Важность плеяды

Огромное значение для своевременного признания гения имеет его окружение.

При этом люди из этого окружения талантливы и лишены зависти. Глупо предполагать, что Пушкин так легко бы прославился при жизни, не будь его современниками Вяземский, Жуковский, Баратынский, Веневитинов или тот же Булгарин, который, между прочим, за 100 лет до появления десанта предсказал его появление. Даже враги Пушкина были талантливы.

Или Моцарт. Еще до его рождения по Европе прокатилась мода на "детей-вундеркиндов" - Кристиан Хайнекен (не доживший и до пяти лет), Баратьер.

Но эпоха Моцарта знаменита не только "солнечным мальчиком", но и Францем Майхельбеком, Шобертом (не путать с Шубертом), Мысливичеком (послушайте Шоберта и Мысливичека - не поймете, что слушаете не Моцарта, а других композиторов) и Леопольдом Кожелухом (чью Симфонию соль-минор (Op. 22 No. 3 P.I 5) я настоятельно рекомендую к прослушиванию - хуже не будет, а катарсис переживете).

А Сикстус Бахман, о котором вы, скорее всего, читаете в первый раз? Бахман куда ближе концу 19-го - началу 20 века, чем все его современники, свидетели конца века восемнадцатого. С другой стороны, разница между Моцартом и Бахманом именно в том, что "Лакримоза" Моцарта будет звучать и в последние дни это мира, а Бахман, всего лишь, забежал на 100 лет вперед. Впрочем, попробуйте сами "забежать" вперед, и посмотрим. Хотя... зачем нам это, скажете вы?

Как бы то ни было, гений должен быть окружен теми, кто в состоянии понять и оценить гениальность. И тут речь не о "гениях" - создателях черных квадратов или любителей прикрепить банан к стене черной изоляционной лентой, не о тех, кто теряет рассудок от безмозглых инсталляций и/или бредовых перформансов, а о настоящем искусстве. Невозможно, чтобы человек, который всерьез считает искусством черный квадрат на белом фоне или пособие для психиатра, называемое "Герникой", в состоянии трезво воспринимать окружающую действительность. А современники перечисленных мной гениев являлись людьми здравомыслящими, с четкой гражданской позицией. Например, упомянутый Кожелух отказался от места придворного композитора архиепископа Зальцбурга, заявив, что "что там, где не смогли удержать такого музыканта, как его предшественник, и ему нет смысла рассчитывать на уважительное отношение". Его предшественником был
Моцарт.
 Ждать подобного поступка от современных "антиллихентов" постсоветского розлива или от "интеллектуалов" на Западе - гиблое дело. Те, кто сегодня критикую власть, будь они японцы или американцы, исландцы или австралийцы, завтра же начнут угодничать перед ней, лишь бы их допустили до кормушки - напомню: речь о современных представителях культуры и искусства, имя им легион, и национальность, как и раса, в данном случае не играет никакой роли. Наши современники ОБМЕЛЬЧАЛИ. И пусть бы мельчали, так они и проповедуют и пропагандируют свою мелкомасштабность, вот в чем беда.


Рецензии