Хурриты и мнг. хавар

Bild. Клан "нирунов" согласно современным монгольским представлениям. Заметен европеоидный ( кавказоидный) признак - отсутствие вдавленной переносицы. Китайцы подобный типаж называли "длиноносыми" и "рыжими дьяволами", так как ещё одной из их характеристик являлось отсутствие иссине-  чёрного цвета волос. "Рыжими" могли быть те, кто не с такими чёрными как у китайцев волосами, также каштановыми или слегка русыми.

Род Чингисхана принадлежал к нирунам."Борджигин" (прозвище рода) сами монголы переводят как "бор (цэнхэр) нуьд" (карий/серый глаз). Бор в мнг. "серый, сивый (о масти) и "смуглый" (о цвете лица)", боржин "гранит, гранитный", борлог "сивый". "Нуьд" имеет свой вариант соответствия в даргинском как "бровь". Но, вообще-то, конкретное совр. монг. "нуьд" в родовом прозвище "Борджигин" отсутствует. Конструкция выглядит как что-то вроде описания гранита или схожего по цвету объекта. Дагур. БОР "серый" (о цвете), "серый, сивый" (о масти), БОР ЧОЛОО "кремень". В монг. мифологии существуют божества,упоминаемые как "кремниевидные тенгри".

Оба цвета - "бор' и "цэнхэр" имеют прямое отражение в ауарском языке - "бури-яб, бор-аб" (коричневый) и мнг. цэнхэр - ав. цIахIил "серый". Заметно желание тюркоязычных авторов- шарлатанов на ресурсе русской Википедии- переврать монгольское определение "бор", "цэнхэр", придумав фейковый тюркский перевод "серо-жёлтые глаза". Мнг. "цэнхэр" отсутствует в тюрк. языках и оно не означает "жёлтый" ни в монгольском, ни в ауарском языках. Это - "серый", который может иметь дополнительное значение "синеватый" или "серый с синеватым оттенком'. "Серый" цвет почти всегда и "сивый". И эта самая "сивогривость" чудесного волка монгольских этиологических преданий. Тюркские авторы бессовестно врут приписывая данную символику себе. "Жёлтый" цвет им понадобился для отсылки к кипчакам.

Вся вышеприведённая цветовая гамма волос и глаз - типичная для вайнахов и дагъестанцев (особо заметная в детском возрасте), а кайтагцы имеют к тому же доказанную антропологами лёгкую монголоидную примесь.

Что же касается неких "жёлтых глаз", то это не более чем описание признаков гепатита А ("желтуха') или в виде жёлтого/рыжего ободка вокруг глаз - следствием повышенной дозы радиации. Кстати, среди выходцев из Турции настолько часто обнаруживается гепатит, что донорские пункты Германии даже не принимают их кровь для переливания.


По "возвышенным переносицам" китайские мятежники, возмущённые "засильем инородцев во власти" опознавали азиатских гуннов. Антропологические признаки найденного в богатом погребении на территории Венгрии, предположительно, аварского кагана - следы искусственной деформации черепа и выдающийся нос на общем фоне преобладания монголоидных чёрт. Эти же расовые особенности присущи части палеоазиатских кетов и североамериканских индейцев.

У нас нет никаких сообщений китайских источников о том, что древние тюрки (тюркюты) отличались от китайцев "возвышенными переносицами", а равно, что их кто-либо именовал "рыжими дьяволами".   



Хурриты и мнг. ХАВАР

В работах Старостина С.А. мы находим следующий перевод этнонима ХУРРИ, ХУРВЭ (< хвырэ) "утро, восток, земля хурритов. В целом значение "восточные". В хурритсктх текстах, согласно Британской Энциклопедии, они называли себя HURLILI "хурриты" и HURWUHE "хурритство, страна хурритов". В хурритско-арийском царстве Митанни правящую прослойку составляли АРИИ ( с языком типа совр. дардских), но они говорили по-хурритски и считали себя хурритами. При этом многие из их имён всё же арийские, как и имена богов, которыми они клялись. В Библии хурриты известны как hа-ХОРЕИМ. Сами хурриты жили в конфедерациях, иранский элемент в мелких княжествах, а военный контингент Митанни (Mitanniewa) обеспечивали митаннийские арии.

У Старостина С.А. приведён подробный список нахско-дагъестанских лексем, в которых отражена основа их этнонима. Мы помним, что в ав. это ROHEL "рассвет", которое Старостин считает метатезой HUR.

По работе с монгольскими словарями мы знакомы с тем, что ауарские абстрактные понятия со значением совокупности очень точно отражены в халхаском с тем же самым суффиксом "-эл".   Так что мы видим в ав. РОГЬЕЛ всё же основу РОГЬ + суффикс собирательности, указывающий на абстрактное значение.

МОНГ. ЭТИМОЛОГИИ

ХАВАР "весна, весной", ХАВРЫН "весенний", ХАВАРЖАА(н) "весеннее стойбище".

ХАВАР в значении "восток" присутствует в персидском.

Что первично, что вторично рассуждать не станем, просто констатируем факт - в мнг. языках рассматриваемая основа тоже имеется.

В мнг. языках есть этноним ХОР, но в данном случае речь идёт не о нём. Для средневековых тибетцев монголы - ХОР, ХОР-БА . Этим же словом называли хотанцы и прочие местные всех пришлых номадов (как пртомонголов, так и тюрков) в Синцзяне. Ещё одно их название - "краснолицые", т.е. "дикари"(дикари-мясоеды).

В культурно-языковом плане Ичкерия и Дагъестан, естественно, никакие не монголы, а как раз эти самые "хоры". Потому что "монголы" всё же эпоха чингизидов, с которой вайнахи и дагъестанцы никак не связаны. Это слишком позднее явление, причём сугубо монгольское. Единственные к кому они могут иметь отношение, так это к клану "нирунов" среди монгольской группировки. Но и эти, учитывая высокую частотность браков с "хамагами" (общими) совсем не выглядят как северокавказцы. В эпоху Чингисхана нируны имели лишь не-явные признаки европеоидности. Их отличали высокий рост, часто не-чёрные глаза ( серые и голубые), да и волосы не отличались оттенком вороньего крыла как у "хамагов", т.е. имелись признаки депигментации и в некоторой степени европеоидности.


Рецензии