Сентенции от конца ноября 2024г
-2-- Я задумался над темами моих постов. Они не о политике, не об истории, не об искусстве и так далее. Есть остепенённые специалисты во всех этих областях и не мне перебивать их. Выходит, я пишу в основном о себе, о своём восприятии жизни моей и вообще. Мне интересно то, что я искренно говорю на широкую публику. И я думаю, что есть люди, похожие на меня, кому мои высказывания интересны или полезны. Конечно, я встречал мнение сугубо практичных людей, говорящих, что если тебе не платят, то не нужно ничего делать. У меня другое мнение. Кроме того я пишу свои посты с удовольствием и отдаю себе отчёт в том, что для многих – это инфантильные и раздражающие их тексты. Спасибо им, что они, в большинстве держат своё неудовольствие от меня при себе. Люди все разные и с разной скоростью взрослеют. По-моему, я уже стал стариком, но не повзрослел до своего максимума. Я всё ещё удивляюсь разным сторонам жизни и заново для себя открываю всем известные понятия и секретики бытия. И я так рад своим мыслям, что делюсь ими.
-3-- На что похожа жизнь? На текст. Они бывают подробными и скучными, без изюминок. Но случается, что оба они дарят нас неожиданными вывертами, не сюжета, а самого тела текста – языка. Телом для жизни является восприятие текущего момента. Нестандартные построения предложений, точные и как бы новые слова, и новые смыслы, то есть игра сюжета – очень украшают текст и жизнь. В этом и некоторая разница между ними. Если над языком мы имеем некоторую власть и сами пишем или воспринимает текст, то отношения с жизнью другие: мы полностью зависим от жизни, это она может нас радовать или огорчать. Есть люди, я не из их числа, которые создают свою жизнь как поэты, и сами рождают красивые её повороты. Здесь я не говорю о тех, кто как Клещ в горьковском на дне, упорно чинит ржавые замки. Есть и подобные авторы, последовательно и скрупулёзно выписывающие подробности сюжета, забыв о возможностях языка привнести свой красивый смысл в создаваемый текст. Меня завораживают тексты, где язык, как метал под кузнечным молотом, принимает удивительные формы и несёт новые содержания или как ливень, напавший на землю, вдруг растекается по ней струйками невероятных траекторий, похожих на веточки дерева. Чем ещё схожи тексты с жизнью? Да тем, что ни тексты, ни жизнь невозможно однозначно интерпретировать. Каждый день у нас разные впечатления и понимания и текста, и нашей жизни. Ещё раз: и тексты и жизнь способны к таким поворотам, изгибам, формам, которые нельзя было заранее предвидеть. И это особенно удивительно и прекрасно.
-4-- Есть понятие или чувство, которое я называю «сцепленность с жизнью» в противоположность с чувством сна, дремоты, безвольного состояния. Шофёры, вынужденные управлять машиной с учётом многочисленных жизненных проявлений – хороший пример крепкой сцепленности с жизнью. Решительные, грубые или тонкие, но жестокие, злые люди – тоже пример надёжного, крепкого взаимодействия с происходящим. И наоборот, нерешительные, безвольные, добрые, мягкие индивидуумы не имеют фрикционной связи с текущей мимо них жизнью. Они её пропускают вперёд и остаются со своими внутренними переживаниями, мыслями, ощущениями далеко позади от того что происходит вокруг них. Войны, боксёры, охотники, начальники производств, повара, артисты – поневоле имеют жёсткую связь с происходящим. Писатели, художники, подкаблучники, обломовы, представители гуманитарных наук часто не имеют сильной связи с реальностью, то есть с жизнью, и не обладают харизмой и обаянием противоположных им людей.
-5-- Вспоминая себя, свои мечты я выделяю, например, следующую мечту, которую я, наивный, долгие годы лелеял. Мне хотелось, чтобы я всё понимал: и почему мои знакомые сказали мне что-то, и почему есть разногласия между Россией и Западом, и почему мне хочется нечто, и как устроены все научные дисциплины, которые я хотел бы постичь, и почему я болею иногда, и что есть смерть, и почему люди так зависят от своей человеческой формы, которая задаёт нам свои уроки, что есть страх и как бы как бы не бояться ничего, и что такое красота, и как возможны люди, насилующие и убивающие, и обманывающие других, и что такое магия и волшебство, и что я хочу от жизни, …, и многое другое. Мне бывало очень интересно и завидно слушать, как мои умные друзья объясняли мне что, да почему я должен сделать для них. Их модели происходящего были очень красивы и так убедительны, что я начинал в них верить. Прошли десятки лет и эта моя мечта трансформировалась в другую. Мне теперь хочется, чтобы я всегда пребывал в состоянии уюта и спокойствия. Зримый образ такого состояния – образ комиссара Мегрэ в сериале, который уже несколько недель я смотрю по каналу «Культура» в 22-15. Я достигаю такого состояния поздно вечером, когда моя семья уже спит, а я – то у компьютера, то смотрю «Мегрэ», то пригублю рюмку вина, то сочиняю очередную сентенцию, то наблюдаю с моего высокого 11-го этажа в окно за мигающими огоньками города и небом, подсвеченным луной, то читаю интересную книгу. В такое время я ощущаю счастье.
-6-- Человеку свойственно надеяться и ожидать нечто. Некоторые надежды вредны. Я, например: часто надеюсь на чудо, которое вот-вот случится. Например: молясь, мы ждём чуда, а оно не происходит. Конечно, нужно, не ожидая чудесного, своё внимание и слова отдать образам, заключённым в молитве и этого достаточно. Когда влюблён, то смотришь на любимую как на чудо, что тоже не полезно: нужно понимать и видеть просто любимого человека. Этого достаточно. Когда клянёшься себе в чём-то – не нужно плакать и бить себя в грудь, достаточно верить произносимым словам. Этого достаточно. Почему? Потому, что это трезвее, умнее, честнее и вернее чем пустые надежды на магическое. В словах молитвы, в клятвах, в чувствах к любимой содержится магическая начинка, но взывать к ней самовольно – не следует: этим обесцениваются твои действия, так как магическое – это особая технология и она не связана с экзальтацией, а если шаманам и жрецам она необходима, то нам это не поможет. Удивительно, но простое произношение молитвы, когда внимание не гуляет по сторонам, а сопровождает наши слова – это правильное, верное и эффективное действие, доступное простому человеку. Аминь!
-7-- Всем известны такие персонажи как Гитлер и Сталин. Они были как боги – недосягаемы для любого человека. И, тем не менее, их цель – принести благо своему народу, в этом сомнений нет. Но есть противоречие между их исключительным положением в своих странах и целями их усилий. Они принесли в жертву этим целям миллионы своих сограждан. Почему же они, считающие себя неподсудными, стоящими над законом, не задали себе простой вопрос: а что те люди, которые были умерщвлены по их указаниям, качественно, принципиально отличаются от них – вождей? Ответ им был ясен, ведь они были умными, не дебилами. И, тем не менее, они по непонятным фантазиям считали себя в праве казнить и миловать. Конечно, это право давала им их должность. Но они, как умные люди, должны были понимать, что все должности, и их тоже, - это условности. А если они жертвуют миллионами своих же людей, то как же возможно ожидать, что они творят благо для своего народа? Расчёт на то, что этим благом воспользуются потомки – просто глуп. Если они неимоверными усилиями и везением сумели навязывать свою волю народу, то кто же и как будет продолжать их дело после их кончины?
-8-- Я удивляюсь: почему интересные мысли и чувства, и вдохновение – не постоянно со мной, а приходят, когда хотят, чаще поздними вечерами, когда моя семья – спит. В принципе непонятно, где триггер, включающий особое, творческое состояние. Хорошо, что у меня этот включатель – не зависит от алкоголя и табака. Но что же за устройство такого триггера? Я думаю, что необходимым условием является спокойствие и чувство уюта душевного. Тогда грибница интересных мыслей и чувств дарит не только поганками, но и белыми и красными грибками. Ещё источник вдохновения – это волшебные сны, но они много реже чем чувство спокойного уюта. В любом случае творчество – это состояние души, ощущения неуловимых её движений, предчувствий и интуитивных пониманий. Также воспоминания, детства, юности и зрелых лет приносят оливковые веточки прозрения и благости. Я помню своих друзей, которые достигали искомого мною состояния, просто напрягая своё внимание, ум и душу. Я наблюдал, как в них включался и начинал работать маховик души и они тут же выдавали интересные соображения и смыслы. У меня такого никогда не было: чем больше я напрягался, тем более серыми и бедными были мысли, сообщавшие мне сплошь трюизмы.
-9-- Я постоянно и, к сожалению, замечаю, как много хамов встречается на улице. Чаще - это подростки, вырывающиеся на простор улицы к 14 часам дня, когда заканчиваются их мучения в учебных заведениях. Они идут стаями по несколько десятков человек. Орут, визжат, награждают друг друга пинками, а сегодня в парке, который они пересекали, оглашая окрестности криками, я видел, как они тащили белую резиновую женщину и, обнимая её, и, вырывая друг у друга, изображали половой акт. Взрослые бывают такими же: застолья, устраиваемее ими не реже пары раз в неделю – это мучения для соседей, ибо не разговаривают за столом, а орут. Их хохот – это тоже надрывный крик. И тем не мене все эти люди успешны. Они довольны своей жизнью. У них большие семьи, он постоянно смеются и радуются чему-то. Я догадываюсь, почему они так громко орут. Они хотят, чтобы их заметили и восхитились ими. Они постоянно так хвастаются собой. Это характерно и для интеллигенции, когда она пирует. Те же громкие разговоры и перебивание друг друга. И я – такой же, когда слишком выпью. Хвастовство – большая и глупая сила.
-10-- Нынче телевидение даёт возможность сравнить наши наивные старые советские фильмы с современными жестокими американскими. И что же выявляется? Наши, русские люди наивны, искренны, открыты, многие даже добры. Американцы – сильны и характером, и телом, скрытны, коварны, подлы, жестоки, умеют вести хитрые игры с теми, кто им встретился на пути. Конечно, на их фоне наши русские – почти ангелы, что, конечно не так. Но русская жизнь, как деревенская (Вас ожидает гражданка Никанорова), так и городская (Иду, шагаю по Москве) вызывает светлые, добрые впечатления. А американские фильмы оставляют усталость и разочарование. Правда тоже западные, но итальянские опусы в кино с Софи Лорен и Мастрояни – чудесные: добрые с жизнерадостным послевкусием. И шведское старое кино – «Земляничная поляна» - тоже очаровывают светлой грустью по проходящей жизни. Общее впечатление таково: старые фильмы и европейские и наши удивительно хороши своей добротой и мудростью. А современные – и Западные, и Российские – примитивны, вызывают раздражение и злость. Конечно, упомянутые западные и российские старые фильмы созданы гениями, а современные фильмы, демонстрируемые по телевизору, сбацаны заурядными менеджерами. И эта общая тенденция: и политики и люди искусства в прошлом были как гиганты на фоне их современных аналогов.
Свидетельство о публикации №224112300145