Природа и человек
2. Этим исключением стал человек. Он ставит перед собой цели и выбирает средства. Он выделился из природы, порвав с ней именно благодаря целеполаганию. Создание второй природы – искусственной среды обитания – сделала человека в этом плане внеприродным существом. Цели человека простираются за границы первой природы. В этом лежит причина конфликта человека и природы, поскольку вторая природа не подчиняется требованиям первой. Средства достижения целей лежат не в области природы, а в области общественных отношений. Нет никакой потаенности, никакого по-става в смысле Хайдеггера, которая вытягивается техникой из самой первой природы. Техника – сугубо человеческая затея, хотя она и опирается на закономерности природы, использует их для выхода за ее пределы. Хитрость разума принадлежит человеку, а не природе, поэтому она (природа) не нашептывает технике вариантов развития. Наука открывает пути преобразования природы в нечто иное, техника изобретает инструментарий преобразований, - и то, и другое отделяет и удаляет человека от природы. Природа может быть и за, и против. Но ее протесты могут быть проигнорированы. И тогда она гибнет.
3. Биомедицинские, биотехнологические и другие проекты лечения и улучшения человека совмещают природу, технику и науку в едином комплексе воздействия на организм и среду обитания. Это попытка примирить противоречащие друг другу сущности – по крайней мере до тех пор, пока не будет найдена их общая платформа. Вопрос в том, найдется ли на ней место человеку в его сегодняшних измерениях, прежде всего - гуманитарных. Биоэтика как междисциплинарное знание ближе всех к корректной постановке этой проблемы. Постнеклассический тип этого знания связан с общечеловеческим масштабом всех его основных компонент: объекта, субъекта и средств познания. Но этот масштаб дробится на части социальной организацией, социальным устройством человеческого общества. Возможна теория экологии, возможны программы и проекты, но невозможна – пока! - всеобщая экологическая практика.
4. Гармония человека и природы возможна только на основе разума, разумного целеполагания, слышащего голоса природы и следующего им. Но и в обществах, и во второй – а теперь уже и в третьей (информационно-числовой) природах – другие доминанты. Компромисс между природой и человеком потребует радикальной перестройки общества. Прогресс, благосостояние, эксплуатация ресурсов, политические игры, ценности преуспевания и прочие прелести цивилизации не монтируются с первой природой. Накопленный массив экологического знания не становится в пределах планеты основой для сохранения того, что осталось, и для воспроизводства того, что гибнет. Фрагменты живой природы, очень важные, не в силах воссоздать целостной земной ойкумены, которая есть условие выживания фрагментов. Не срабатывают международные механизмы подчинения цивилизационных устремлений интересам природы. Они должны быть более жёсткими, основанными на приоритете общечеловеческих ценностей с преодолением суверенитетов отдельных государств. Но это же утопия.
Свидетельство о публикации №224112301668
•
Хотя странно, мысли-то обнадёживающие, а называются утопией...
--
Что-то с /этим/ міром не так.
-
«То, что в учебниках землян ещё называется "голубой планетой", на картах инопланетян давно проходит как "жёлтый дом"».
Хомуций 25.11.2024 12:59 Заявить о нарушении