Не рецензии. Земля на Терминаторе
Итак, большой роман "Земля" от могучего "терминатора" современной прозы Михаила Елизарова. Произведение про гадливое начало нулевых, с антрацитовым блеском грязи, и про молодого парня, который копает..
Володя Кротов — Крот — со стройбата роет могилы. А также "копает", без умысла, под ритуальный бизнес в провинции, собственного брата, начальство из уцелевших в 90-е братков. Иногда пересекается со Смертью, но больше изучает жизнь, вроде по незрелости своей не веря, что она такая пакостная и есть. Хотя и со смертью не всё чётко.
Есть в истории Крота (и в этой фактической летописи Земли Русской) неразрешимое. Про дуализм души: за Володей тоже приходит белый ангел, но выбрать его своим проводником не удаётся. Так что бредёт коренной русич по кругам адовым скорбным носатым Данте без Вергилия. Не менее поэтичен порой его путь, однако никому в этой "поэме" от рифмованных катренов было бы не легче.
Играючи Елизаров (как и в своей сакральной Онтологии "Библиотекарь) обращается с хронометром. Крутит стрелки, чтобы порассуждать об эсхатологии, гоэтике, оккультизме и квантовых скачках. Нещадно при этом матерится голосами трактирных трибунов, логично вылезших на трибуны из трактиров.
Богат авторский словарь, сильны темы книги, остра тут дискуссия о Родине. Но и в шутах, и в плутах, и в цельных людях, выбравших-таки сторону, живёт ужасное мёртвое. Ум без сердца тянет их к земле, где можно что-то и построить до того, как в неё лечь..
Безусловно, роман, написанный без хамелеонства, доставит удовольствие прочтения. Всезнающий прозаик тоже вызовет уважение. Лишь утешения, великого благодеяния русской литературы, тут нет.
Никакого душевного просвета в гримуаре для избранных, в который мог бы скользнуть обычный солнечный зайчик. Очень нужный даже исключительному читателю, чтобы посадить на Земле сад, а не застрелиться под хлопок оконченной книги.
Свидетельство о публикации №224112200088