Не рецензии. Правда как бренд

Дьявол носит Правду как бренд, не амнистируя лучшее в нас — лишь подсчитывая худшее. Но почему мы даём ему что считать, если и хорошими быть умеем?

Возможно, потому, что ненависть к несвободной и необнуляемой жизни хуже, чем страх перед ним... Примерно в этом роде (и намного презентабельнее) размышлял Джон Фаулз, настоящий писатель из прошлого века, грамотей и остромыслец.
Автор воистину толстых романов с тонкими рассуждениями и не худеньких тоже "повестушек" с бередящими смыслами. Чем меньше у Фаулза объём, тем прочнее до читателя доходит его любимый эффект. Достижения Энигмы: потусторонних ощущений, сдвигающих твердыню реальности. С её знаниями, характером, этикетом и даже глубинной верой во что-то там. Да хоть в правду, которая всё же одна и видна даже в небрежно накинутой на "владельца бренда" мантии..

В компетентно составленный сборник повестей "Башня из чёрного дерева" включены пять очень разных произведений. Но и от почти исторического перформанса "Элидюк", с базой народного предания, веет мудрой притчей. От "Бедного Коко" — трагифарсом и басней. А псевдодетектив "Энигма" и вовсе дышит чеховским театром. Заглавная же повесть книги разрушает и создаёт сразу, разрешает всё и запрещает даже думать об этом... Словом, не зря издание с меткой 18+, совсем не зря.

Отчего же оно попало в наш список? Из-за подспудного хоррора, смешанного с "пасхалками" в стиле магического реализма писателя. Он не автор для гладкого жуткого чтения (со скримерами в якобы непредсказуемый момент), герой тут заносит нож на паузе, чтобы просто отрезать ветчины...
Но вот для чего он держал его в руке долго и угрожающе? Знает тот, кто носит Правду как бренд, да ещё объективный наблюдатель Фаулз.

Хладнокровный творец субъективных попыток своих персонажей пережить уготованный им опыт.


Рецензии
Было время,когда в моем окружении читали Фаулза, бурно обсуждали - пришлось и мне. Жестокая его Правда, часто психологически экспериментальная, словно он мстит своим персонажам за что-то - "объективно наблюдая со стороны уготованный им опыт".
Не подготовленному человеку со слабой нервной системой не рекомендовала бы его читать. Такие у меня, Ольга, воспоминания о творчестве этого писателя. А ваша "не рецензия" - вполне интересна и убедительна - с предлагаемой вами точки зрения.
С наилучшими, Л.

Лидия Шатилова   26.11.2024 22:01     Заявить о нарушении
Лидия, благодарю Вас за прочтение и диалектические наблюдения!
Солидарна полностью: Фаулз болезненен и по-своему непокорим... И для меня остаётся автором-волхвом, магическим шаром, чьи символы и образы слишком всеохватны, всеядны, что ли.
Часто к нему возвращаюсь, но ухожу снова, пусть и не без вдохновения - однако так и не отдохнув.)

Ольга Орляцкая   27.11.2024 01:17   Заявить о нарушении
Понимаю, Ольга, о чем вы - отдыха у этого чтива точно нет, там работа, при чем - напряженная, и, желательно, избирательная! Чтиво для опытного человека, даже для специалистов, но не для широкой аудитории.

Лидия Шатилова   27.11.2024 20:14   Заявить о нарушении
Совершенно точно! И ещё всегда горюю над невозможностью - рассказать о Фаулзе просто - даже в обычном отклике на произведение. Всё-таки в мировой традиции критики этот автор стал заложником высокоинтеллектуальных стандартов магического реализма.

Ольга Орляцкая   29.11.2024 09:17   Заявить о нарушении
Согласна, Ольга, что Фаулз недооценён современниками. По мне, так он еще и высококлассный психоаналитик, раскрывающий способности одних людей экспериментировать над чувствами других, посредством художественного слова и ярких самобытных образов.
Удач вам, Оля, в творчестве и жизни!

Лидия Шатилова   29.11.2024 17:13   Заявить о нарушении
Большое спасибо!
Адресую "всё самое наилучшее" ответно.

Ольга Орляцкая   29.11.2024 17:20   Заявить о нарушении