Журналист Андрей Максимов. О счастье
Целый год я собиралась с духом подойти к Андрею Максимову: известный журналист, писатель, драматург, преподаватель и «живой философ» невольно пугал меня своими званиями и знаниями. Кто бы мог подумать, что мы будем говорить с ним о счастье и любви?
- Андрей, странное дело: вы из людей немногословных, пустых слов на ветер не бросаете, а на радио представляете (2013) программу «Многослов»…
- Забавно… Мне всегда казалось, что я, наоборот, говорю очень много слов. Ведь всё, что я делаю – а делаю я много разных вещей в жизни – так или иначе связано с разговорами.
- Отсюда, наверное, и название вашей книги «Многослов»?
- Да нет, у книги была немного другая история. Однажды я захотел порассуждать о словах и попытаться с их помощью понять смысл жизни. Сел писать книгу. Процесс очень меня увлек. Но с названием книги я никак не мог определиться. В один прекрасный день я провожал кого-то в аэропорт Домодедово, шел по терминалу, а в голове как раз крутились варианты названий. И настолько я увлёкся, что не заметил, как входные двери аэропорта начали закрываться. И долбанули они меня так, что в мозгу сразу вспыхнуло: «Многослов!». Я потер лоб и понял, что мне ужасно нравится это ёмкое слово. Вернулся домой и дал, наконец, имя своей книге. А одноименная программа на радио появилась уже потом.
- Простите за неудобный вопрос. Ваш «Многослов» толкует разные слова, но ведь об этом писали и раньше. Вот Михаил Задорнов придумал теорию возникновения слов, которой «кормил» со сцены зрителей. Михаил Веллер написал об этом же целую книгу. Я уже не говорю об Ожегове и Ушакове. Вы считаете, что всех переплюнули, или просто скромно дополнили?
- Вы еще не упомянули музыканта Вячеслава Бутусова, который тоже писал на эту тему. Объясняю. Ожегов и Ушаков – это чистые словари. Про трактат Задорнова первый раз слышу, а книгу Веллера, признаться, еще не читал (2013).
Тут ведь какое дело… Мне кажется, каждому человеку важно понять смысл слов, чтобы понимать смысл жизни. Просто я счастливый человек уже потому, что это делаю, пишу об этом и даже печатаю. И это продается и активно покупается.
Мне кажется, каждый человек должен составить в жизни свой «Многослов», чтобы понять, например, какой смысл лично он вкладывает в слова «любовь», «дом», «дети»…Согласитесь, это очень важно.
- А не достаточно ли одного ощущения смысла слов, чтобы не вникать в их длинные словесные формы?
- Знаете, я на лекциях привожу один такой пример. Мальчик встретил девочку. Он знал, что любовь – это когда ты провожаешь ее до дома. А девочка знала, что любовь – это когда тебе дарят цветы. И она быстро расстались, хотя мальчик честно провожал девочку до дома. Но девочка знала, что любовь – это когда дарят цветы. И она подумала, что этот мальчик просто ее не любит…
История случилась на самом деле: этот мальчик потом приходил ко мне на консультацию.
Я вообще считаю, что любой выбор надо делать, основываясь на интуиции. Идти или не идти, делать или не делать – тут надо прислушиваться к своим чувствам, их не обманешь. А вот жизнь нужно строит, исходя из понимания разных определяющих слов. И если у нас с другими людьми эти понимания совпадают, мы будем счастливо с ними общаться. У нас просто будут совпадать наши «Многословы».
- Ну а если понимание любви у людей разное, но они при этом живут вместе?
- Они никогда не будут по-настоящему счастливы. Им будет постоянно мешать их разные представления о жизни и единого целого не получится.
Я работаю в жанре высказываний. Поэтому моя задача не речь истины, а убедить людей думать не про всякую фигню, а про то, что касается каждого отдельного человека. Потому что от этого может меняться его жизнь – в лучшую или худшую сторону.
- Андрей, а ваша жизнь сильно изменилась после того, как вы написали свой «Многослов»?
- Моя реальность стала сильно меняться уже с того момента, как я начал писать «Многослов». Скажем, серьезно заниматься психологией я начал еще до «Многослова», но книга дала к этому значительные толчки. Да что там – я и сам изменился! Потому что эта книга позволила мне разобраться в самом себе.
- И вы стали от этого счастливее?
- Я так не могу сказать. Но я стараюсь искать в жизни гармонию, делать только то, что мне интересно.
- Тогда вы точно счастливый человек. Большинство людей себя насилует : или живут с нелюбимыми, или годами ходят на нелюбимую работу…
- Позвольте не согласиться. То, о чем вы говорите – удел меньшинства. Вот такие люди потом и приходят за помощью к психологам в поиске выхода из кризиса, в который сами себя же и вогнали. И это очень трагично. А большинство, которое себя не насилует, живет без этих проблем.
Я, например, сейчас пишу одну книгу, она называется «Психофилософия. Книга для тех, кто перепутал себя с камнем».. Тяжело до такой степени, что я не сплю по ночам, выкуриваю по десять трубок. Но это проблема, которая меня совершенно не разрушает, потому что решать ее мне интересно. И я счастлив от этого. (Книга вышла в 2017 году в издательстве «Питер» - прим.авт).
Нам, вообще говоря, трудно представить, что человеку может нравится его профессия водителя. Нам проще представить себе, что человеку нравится быть телеведущим, чем быть опытным водителем. А между тем есть масса людей, которым нравится профессия водителя, или бухгалтера, или врача. И такие люди часто звонят мне на программу «Многослов».
А человек, который занимается нелюбимым делом, просто обречен на фрустрацию.
Если вы живете с нелюбимым человеком, вы и сами разрушаетесь, и другого разрушаете. И никакой перспективы счастья у вас нет да и быть не может. Точно также и с работой. Жить с нелюбимой работой невозможно. Это просто путь в никуда.
- Хочу вас просить как практикующего философа. Люди делятся на две группы: на тех, кто в жизни пыхтит и благодаря неимоверным трудностям достигают намеченной цели, и тех, кто делает всё нарочитой небрежностью, легко, почти шутя – и жизнь осыпает их с ног до головы…Что же нужно сделать, чтобы попасть во вторую группу счастливых обладателей всего, чего душа желает?
- Я не считаю себя философом, а что такое практикующий философ, вообще не понимаю. Просто ко мне иногда приходят люди поговорить – вот и всё.
Что же касается сути вашего вопроса, то, на мой взгляд, надо, чтобы тобой первично двигало желание, а не способы его достижения. Проще говоря, надо, чтобы тебе очень хотелось! (Смеется). А способы достижения – это всё вторично.
Тебе хочется чего-то? Отлично! Вставай и делай, достигай свою цель с желанием и радостью, а не вопреки всем и всему.
Счастливый тот, кто живет так, как ему хочется. А чтобы так жить, ты должен четко понимать, чего же тебе в этой жизни хочется.
Самое удивительное, что это знают немногие. Не знают потому, что не задумываются над этим. Но те, кто знает, живут счастливо.
Люди зачастую подменяют причину и следствие. Ставят для себя те цели, которые не близки их природе и поэтому загоняют себя в тупиковые ситуации. Не занимаются делом, которое им интересно, потому что им кажется, что оно не принесет денег. Поэтому они сначала меняют занятие на то, что не по душе, а потом кричат, что всё плохо и находят тысячу причин, чтобы оправдать самих себя.
Форс-мажор – это болезни, это несчастные случаи, болезни близких. Всё остальное делаем в своей жизни мы сами, поэтому и живем не счастливо, а просто так.
- В своей книге вы пишите: «Сегодня интеллигенция перестала быть для власти авторитетом. И я не убежден, что в этом виновата власть…». Я не претендую на статус Чернышевского, но задам его же вопрос: что делать?
- Увы, интеллигенция не станет в ближайшем будущем тем, кем она была раньше – авторитетной направляющей для власти и общества. И не потому, что у нас плохой «царь» или общество, а потому, что у нас такая вот интеллигенция. Она сделала всё, чтобы потерять свой авторитет. Быть может, пройдет время и «другие по живому следу пройдут», как писал Пастернак. Но это будет не завтра. А пока наша интеллигенция – чудесные, милые люди - не обретет потерянный авторитет. К этому надо относиться, как к данности.
- Ну а ваш-то какой личный вклад в движение вперед? Неужели тоже сидеть и ждать, когда придут люди новой формации?
- Я работаю для людей, которым интересно думать. Я пишу книги для таких людей, консультирую таких людей, учу их в Московском институте телевидения и радио «Останкино» - в надежде на то, что когда они станут взрослее и опытнее, они займут эту нишу и откроют другим, насколько это интересно – думать.
Судя по звонкам в нашу студию, и среди народа России есть масса интеллигентных людей – интеллигентных по образу мыслей и образу жизни. Эти люди заняты делом, которое адресовано другим. Делают они его, как правило, хорошо и талантливо, с любовью. И так ли это важно, что это – театральная постановка, или вождение троллейбуса. Они сами получают от своего занятия удовольствие, находят в этом свой интерес или общественную пользу, и дарят другим людям удовольствие от общения с ними. Это как раз и есть формула счастья, о которой мы с вами говорили. Круг замкнулся.
(2013 год, журнал «Время шансона»)
Свидетельство о публикации №224112301793