Ко дню матери
Мамы моей давно уже нет на этом свете, шестнадцатый год.
Мы все знаем, как стремительно бежит время. И вот эти годы, без мамы, пролетели мгновенно, а так отчётливо помнятся все мелочи того, последнего маминого года. И я все время мысленно возвращаюсь туда, "плутаю" в лабиринтах, коридорах и тупиках своей памяти.
Я уже не плачу, вспоминая маму, за это время я свыклась, что ее со мной нет. Но все равно где-то ещё присутствует... удивление, что ли, как внезапно это произошло. Хоть мама и была уже довольно преклонных лет, ей шел 79 год, но не было мысли и готовности, что ее не станет...
Как-то несколько лет назад, делая уборку на лоджии весной, перед Пасхой, я нашла в коробках со старыми учебниками и конспектами детей икону из янтаря с изображением Христа...- видимо, в тот момент это мне было очень надо, как поддержка, как знак добра сверху. Я много лет ее не видела, считала, что с переездами она была утрачена.
А сегодня в сети ОК сначала встретился пост о школе того поселка, сибирского леспромхоза, где мы жили, и мама, да и я после окончания худграфа, работали. Почитала комментарии незнакомых уже, более поздних учащихся, встретила воспоминания и фото маминых бывших учеников... И решила посмотреть бумаги, оставшиеся от мамы, в сером, плотном бумажном пакетике. Там я и нашла старые, еле видные уже, снимки мамы с ее детьми в далёких, начала 70-х (прошлого века!) годах. Надо отметить к чести того выпуска, став взрослыми, семейными, они почти всем классом ежегодно приезжали на день рождения мамы 28 августа.
Там же попался и более поздний снимок, он в очень неплохом состоянии, но дело в другом: он отражал жизнь не радостных годов распада страны, трудной и бедной жизни на старости лет моей мамы, (она уже жила в другом населенном пункте того же района, в небольшой деревеньке-спутнице районного центра.)
Я смотрела на этот снимок, (я его видела мельком у мамы, не очень обращая внимания,) и внутри поднималась горечь и боль... Не столько от того, как постарела уже к тому моменту мама, а в каких материальных трудностях приходилось выживать, так это отражалось на ее внешнем виде...
Неоднократно мне встречались раньше пожилые бабушки, на которых было не понятно что надето, (прости Господи,) какие-то лУково-капустные одежки - одна из-под другой выглядывающие, несуразные по цветам и плачевного вида. Я не задумывалась, ну, может, стареньким неважно многое, на что концентрируешься в молодости, мода и стиль уже не их...- тепло и удобно, как говорится. А тут, глядя на маму, я поняла: просто она ДОнашивала нашу с братом ещё "детско-юношескую" одежду. Не по размеру уже, (мама значительно прибавила в весе к старости,) на ней "ютилась" трикотажная "мастерка", как говорили в те годы, от спортивного костюма брата, который я отправляла ему из Литвы, (мы с семьёй там жили,) он был классе в 6-7. На ногах самая "стильная" и незаменимая деревенская обувь - резиновые калоши. А перед мамой стоит знакомая, наверное, женщина, приехавшая на машине, к ней и вышла мама со двора... и эта гостья, как видно, предлагает маме... розовую шляпку или шапочку. Такой вот парадокс, РОЗОВУЮ, такой грустный момент запечатлен на том старом фото.
Мама была ребенком без детства. Такие вот были времена... С самого рождения - годы репрессий, ссылка родителей, война. И когда мама стала взрослой, смогла работать, она была большая модница, с прекрасным вкусом, с откуда надо растущими руками, с "премудрой на выдумки" головой. В моем детстве мама шила и вышивала мне платьица, покупала через подруг, живущих в Ленинграде, Москве и других крупных городах, невероятные наряды для меня, чего она лишена была в своем детстве.
Жизнь у мамы была трудной, всегда приходилось экономить копеечку, "сводили концы с концами," но старались выглядеть достойно, как испокон было привито в семье.
Мамочка моя родная, только став такого же возраста, я "дошла умишком" до многого, о чем ранее и не догадывалась, "опыт жизни" пришел... вместе со старостью. И только теперь, с высоты этого возраста, я прониклась к твоему терпению и смирению, ведь ты никогда не жаловалась ни на что. И столько лет прожив одна, (мы с семьёй жили на самом западном краю страны), ты испытала всю глубину одиночества, живя письмами, телефонными звонками по субботам, ( надо было тебе приезжать в райцентр на переговорный пункт). И радости твоей не возможно было измерить и описать, когда мы приезжали к тебе в отпуск с детьми. Слава Богу, это получалось ежегодно, пока не распался Союз. А так, живя в маленькой деревеньке, зимой занесенной снегами, ты находила общение и тепло в любви домашних питомцев, собачки, кошек, козочек, с которыми разговаривала, ухаживала за ними, а они платили привязанностью и верностью.
Ты до самых последних своих дней помогала с уроками соседским детям, чужим внучатам, так как свои были очень далеко от тебя.
Нашла я это фото и подумала, таким образом, видимо, мама хочет мне напомнить накануне Дня Матери, какие непростые времена пришлось ей прожить, пережить... И что нельзя никогда терять веру и надежду, стремление к светлому, доброму, силу и крепость духа, не терять чистоту души, помыслов, не озлобляется, иметь сердечность, сострадание и любовь... И теперь тоже, эти трудные времена пройдут, добро и сила любви преодолеют все... Мама постаралась показать, что "сверху видно все...", мы не брошены и всегда можем рассчитывать на духовную поддержку.
Я много писала маме, о маме, что знала и помнила о ней, стихи и рассказы, но все это только когда не стало ее рядом. Нет, однажды на юбилей я маме посвящала стихи. Как она была горда и счастлива в тот момент! И теперь только сильно сожалею о том, как мало я с мамой провела времени, не было душевных посиделок и теплых бесед ..о простом, ни о чем, или о самом сокровенном и важном... Но не случилось вот. А теперь остаётся только в мыслях разговаривать с ней, далёкой и безответной, и видеть сны с мамой... А снится она мне часто. Видимо, и она не наговорилась со мной при жизни...
Светлая память тебе, родная моя!
20.11.2024г.
Свидетельство о публикации №224112200083