Рижанка
Новый дом, и стоящие рядом с ним соседние дома, образовывали большущий двор, в котором в детстве я играла с другими детьми - своими соседями. Во дворе росло небольшое старое дерево, служившее детям "лазелкой". Дети играли и раскачивались на его толстых ветвях. Это было в обычном, спальном районе города Риги. Я росла с
такими же детьми государственных служащих, как и я. Мой отец был врачом и работал в городской больнице в Риге.
Сначала детский сад, потом школа, и наконец швейное училище, в которое я поступила, полностью закончив среднее образование. Шел 1989 год. В училище я постигала профессию портнихи. В те времена не было профессии проестижней, если говорить о женщине, потому что модную одежду было "не достать". Приобрести ее можно было только "по блату", или заказать в ателье, предварительно отстояв очередь в полгода а то и год.
В распоряжении портнихи в те времена, всегда был журнал " Ригас Модес", прославившийся даже за рубежом и, женщина умеющая шить всегда могла быть хорошо одетой. Но главное в моей жизни было не это. Главное было то, что я жила в Риге,
и всем сердцем любила родной город.
Когда я была маленькой, мое существование ограничивалось только своим районом. Здесь были и магазины и поликлиника и школа. Единственное место в городе, куда брали меня мои родители, был магазин "детский мир", сочетавший в себе детский магазин и кафе - ресторан, очень популярный в то время. Там мы ссестрой уплетали клубничное мороженное, после трудов по поиску на прилавках нужных вещей.
Я всегда внимательно разглядывала мозаики на стене ресторана. Меня очень привлекало искусство и я мечтала, что это куогда - нибудь станет моей профессией. А пока мы с сестрой ели мороженное в "Детском мире".
Но когда мне исполнилось четырнадцать лет, я поехала в центр города, чтобы учится живописи в "Дворце детворы", который находился в здании "Рижского замка". Тогда то я и открыла для себя старый город.
Я шла по старинным улицам, и мне казалось, что я попала в сказку, а Домский собор меня совершенно очаровал. Подумать только: он простоял в Риге восемь веков. Я смотрела на дома и соборы, построенные в готическом стиле или стилизованные под него, но построенные позже. Улицы старой Риги были вымощены булыжниками.
А каким интересным мне показался собор Петра с его золотым петушком на шпиле.
Я всего раз в жизни поднималась на лифте на его башню. С нее Рига была видна как на ладони, а люди на улицах казались движущимися муравьишками. Вход в Собор Петра украшали полуразбитые скульптуры.
Самой несчастной частью церкви была башня. За все время существования собора молния ударяла в нее шесть раз. После последнего пожара в соборе Петра был проведен капитальный ремонт.
После этого в самом соборе можно было посмотреть фотографии, рассказывающие о работах по восстановлению собора. Была даже фотография, на которой главный архитектор (по восстановлению собора) сидел верхом на золотом петушке (размером с коня), украшавшем шпиль собора. Как он туда залез - непонятно, а как слезал - и подавно.
В соборе проходили выступления разных творческих коллективов, а также художественные выставки. Его стены из красного кирпича были такие же, как столетия назад, а витражные стекла тянулись от пола до потолка.
Рядом с собором находится какая - то старинная улочка, с чудесными домиками, с красными черепичными крышами, а рядом лютеранская церковь святого Яня с готическими буквами над входом. Через примыкающую к церкви арку можно войти во внутренний дворик, где сохранились домики старинной архитектуры. А можно здесь пройти и мимо дворика Яниса, распологающегося рядом.
Многие дома в Старой Риге, и в центральной ее части, украшены скульптурами, лепниной, всевозможными каменными украшениями. Вот, например, здание биржи напротив Домского собора, имеет очень шикарный вид - на каждом его этаже с внешней стороны находятся скульптуры. Такое здание не стыдно было бы построить и в центре Европы.
К О Е Ч Т О Е Щ Е О Р И Г Е
Когда мне было лет четырнадцать, моя мать работала в здании, выходившей окнами на Домскую площадь. Из его окна был виден Домский собор как на ладони. Я сумела воспользоваться этим. Устроившись на широком подоконнике в комнате, где работала моя мать, я часами рисовала Домский собор. То, что вышло я отправила на конкурс школьного рисунка, где он и получил первое место. Вместе с Домским собором на моем рисунке оказалось и угловое кафе на Домской площади.
Какие в Риге были кафе в те времена! Для того, чтобы в них попасть надо было отстоять длинную очередь. Зато в Рижских кафе можно было поесть всего того, что никогда не лежало на прилавках обычных магазинов. В некоторых кафе Старой Риги были витражные стекла, резные стулья и белые скатерти. Поход в такое кафе делал жизнь праздником. И все было относительно недорого.
А какие магазины были в центре Риги! На мое детское усмотрение самым лучшим магазином был магазин шоколадных конфет возле Матисовского рынка. В этом магазине продавались конфеты фабрики "Laima". В те времена я считала, что конфеты Лаймы самые вкусные в мире. И была там такая конфета - тянучька, которая называлась "золотой петушек". Мне она очень нравилась.Так называемая "Ириска", которая накрепко могла приклеиться к зубу. НО как зато было вкусно.
А что уж говорить о шоколадных конфетах? Молочного шоколада тогда не было. В продаже был только сливочный. Я очень любила шоколад с орехами "Ригонда", а самыми вкусными шоколадными конфетами считала "Белочку" и "Красный мак".
А магазин тканей, который распологался на улице, название которой соответствует теперь "Brivibas". Там можно было купить все модные ткани сезона, который рекомендовал журнал "Rigas Modes", и которые выпускали рижские текстильные фабрики. Я часто покупала там ткани, когда подросла и начала шить одежду сама.
А какая булочная была напротив этого магазина! - туда всегда стояла очередь. Там можно было купить только что испеченный хлеб. Он был еще теплый. Да и не только обычный батон, а различные крендели и даже французскую булку, считавшуюся в те времена чем - то вроде деликатесса.
Но жемчужиной Риги была все - таки она - Старая Рига. В Старой Риге всегда были места, которые не менялись с годами. Например, Бастионная горка, часы Лайма и парк, возле здания Национальной Оперы с фонтаном посередине, изображавшем нагую купальщицу с большой раковиной в руках над головой, в ногах которой обнаженные дети играют с рыбами. С раковины льется вода в круглый бассейн вокруг статуи.
Весной здесь цветут и благоухают деревья. А на красивый газон высаживают цветы в виде сложного орнамента. Фонтан окружают скамьи, где можно отдохнуть во время летнего зноя.
Бастионка, представляет собой небольшую горку, со стенами старой кирпичной кладки. Здесь есть мощеные дорожки, поднимающиеся к верху горки, где на самом верху расположена круглая площадка, открывается вид на соседние улицы, и можно увидеть Пороховую башню и расположенные рядом с ней казармы Екаба.
Какими красивыми в старину были казармы! Как здорово было в них жить солдатам. Двухэтажное строение с небольшими погребками, в которых в наше время устроены магазины сувениров, а рядом фрагмент крепостной стены из красного кирпича. Когда - то город был окружон мощными каменными стенами с различными башнями. До нашего времени осталась только Пороховая башня, в которой в наше время устроен военный музей.
А вот в Рижском замке, который занимал "Дворец детворы" было сразу несколько музеев:" Музей зарубежного искусства.", "Музей истории Латвии" и. т . д. интересен и "Музей Мореходства", находящийся в здании, примыкающему к "Домскому Собору" и построенному из того же кирпича, что и церковь.
Рижский замок, как и все средневековые замки, имел множество подъземных ходов, которые в дальнейшем все засыпали, в ходе строительных работ около замка. Всего замков в Риге было четыре, но до наших дней дошел только "дворец детворы".
Подъземных ходов в Риге было множество, но так как Рига строилась и перестраивалась, ее земли копали и перекапывали в течении многих веков, пока в Риге не осталось никаких потайных ходов. Ходили слухи и о "Ходах под Даугаву", но ни один такой ход не был найден, в ходе археологических раскопок. Все решили, что это - вымысел.
Гуляя по старой Риге, я однажды подумала:
- А вот было бы здорово попасть в Средневековую Ригу! НО даже современные ученые не смогли изобрести машину времени, так что о путешевствиях подобного рода остается только мечтать.
М О Р Е Х О Д Н О Е У Ч И Л И Щ Е
Рига - портовый город. Здесь всегда были моряки. А чтобы в так оно и было должно быть мореходное училище, где этих самых мореходов обучали бы всем морским премудростям. Вот в такое - то морское училище на танцы и прегласили всем классом юных портних. Я появилась на балу в белой блузке с серебрянным парчовыми рукавами и длинной в пол черной юбке (как рекомендовала тогдашняя мода).
Мореходное училище находилось тогда в центре города в красивом старинном здании. Была зима и рано темнело. В здании громко гремела музыка. В актовом зале танцевали пары, но многие или стояли у стены или сидели на стульях по краям зала.
Я то сидела, то стояла, то плясала с подружками под "быструю" музыку, но юноши не обращали на меня внимания. Тогда я решила пойти подышать свежим воздухом - в зале было душно.
Я вышла из зала и спустилась на первый этаж в холл. Увидев в холле несколько окон, я подошла к дежурному. Он был одет в парадную форму. На тонкой талии виден был узкий белый ремень. Белые перчатки дополняли его наряд.
- Я подошла и спросила:
- Можно ли тут у Вас открыть окно?
- Нет, этого нельзя, - сказал дежурный.
- А что делать? Мне душно, - сказала я.
- Выйдете на улицу, - ответил он.
- Я подошла к гардеробной и взяла свое пальто. Одевшись, я вышла на улицу и пошла к ближайшей подворотне, остановившись под какой - то аркой. Ночной воздух был влажным и свежим. Мимо проходил какой - то парень.
- Девушка, чего стоим? - спросил он.
- Ничего, я сейчас ухожу. - ответила я.
- Стоило мне вернуться в зал, как ко мне подошел какой - то юноша.
- Был он не велик ростом, самой обыкновенной наружности, и я уже хотела ему отказать, как заметила, что у него очень умное лицо, открытый взгляд, и вообще было в нем что - то такое душевное.
- Петр Орлов, - представился юноша.
- Петр Первый и Григорий Орлов, - добавила про себя я.
- Татьяна Васильева, - сказала я вслух.
- Очень приятно, - сказал Петя.
- Взаимно, - сказала я.
Мы потанцевали, погуляли по училищу, и даже сходили в кафе, устроенное в столовой училища, а потом Петя проводил меня домой и мы обменялись номерами телефонов. Так и началась моя новая жизнь. Петя повсюду ходил за мной как хвост. Он даже провожал меня с вечерних курсов из Академии Художеств. А однажды, когда мы ехали с ним в автобусе, он увидел на мне какую - то сорину, и осторожно снял ее двумя пальцами руки.
- Он пылинки с меня сдувает, - расстрогалась я.
- А что Вы сегодня рисовали в Академии? - спросил Петя.
- Каменное ухо, - ответила я.
- А можно мне его посмотреть? - спросил Петя, когда мы уже были в подъезде моего дома. Я достала из большой папки рисунок и передала его Пете. Он повертел рисунок в руках.
- А как это смотреть? - поинтересовался он, линейный рисунок гипсового слепка был испещрен вспомогательными линиями.
- Вот так,-повернула я рисунок.
- Да, в самом деле, ухо, - сказал Петя.
- А я проявил нашу фотографию. Помнишь, когда мы были на танцах в училище нас фотографировал мой друг.
- Помню, а как же. - Сказала я.
- Вот она, - Петя передал мне небольшую фотокарточку. Я взяла ее и стала рассматривать.:
- Да у меня здесь наклон головы не тот, и свет не так падает и ракурс не фотогеничный, - критиковала я фотографию. Петя же, тем временем, стоя сбоку от меня, положил мне подбородок на плечо. Я повернулась в его сторону и, чуть не "ляпнула":
- Милый чо, да милый чо, навалилси на плечо, а я,милая, не чо я влюбилси горячо, - но вовремя "прикусила язык", решив, что это будет бестактность, потому что я чувствовала, что Петя и вправду влюблен. Вот только я его не любила. Мне герой моего романа представлялся совсем по - другому. Мои занятия в Академии Художеств. Во многих мастерских то тут, то там стояли статуи Аполонов, Гераклов и Антиноев. Классические стандарты красоты. Если ты уже видишь, каким должен быть мужчина, то так трудно влюбиться в обычного человека. Казалось бы: ну поставь ты статую Геракла у себя на кухне, если тебе красоты не хватает, и выходи замуж за обычного мужчину. А оказывается, все не так просто.
Тем временем, Петя приглашал меня то в кафе, то в кино. Я ходила, потому что у меня просто не было друзей, с которыми я могла бы выйти в люди. К тому же моей матери очень нравился мой кавалер. Прежде чем куда - то идти, Петя всегда заходил за мной и по - пол часа меня дожидался. Я так долго "наводила красоту" что мама мне однажды сказала:
- Таня, это не хорошо, что ты его заставляешь ждать. Он ведь приходит вовремя. - А я никак не могла выбрать какой мне надевать браслет на руку - серебрянный или золотой?
П Е Т Я П Р И Г Л А Ш Е Т В С Т А Р У Ю Р И Г У
Петя однажды сказал мне:
- Таня, а ты любишь гулять по Старой Риге?
- Конечно, Петя, мне это нравиться. - Петя обрадовался и оживился:
- Да я про Старую Ригу такое знаю, да я тебе такое покажу!
- Чтобы увидеть "такое", я собралась на следующий день в Старый город. Я была одета по моде 1989 года.На мне был черный свитер из тонкой шерсти с красными черточками и юбка, с рисунком "куриная лапка". Рисунок этот был черно - белым. К юбке был надет красный ремень. Красный, белый и черный были самыми модными цветами в те годы. На ноги я одела сначала закрытые туфельки, но увидев какая грязь на улице, я переобулась в фирменные резиновые сапоги, которые были очень красивыми и словно лакированными. Наверх куртка и я была готова.
За окном была неплохая осенняя погода. Дул несильный ветерок. О вчерашней буре и проливном дожде никто бы и не вспомнил, если бы не подсыхающие лужи, и грязь на улицах. Кое - где, во дворе моего дома, были повалены деревья, и специальные люди занимались их распилкой и уборкой.
Петя и я встретились на остановке. петя уже в троллейбусе начал рассказывать мне эту историю:
- Этот подвал раскопали археологи в конце шестидесятых годов двадцатого века, когда рядом строили политехнический институт. Тогда то и наткнулись на подземные своды. Открылось несколько подвальных помещений, хорошо сохранившиеся от здания винного погреба тринадцатого века.
- И что конкретно там сохранилось?
- Винные погреба и пиршественные залы, где заключались сделки.
- Вот здорово! Не может быть!- сказала я, - А как туда попасть? Навернгяка все закрыто.
- Есть способ, - сказал Петя. - Там ключник старый и выпить любит. У нас, ребята ему бутылку подарили и он их пустил посмотреть.
- Винный погреб Рижского магистрата находился в Старой Риге на перекрестке улицы Краму и улицы Розена. Узкие кривые улочки Риги были как бы декорациями к Старинному спектаклю. Здание было низенькое, одноэтажное. Все, что сохранилось.
Вход был закрыт. Петя и я, остановились перед дверью.
В О Л Ш Е Б Н И К
- Что, молодежь, интересно? - вдруг откуда - то появился светловолосый человек среднего возраста.
- Здравствуйте! - хором сказали мы с Петей.
- Здравствуйте, здравствуйте, - ответил мужчина. Был он среднего роста, с белыми до плечь волосами и белой длинной бородой. Одет он был в серые брюки и светлую куртку.
- Вы кто? - поинтересовался Петя.
- Ключник, - ответил мужчина.
- Волшебник, - подумала про себя Таня.- Ему бы шапочку островерхую и мантию.
- Мы Вас себе как то иначе представляли, - произнес Петя.
- У Вас, наверное , ко мне дело?- спросил ключник.
- Если Вы тот самый ключник, тогда это Вам - сказал Петя, и протянул ему бутылкцу красного вина.
- Ну Вы чудные, - сказал ключник, - Я ведь ключник винного погреба, у меня вино храниться в больших бочках, - пошутил он.
Петя сконфузился и засунул бутылку обратно в большой пакет. А я спросила ключника - волшебника:
- А вы не могли бы, пожалуйста, пустить нас все здесь осмотреть? Конечно, мог бы, - улыбнулся ключник. Он достал из кармана куртки большой старинный ключ, подошел к дубовой двери и, вставив ключ в замок, повернул его. С резким скрипом открылась большая старинная дверь.
Нашему с Петей взорам предстала старая, местами полуразрушенная каменная лестница, ступени которой уходили вглубь подвала. Стены погреба были выложены кирпичом. Запасливый Петя прихватил с собой карманный фонарик.
- Ух, ты! - только и сказала я. - А Петя посмотрел и сказал:
- Ну и грязища, и паутина тоже, может не полезем туда, Таня? - Дело в том, что Петя был жутким аккуратистом, и как говорила моя мама:
- Прийдет, брючки наглажены, стрелочки заутюжены - такой хороший мальчик. - И хотя Петя сейчас был одет попроще и понебрежней, все же он не представлял себе, как можно спуститься в такое грязное подъземелье. Я хоть и была одета нарядно, все же решила тут все осмотреть, во что бы то не стало.
- Нет, Петя, я пойду, я - быстро, мне очень хочется посмотреть на все это. Кстати, а сколько здесь помещений? - поинтересовалась я, обращаясь к ключнику. Но, ключник уже куда - то исчез, и о нем напоминал только ключ, торчавший в замке.
- Петя? Подождешь меня немного здесь? - спросила я.
- Ну, конечно, - сказал Петя. - Освещая себе путь фонариком, я стала спускаться по лестнице.
Внизу, в стене было какое - то углубление, Я была девушкой начитанной и сразу поняла, что это ниша для размещения светильника у входа в винный погреб. Полы в погребе были настланы четырехугольными плитами. Потом я посмотрела вверх, скользнув по стенам и потолку лучом фонарика. На потолке были устроены перекрестные своды, которые образовывали ромбы.
А еще мне стало немного страшно, ведь я была одна в таком темном, пустом месте. Я уже было хотела вернуться к Пете, но вдруг она услыхала тихую музыку. А в ближайшей стене высвятилась окованная железом дверь. Это из - за нее пробивался неяркий свет и лилась приятная, старинная музыка. Таня сделала шаг вперед, нащупала большое железное кольцо - дверную ручку, и потянула за нее. Дверь медленно открылась.
Р Е С Т О Р А Н
Свидетельство о публикации №224112301067
С уважением Владимир
Владимир Волобуев 28.11.2024 14:36 Заявить о нарушении
Елена Смите 29.11.2024 16:06 Заявить о нарушении