Рождённая биологией...

В этой небольшой по объёму публикации мне хотелось бы обратить внимание читателей на необходимость  вернуть многим из нас уже теряющееся представление об экологии как о науке, изучающей взаимоотношения между организмами, а также между ними и окружающей их неживой природой. Нынче она (экология) во многих случаях перестала быть организмоцентричной и укатилась в своём развитии в сторону химии, экономики, технологии, а также - к активному обсуждению научных проблем из этих областей знаний, причём нередко - на совершенно недоступном для большинства читателей уровне.  Вторая крайность - сведение многоаспектных проблем экологии только к решению практических задач по уборке мусора. Всё это, конечно, очень современно,  актуально  и важно для нас, а также - для обеспечения перспективы жизни наших потомков. Но биология, которая лежала в основе экологии в период её зарождения, была её живыми развивающимися корнями и по-прежнему является её научным базисом, в разного рода публикациях нередко уходит на второй план. Таким образом нарушается баланс между биологическим и небиологическим компонентами экологических знаний. Насколько могу судить на основании своих личных наблюдений и общения с представителями разных социальных слоёв общества - всё это вызывает снижение интереса  к естествознанию у многих наших современников. В особенности - у школьников, что может отрицательно сказаться в дальнейшем на развитии той же экологии, поскольку перспективы науки прежде всего связаны с притоком в неё будущих профессиональных кадров. При достаточно высоком уровне современных естественнонаучных исследований уровень экологических знаний большинства членов общества, мягко говоря, не повышается. Дело дошло до того, что из уст многих людей (а иногда даже экологов) слышу слова: "В нашем городе плохая экология", вместо грамотной фразы: "В нашем городе тяжёлая экологическая ситуация", или чего-то в этом роде. Повторюсь: многими забыто, что экология по первоначальному определению - это наука о взаимоотношениях между организмами и окружающей их внешней средой (т.е. совокупностью факторов неживой природы). А уже упомянутое выражение "плохая экология" равносильно словосочетаниям "плохая география", "плохая математика" и т.п. Слова "плохая экология" буквально говорят о якобы низком уровне экологических исследований и неквалифицированных экологах, а совсем не о высокой степени загрязнённости среды обитания, что на самом деле имел в виду говорящий. А вот ещё один подобный пример. "Я занимаюсь экологией. Сортирую бытовой мусор, когда собираюсь его выбросить. И очищаю от него берег нашей реки" - говорит один весьма уважаемый мною знакомый. Безусловно, это очень нужное и полезное дело! Но человек, к сожалению,  не понимает, что, с одной стороны,  существует экология как наука (с определёнными методами познания), а с другой стороны - есть практические природоохранные действия, вытекающие из экологических знаний. Последнее, безусловно, экологией не является, но повсеместно называется ею.  Происходит смысловая подмена понятий. Это - не просто оговорки, а потеря корней биологического научного знания, лежащих в основе экологии как науки, а не как уборки мусора. С этим однобоким представлением об экологии и стараюсь бороться, в том числе - как преподаватель биологических дисциплин и как автор литературных произведений о животных... Ниже приводятся некоторые из них.
 
               
               
                Александр Кулев

            САРАНЧА
         
     Незаметных насекомых,
     Так биологам знакомых,
     Можно кое-где найти,
     Продвигаясь по пути.
Только знай - настанет время,
И сплотится это племя.
Миллионные скопленья
Вызывают удивленье!
     Туча саранчи летит,
     Разжигая аппетит,
     И садится в "чистом поле",
     Где, страстям давая волю,
Пожирает все вокруг...
Но у нас есть добрый друг!
Вот летит кормить птенцов
Стая розовых скворцов!
     Ринг! Скворцы и саранча!
     Схватка будет горяча!
     Миллионы насекомых
     К этой битве не готовы!
Отступает вражье племя!
Ненадолго! Минет время -
"Легионы" там и тут
В бой упрямо вновь пойдут!
     Может статься, что опять
     И скворцам не совладать
     Будет с этими врагами!
     Дело уж тогда за нами...
Докажи, пройдя невзгоды,
Что не зря ты "царь природы"!

 

                Александр Кулев

              СУРИКАТА
            
     Обожающий собрата
     Зверь некрупный суриката
     В соплеменников влюблен,
     Их заботой окружен!
"Коллективами" живут,
Все друг друга узнают,
Ценят общности мгновенья,
Их нежны прикосновенья...
     Обитатели пустыни.
     В ней непросто выжить ныне.
     Все - хозяева норы,
     В ней спасутся от жары!
Из норы затем выходят,
Пищу скудную находят.
Нападут на насекомых,
Хорошо им всем знакомых,
Скорпионов, пауков -
Вот обед у них каков...
     Часто "столбиком" стоят -
     Зорко вдаль они глядят,
     Чтоб опасная зверюга
     Не сожрала мигом друга!
В чем-то мы как сурикаты,
Но вот в дружбе - слабоваты!

 
   
                Александр Кулев

       ВОДЯНОЙ ПАУК-СЕРЕБРЯНКА

Часть 1. Кто такая серебрянка?
 
     Сей удивительный паук
     Чудесен и неповторим!
     Он - водоему близкий друг,
     Поскольку тесно связан с ним!
Живет в воде, как будто рыба!
В один из теплых летних дней
Случайно мы найти могли бы
Его в обители своей!
     В "скафандр" воздушный погружен!
     В воде паук наш серебрится!
     Вот почему так назван он,
     И может он собой гордиться!
               
            Часть 2. Дом и дети паука
   
     От всех обязательств с рожденья свободный -
     Потомок родни, обитавшей на суше,
     Из воздуха колокол сделал подводный
     И в нем бережет паучиную душу!
Он к самке пришёл в её колокол в среду...
Вдруг видим потомков - смешных паучат!
Они так малы, но уже непоседы -
Бежать "по своей паутинке" хотят!
     Но все паучки - Михаил, Александр,
     Матильда, Изольда, оставшись одни,
     Одеться должны в серебристый скафандр -
     Ведь воздухом дышат, представьте, они!
Дышать чтоб, к поверхности будут стремиться
И вновь погружаться - удел их таков!
На дне водоема, в холодной "темнице"
Охотиться будут на мелких рачков.

               
                Александр Кулев

                ОРЁЛ ГАРПИЯ

     В лесу тропическом живёт
     Большая и смурная птица.
     Её звериный мир боится -
     Трепещет уж который год!
Орёл могуч. И склонен он
Всем обезьянам смерть нести!
Орёл беспечность не простит.
Вновь слышу я последний стон...
     Кто обезьяна? Гнусный вор?
     Напасть свалилась на приматов!
     Здесь без судов и казематов
     Вершится птицей приговор!
Быть может, не один уж век
Мстит птица маленьким приматам,
Совсем ни в чём не виноватым,
За то, что сделал человек?
     За вырубание лесов -
     Деревьев гулкое паденье;
     За птиц в их кронах нерожденье;
     За гибель зайцев, белок, сов?
За нефтяные пятна в море,
В которых задыхались рыбы...
А ведь они пожить могли бы -
Но эти пятна им на горе...
     За вскрытого китёнка труп;
     За слёзы матушки-планеты,
     В скафандр из дымов одетой
     И в шкуру из торчащих труб...
Не искупить нам до седин
Своих грехов! Прости, планета!
Мы так надеемся на это!
Стою в лесу, уже один...
     Звучит вопрос мой сиротливо:
     "В природу гарпии несут
     Кровавый, жуткий самосуд,
     Который в чём-то справедливый?"
Его итог, поверьте, страшен!
Решил орёл: приматы эти
За человека все в ответе,
Поскольку родственники наши?
     Орёл презрел звериный плач...
     Ведь, с клювом мощным, это он -
     Судьбы карающий закон,
     А также - доблестный палач!
Увы, закон не без изъяна!
Видать, орлиной чудо-силы
На человека не хватило -
И поплатилась...обезьяна?
   

А.В. КУЛЕВ, академик Российской экологической академии, Почётный доктор наук и профессор Российской академии естествознания, учитель биологии


Рецензии
Согласен, Александр, со всем , что вы написали. Но, согласитесь, это крик души по умирающей науке, а в науке, как и в жизни , слабых никто не жалеет. Первым и последним экологом был Дарвин. Слово "отношения" было волшебным и открывало многие двери. Экология, как часть биологии, была естественна. То что в обществе стали понимать экологию, как совсем другое явление, даже не понятие, часть культуры, тоже естественно. Может быть, когда-нибудь, экология возродится на более высоком уровне, об этом мечтали фантасты вроде Лема, и в даже в команде космолетов были экологи. Увы, сегодня нет ученых-экологов мирового уровня. Нобелевские премии дают другим ученым, хотя может это не показатель. Для меня показатель отсутствие учителей экологов в нашем районе сегодня, а было их двадцать пять. А в Москве по-другому? У нас в школе сохранился экологический музей и есть заповедник орхидей, их там четырнадцать видов, но никогда не быть ему памятником природы. В библиотеке нашего музея хранятся на полках комплекты учебников по экологии (1996 года), хрестоматии и рабочие тетради. Может, когда-нибудь пригодятся, будем надеяться. С уважением и дружеским приветом, Юрий

Юрий Панов 2   22.11.2024 10:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий! Спасибо за отзыв. Биология, конечно, совсем не умирающая наука, но в спектре экологических знаний её доля заметно уменьшается. Экология перестала быть частью биологии, и это логично, в связи с развитием комплексных междисциплинарных исследований. Однако потеря биологического ядра экологических знаний и переакцентация экологических исследований в небиологические области, полагаю, наносит вред не только (и не столько) биологии, сколько самой экологии как науке, и даже вытекающей из неё экологической практике. Читать заумные, пересыщенные терминологией экологические тексты, в которых часто не отражена реальная жизнь организмов, нравится немногим. А только уборкой мусора без чёткого понимания роли этого процесса для живых организмов, без ясной и красивой биологической или иной естественнонаучной идеи, тоже увлечёшь далеко не всех. И если ситуация будет развиваться таким же отразом и далее, то интеллектуально-эмоциональный разрыв между профессиональными экологами и другими членами общества будет только увеличиваться. А это, по существу, общественная самоизоляция экологии как науки, как "вещи в себе", с подменой её экологической практикой, которая экологией не является. Ситуация с учителями экологии, о которой Вы пишите, в этом смысле тоже весьма показательна. Как в Москве - не знаю, а в Санкт-Петербурге лично я имено учителей экологии не встречал уже довольно давно. То, что Вашей школе есть экологический музей, учебники экологии и рабочие тетради, дает возможность надеяться на возрождение данной учебной дисциплины, или же на перспективу оживления работы экологической направленности во внеурочное время. Я же нашёл для себя вот ещё какой путь
С уважением, дружеским приветом и самыми добрыми пожеланиями, Александр.


Александр Кулев   22.11.2024 22:39   Заявить о нарушении
Юрий, к сожалению компьютерная ссылка в тексте не отразилась. Если будет желание - наберите в Яндексе "Российская экологическая академия", а затем там, на сайте академии, в поисковой строке вверху справа наберите "Экологический лекторий", про мою работу в гимназии № 205 города Санкт-Петербурга.
С уважением, Александр.

Александр Кулев   22.11.2024 22:47   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку Александр. Прочитал с удовольствием. Мы, конечно, отмечаем в Музее день тигра. В основном это делают малыши. Рисуют с удовольствием тигров и получают грамоты. Вы готовите лекторов среди старшеклассников, это гораздо более высокий уровень. Но так как музей экологический , мы практикуем исследования в природе, в том числе в природе поселка. Маршрутные учеты синиц от школы до дома, наблюдения на кормушках, а чаще в школьных заповедниках, в памятнике природы "Бердские скалы". Заповедник орхидей у нас на первом месте всегда, последняя работа мне особенно понравилась - консорции в популяциях. Есть нечто неповторимое, когда ребята проводят исследования в девственном лесу, среди тысяч башмачков. И эстетика и экология. На ваших ребят смотрел с удовольствием и поделился публикацией. Ребята лекторы всегда меня привлекали, сам когда-то учился на лектора в университете марксизма-ленинизма. Но все-таки, больше выступал я, а не дети. Жаль. Желаю Вам хороших учеников. С дружеским приветом, Юрий

Юрий Панов 2   23.11.2024 15:06   Заявить о нарушении
Юрий, судя по всему, экологическое образование и экологическое воспитание в Вашей школе живее всех живых. И эти процессы настоящие, насыщенные разными видами деятельности, привлекательные для детей разного возраста. Возможность проводить реальные экологические или биологические исследования в природной или приближенной к ней обстановке по своему педагогическому потенциалу и эмоциональному воздействию ни с чем не сравнима. Детям Вашей школы в этом смысле однозначно повезло. Желаю им и Вам удачи, а также новых замечательных впечатлений на этом пути! А в Университете марксизма-ленинизма я тоже учился, на отделении коммунистического воспитания. Закончил его с отличием и получил красный диплом. Только вот сейчас даже показывать его кому-либо неудобно, ведь времена и жизненные ценности в нашем современном обществе совсем другие. Но храню его как память о прожитых годах.
С уважением и самыми добрыми пожеланиями, Александр.


Александр Кулев   23.11.2024 21:33   Заявить о нарушении