Сергей Радонежский собиратель русского народа
Сергей Радонежский (1314–1392г.) не без основания считается духовным собирателем русского народа, создавший идеал Святой Руси, с его деятельностью связан невиданный взлёт русской духовной культуры. Во время строительства храма в 1422 г. были обретены его нетленные мощи, одного из самых почитаемых на Руси святых. Сергий Радонежский был духовным лидером и монашеским реформатором средневековой Руси. Вместе с Серафимом Саровским (1759 – 1832 г.) из Курска он является одним из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Троицкая Сергиева лавра - крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре. Крупнейший центр образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. Место нахождения Московской духовной академии. (Л1)
В 1337 г. Сергий Радонежский, тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холме Маковец, в десяти верстах от Хотьково. Это событие и считается датой основания Троице-Сергиева монастыря. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 г.). Первые монастырские сооружения - храм святой Троицы и несколько келий - занимали лишь малую часть современной территории лавры, располагаясь в её юго-западном углу. В 1355 г. по благословению Константинопольского патриарха Филофея в монастыре Сергием вводился общежитийный устав. Игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Варфоломея в монахи под именем Сергия. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский. Типологиически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV - начала XV века. Московский князь Дмитрий едет к Сергию за благословением на Куликовскую битву. И это, пожалуй, единственный момент, связывающий в нашем сознании фигуру Сергия и Московское княжество, которое в те годы уже уверенно претендовало на роль главной и единственной силы, способной объединить Русь. Между тем история возвышения Москвы во второй половине XIV в., и есть история Сергия. В 1374 г. летопись фиксирует: «Князю великому Дмитрию Московскому бышеть розмирье с тотары и с Мамаем». «Розмирье» – это и есть война. А предшествовал ей общий съезд русских князей в том же году в Переславле-Залесском, где была достигнута договорённость о совместных действиях против Мамая. Русь стала единой не на Куликовом поле, а именно тогда. И с деятельным участием Сергия. Сам съезд, на котором обсуждались вопросы политического и военного единства, был грамотно замаскирован под торжества по случаю рождения и крестин сына князя
- 2 -
Дмитрия. Крестил новорождённого Юрия игумен Сергий. И есть все основания предполагать, что именно его присутствие и его речи подтолкнули русских князей признать главенство Москвы. Авторитет Сергия к тому моменту был почти непререкаем. Многие считали его святым. А многие, особенно властители русских княжеств, помнили, как Сергий исполнял роль «руки Москвы». Когда надо, эта рука была мягкой. Скажем, в 1363 г. Сергий отправился в Ростов под благовидным предлогом – захотелось «помолитися чюдотворцем». Заодно он должен был примирить с Москвой князя Константина Ростовского, который за пару лет до того отшатнулся от малолетнего московского князя Дмитрия и поддержал его конкурента в борьбе за великокняжеский престол. Сергий умудрился сделать так, что князь Константин «обязался после сего быть в совершенной зависимости от вели-кого князя московского». «Рука Москвы» в лице Сергия действовала жёстко. В 1365 г. летопись сообщает: «Московский великий князь послал в Нижний Новгород к князю Борису игумена Сергия, зовя его к Москве, чтоб примирить с братом его, князем Дмитрием. Борис же не поехал.» И тогда Сергий «затворил церкви в Нижнем Новгороде». Мера крайняя. Она лишала русского человека самого главного – возможности крестить детей и отпевать покойных, венчаться и причащаться. Но действенная – мятежный князь уже через неделю был вынужден склониться перед волей Москвы. А в 1389 г., за три года до смерти, Сергий совершил настоящую революцию. Он скрепил завещание Дмитрия Донского, которое предполагало новый порядок престолонаследия – от отца к сыну. Раньше власть отходила к старшему в роду, из-за чего случались смуты, войны и разорения. После Сергия же всё встало на свои места. Москва главнее всех. Московские князья правят Русью, сохраняя верховную власть в своей семье. Эта «монастырская колонизация» стало законом, который дал благословение сам Сергий Радонежский. Распространялась она в основном на север – юг, восток и запад находились под властью чужих и враждебных государств. Ещё одно деяние Сергия, которое перекрывает все иные его политические достижения. Он шёл на серьёзный риск, ибо был в курсе всех последних событий в Константинополе, а там шли ожесточённые споры вокруг Григория Паламы, создавшего обоснование практики исихазма, т. е. «тишина, спокойствие, уединение». Противников и гонителей у Григория Паламы было множество. В 1344 г. его отлучили от церкви. Но в далёком «варварском» Радонеже нашёлся человек, который принял идею «умной молитвы». Паламу оправдают, спустя 7 лет, признают «защитником благочестия», а потом и вовсе канонизируют. С точки зрения здравого смысла выбор Сергия был чистой воды авантюрой. И всё же он решился – благодаря Радонежскому игумену Русь называют второй родиной исихазма. Ещё при жизни Сергия, в 1389 г., русские исихасты обосновались на острове Валаам в Карелии. После становится известной Михаило-Архангельская обитель – из её «подмонастырской слободы» со временем вырастет город Архангельск, который на протяжении многих лет будет единственным морским портом России. В итоге Север со всеми его недрами, богатствами и перспективами развития был освоен людьми, которые были полностью лояльны Москве. Русский Север стал залогом того мощного рывка, что сделал невеликое Московское княжество империей.
Крупное средневековое сражение между объединённым русским войском во главе с Великим князем Владимирским и князем московским Дмитрием Ивановичем и войском правителя части Золотой Орды Мамая, состоявшее-еся 8 сентября 1380 г. в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на Куликовом поле (Тульская область). Решающая победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига, которое в эпоху, последо-
- 3 -
вавшую за Куликовской битвой, существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. (Л2)
Литература.
1. К. Кудряшов “Бросок на Север. Как решение Сергия Радонежского
сделало Русь империей”. Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24.
14.06.2023 г.,стр.22
2. Википедия. Сергий Радонежский. (https://ru.wikipedia.org/wiki/
Сергий_Радонежский)
Материал подготовил Львов Ю.М. 13.07.2023
Свидетельство о публикации №224112301612