщаясь ко Христу в крещении. Эта радость не сиюминутная, а вечная, и поэтому не относится к страстной природе падшего естества. Она то проявляется в душе, то угасает, но не исчезает никогда. Только от самого человека зависит, как часто «елей радования» будет благоухать в сердце. Смрад греха его заглушает, а покаяние – вновь помазует елеем благодати. Елеопомазание предваряет крещение, чтобы подготовить душу ко встрече со Христом, украсить ее благоуханием и красотой, как невесту перед венцом. Помимо приобщения к божественному, оно имеет еще один глубокий духовный смысл. Значение слова «елей» неразрывно связано с понятием «милость Божия».  Оба берут начало в истории Ноя, когда посланный им голубь, принес в клюве оливковую ветвь, знаменующую благоволение Господне, конец потопа и спасение Ковчега (Быт.8:11). Поэтому елей или оливковое масло и милость Божия – едины в своем онтологическом значении. Елеопомазание, как возлияние благодати Божьей, используется и в ряде других священнодействиях, главным из которых является соборование.  Но об этом мы поговорим в следующий раз.
                Сразу после купели, священник совершает миропомазание. Это священнодействие, на котором нужно остановиться подробнее. Миро, которое лежит в его составе, это особое вещество. Его изготовление или варение, является частью одного из семи главных церковных таинств – елеосвящения. В состав мира входит около 50 веществ. Его освящение является исключительной привилегией Предстоятеля автокефальной церкви, а у нас –  Патриарха Московского и всея Руси. Обычно чин мироварения совершается  один раз в два года на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря, а затем освященное миро рассылается по приходам. В ранней Церкви при совершении крещения благодать Духа передавалась через возложение рук апостолов или епископа. Однако, с увеличением числа верующих оно было заменено миропомазанием. Как крещение возможно только один раз, так и миропомазание совершается единожды, за исключением миропомазания на царство. Но это уже другое таинство – венчание на царство.               
                Пророк Саломон  так воспевает миро: «Миро излиянное имя твое» (Песн.1:2), указывая, на Христа, незримо присутствующего в миропомазании. Духовный смысл этой песни раскрывает Николай Кавасила: «А что сообщает миро каждому из христиан… – это есть дар благочестия и молитвы и любви и Целомудрия и иного, что благопотребно для приемлющих….Дух принимающим таинство сообщает дары Свои, разделяя властью комуждо, якоже хощет (1Кор.12:11)… излиянное миро становится за нас ходатаем к Богу и Отцу, потому самому…излилось даже на нашу природу. А Помазание миром совершает рожденного, влагая соответствующую сей жизни силу действования [стремление к Богу], божественная же Евхаристия сохраняет и поддерживает его жизнь и здравие… Бог, омывая водою, очищает душу от нечистоты, помазуя миром, воцаряет в небесном Царстве и насыщает, предлагая свое Тело и Кровь…Крещение примиряет человека с Богом, миро удостаивает даров от него… Жених есть миро и миро излиянное… Итак, дело таинства - преподать действования Святого Духа, а миро вводит самого Господа Иисуса, в Котором все спасение людей, вся надежда благ и от Него нам общение Святого Духа, чрез Него же и приведение к Отцу… Так Божественнейшее миро помогает желающим жить во Христе». На эти слова необходимо дать развернутое толкование. Кавасила размышляет о следующем. Миро – это не просто вещество, а живой реально воплотившийся Христос. Преподобный Максим Исповедник называл Писание воплощением Слова, а миро – тем более Живой Бог. Поэтому в миропомазании крещаемый наделяется божественными свойствами, которые апостол Павел называет «дары Святого Духа». Его душа вместе со Христом на мгновение переносится в Царство Небесное, и она пораженная зрит всю его красоту и испытывает неизреченное блаженство. Все увиденное она до самой смерти запечатлевает в своей разумной части, и памятование об этом побуждает душу двигаться к месту блаженства и упокоения в Любимом, то есть ко Христу. По крайне мере, этим стремлением и дарами награждается всякий вышедший из купели. К сожалению, далеко не всякий это понимает, заглушая благие воспоминания, жаждой наслаждений. Для большинства удовольствия здесь и сейчас важнее будущих обетований, и им не интересно, что: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.» (1Кор.2:9).  Далее Николай раскрывает взаимосвязь связь между Таинством Крещения и Таинством Евхаристии. Первое омывает душу от первородного греха и скверны, украшает и награждает ее дарами Святого Духа, а второе – поддерживает в ней жизнь во Христе ради пользования этими дарами.
                Завершая крещение, священник помазует миром лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги, провозглашая после каждого действия: «Печать Духа Святого». Существует достаточно много толкований на каждое помазание, и я не буду их пересказывать. Для нас главное заключается в том, что, во-первых, миро, как охранной печатью Духа, запечатывает органы чувств от проникновения пагубных страстей и мыслей, влекущих ко греху, а во-вторых, направляет ум, волю и желание к божественному, то есть возжигает и поддерживает стремление ко Христу. Таким образом, крещение в общем, и миропомазание в частности, совершают главное таинство – восстанавливают первозданную природу, каковой человек обладал в раю, то есть в бесстрастном и безгрешном состоянии. А это является залогом освобождения от Суда и открывает врата Царства Небесного. Другое дело, что обновленным человек становится лишь в возможности, и от его произволения зависит раскроется в нем первозданная природа или так и останется лежать под спудом. Завершая разговор о мире, нужно добавить, что без миропомазания никто к Причастию не допускается. Речь идет о тех случаях, когда было совершенно крещение в силу чрезвычайных обстоятельств (угроза смерти) вне храма или когда в Православие принят верующий из другой конфессии без совершения чина присоединения через миропомазание. Но последнее практически невозможно.
                Рассматривать весь чин крещения мы не будем, поскольку он детально описан в многочисленных источниках. Важно понять его общий смысл в деле спасения души. Особое значение крещения подтверждается тем, что Сам Христос решил его принять, хотя, как Сын Божий, в этом не нуждался. В Иордане в Спасителе встретились оба обряда – Ветхозаветной Церкви и Церкви Христовой. Вода из рук Предтечи Иоанна освящала человеческую плоть Ветхого Деньми, которую благоволил принять на себя Господь, а сошествие Святого Духа и Глас Отца обожествляли человечество, восстанавливая его природу в первозданном виде. Ветхий Завет исполнялся, а Новый вступал в свои права. Зарождалось новое таинство паки бытия или второго рождения человека в Духе, открывающее врата спасения в Царствие Небесное. Рассматривая Таинство Крещения с этой точки зрения, Кавасила пишет: «Сам Спаситель восхотел креститься Крещением Иоанновым, показывая, что чрез Крещение только мы можем узреть небесные пространства и тем указано было, что нельзя войти в жизнь некрещеному, тем же указано и то, что купель есть вход и дверь. Отверзите мне врата правды (Пс.117:19), говорит Давид...Ибо это есть то самое, что желали видеть многие пророки и цари. Ибо крещение есть рождение…Крещение примиряет человека с Богом, миро удостаивает даров от него, а сила трапезы Плоть Христову и Кровь сообщает принимающему таинство…Мы называем его [крещение] и рождением (gennesis), и возрождением (anagennesis), и воссозданием (anaplasis), и печатью (sphragis), кроме того, крещение есть и одеяние (endymi), и помазание (chrisma), и дар (charisma), и просвещение (photisma), и купель (loytron) - все же сие имеет один и тот же смысл, что таинство сие для сущих и живущих по Боге есть начало бытия их». Сколько великих даров сокрыто в этой милости Божьей, которых не знал ветхозаветный мир! И все это дано человеку, ради его спасения и уподобления Богу по благодати.  Постичь во всей глубине величайшее Таинство мира не дано никому. Это сокрыто Промыслом Божиим от глаз непосвященных, дабы: «не хулилось имя Божие во языцах» (Иез.33:31), и от подвижников, дабы не впали в гордыню.
                Поэтому я не стал в деталях рассматривать все тайные смыслы крещения, поскольку нас интересовала, прежде всего, его духовная составляющая и богословское понимание. Человек, принявший решение креститься сам или своих детей, должен понимать, что за внешним обрядом кроется и величайшая тайна, и величайшая ответственность, и дается единственная возможность обрести спасение.


Рецензии