Батлайн долоон, Аша-абгад
Хухэржэ байhан дайда Хухнэ.
Из высказывания Т.Д. под въездной стелой «Харазаргай»
«Аха, дуу хоёр, Аша-абгадууд –Хухнэ, ХараЗарга хоёр» – народное сказание.
Кстати, я слышал историю, что Харазаргай – это не Хара азарга, как принято считать, а Хара газар. О чём свидетельствует выражение: «Ханхайжа байhан газар…»
Как-то Павел Афанасьевич Шабаев, идыгинский парень, поведал мне вот такую историю. Когда-то, давным –давно, нашу булагатскую землю раздирали междоусобные конфликты – войнушки местного значения.
Во главе этого «междусобойчика» стояли два великих рода – Батлайн долоон и Аша-абгадууд. Батлайн долоон – это выходцы из Олой, Отоонхой, Бозо, Харнууд, Yдгэ, Борторог и ещё один брат, который ушел в Бурятию, предположительно в Кабанский район.
Хотя Павел Афанасьевич утверждает, что Yдгэ и Бозо – это одно неделимое целое, но я придерживаюсь той версии, которую слышал от своей матери, Агафьи Асалхановны. Где истина – пусть о ней скажут своё слово историки, а мы же пойдем своим путём.
Аша-абгадууд – это Харазаргай и Кукунуты. Так вот, в те далекие, неведомые нашему взору, времена «ребята из нашего двора», Батлайн долоон и Аша-абгадууд, пошли друг на друга с кольями и стрелами, с дрынами и копьями.
Стояли они плотной стеной друг против друга ровно три дня и три ночи и каждый их них бился не щадя живота своего. Когда третий день сражения подходил к концу, оба войска, утомленные битвой, начали терять былую удаль.
Но никто не хотел уступать, пока ночь не укутала поле боя густой пеленой беспросветной тьмы. Бойцы из Батлайн долоон, уставшие до предела, внезапно погрузились в глубокий сон. Дыхание воинов стало ровным и спокойным, и казалось ничто не мешало их чуткому сну.
Но его соперники, Аша-абгадууд, воспользовались этим моментом. Тихо, словно тени, они покинули поле боя, растворившись в ночной мгле.
И вскоре они исчезли, оставив позади себя лишь следы на земле да тишину, нарушаемую дыханием спящих бойцов. Так закончилась эта великая схватка, хотя её исход оказался весьма необычным. Аша-абгадууд ушли, не потерпев поражения, но и не одержав победы.
В ходе этого противостояния был убит один из сыновей рода «Батлайн долоон». И вот, под покровом ночи, ашабагатцы бежали в сторону Иркутска и дальше вышли на трассу, ведущую на земли современной Бурятии.
В те годы, ни о какой Бурятии говорить не приходилось. И это была единая Иркутская губерния, которая простиралась от «моря и до моря», от территории Красноярского края вплоть до Тихого океана.
А лихие ребята из рода «Батлайн долоон», осознав свое головотяпство, пустили свою конницу во весь опор, вслед за своими врагами. Ашабагатцы ушли ночью, кони не успели набраться сил и были порядком измотаны.
Далеко оторваться от преследователей они не могли, об этом они и сами хорошо понимали. В сложившейся ситуации, они приняли исключительно верное решение. Дабы сохранить жизни не одной сотни бойцов, они пожертвовали жизнями двоих своих малышей.
Зная, что грозный противник не поднимет руку на жизни двух младенцев, они оставили беззащитных детей на пути следования недавних своих противоборцев. Расчет оказался точным. Встретив двух, сиротливо прижавшихся друг к другу детей неразумных, сердца могучих воинов дрогнули.
Они осознанно дали время своим недавним врагам удалиться, а сами, взяв с собой ребятишек, ушли на свои земли. Когда ещё не было дороги от Харазаргая (Кукунут) до Усть-Орды через Идыгу, харазаргайцы и кукунутцы, ездили по старой дороге через Холодянку.
И на этом пути, на небольшом пригорке, была старая Бариса (барьса), старожилы помнят это место. В этом районе, или совсем недалеко от той точки, по словам П.А. Шабаева, есть место, где одинаково хорошо видны и Харазаргай, и Кукунуты, причём не по отдельности, а обе деревни одновременно.
И на том самом месте, где открывается панорама земель Харазаргая и Кукунутов, Наран-Батор, старейшина рода «Батлайн долоон», в котором таилась бездонная глубина мудрости и совершенство разума, чьи седины были белее зимнего снега, изрёк:
— Тэрэ, ханхайжа байhан Хара газарта шэ hуухаш, – указав на одного из младенцев, – сказал старейшина.
— Тэрэ газараан саана, Хухэржэ байhан дайдада, шэни газар болохо, – гэжэ нугоодэ хyбyyндэн хэлэжэ орхибо.
Естественно, Батлайн долоошуул не бросили детей, указав им места будущего проживания, на произвол судьбы. Конечно же они их вырастили, научили всему, что подобает знать главе семейства, и лишь после этого оставили их на «вольных хлебах» под неусыпным своим контролем.
Зачем под боком держать врага? Не лучше ли вражду превратить во взаимовыгодный Союз – такими принципами руководствовались наши предки.
Кто знает, где правда. А что такое история – это факты или красиво придуманная легенда? И легенды были писаны людьми, которые видели события, тех давних лет, под собственным углом зрения.
Вот, как описывал летописец Куликовскую битву:
Схватка началась! Звенели мечи, гремели щиты, земля тряслась под яростью копыта! Обе стороны показывали доблесть и отвагу: там — ряды русских ратников, упорно стоящих за землю свою, здесь — татары, натиском своим, нескончаемым, как волны морские.
В бою немалые воины падали, а крики завоевания раздавались до небес. Так прошло долгое время, кольчужные ратники устали, и кровь лилась рекой. И случилось диво: в самый крайний момент, когда враги начали брать верх, князь Дмитрий, незаметно, но дерзко вошел в бой со своими лучшими дружинниками.
Воспрянул дух у русских войск и, как буря, они устремились в атаку! И с ними был Бог! Все враги, видя силу и единство, в панике отступили, бросая кусочки от страха.
Громогласный клич воскинулся: "Слава Руси!" — и победа сия как светила в небесах, а летопись о том бою, последняя и дивная, будет завершаться из уст в уста, пока солнце светит и ветер веет!
10.11.2024 г.
Свидетельство о публикации №224112301339