Обида
Физической формой жизни занимается наше тело- кушает, пьет, дышит, работает, отдыхает, иногда болеет, очень часто ленится, и т.д.
Психической (эмоциональной) стороной нашей жизни ведает внутреннее «Я» , в быту оно носит название «Душа».
«Душа»- вещь хоть живая и тонкая, но не материальная.
Бывает различных размеров и расцветок, твёрдости и и мягкости, глубины и чувствительности .
А самое главное- она вместилище наших эмоций и памяти. Из набора её различных качеств формируется характер человека, его психотип ( по научному),- его главное отличие в человеческом (стаде) обществе от других.
И, конечно, «Душа» имеет свои гендерные и возростные особенности, что хорошо и плохо одновременно.
Отношение людей – это отношения их характеров, взаимодействие их «Душ» на уровне эмоций.
Достаточно сказать про кого-то:
-«Аааа! Это тот, который? Да он…»,- и уже сформировано мнение и отношение к человеку.
Конечно, оно может быть ошибочным, несправедливым, и даже заведомо ложным, если у говорившего человека есть претензии, обида на того, про кого зашла речь.
Вот об обиде, как об эмоциональной составляющей понятия «справедливости», «честности» я и хочу рассказать на примере случая из моего далёкого детства.
В народной мудрости бытует такая поговорка:
-« Женщины всё (обиды) прощают, но никогда не забывают.
Мужчины (обиды) никогда не прощают, зато их забывают».
Конечно, в реальной жизни не всё так просто и однозначно.
Если судить по себе, то у меня почему-то явно женский взгляд на житейский случай – обиду.
Того человека, который меня обидел до слёз ( а я был не плакса), я давно простил.
А вот наш конфликт помню, даже в деталях, до сих пор.
По характеру я не злопамятный, не мстительный.
На обидчиков (а такие, к сожалению, встречались в моей жизни) я не призывал Небесные Кары, не старался им «подложить свинью» или сделать другую гадость "в отместку".
Я просто их «вычеркивал» из моей жизни.
И, как ни странно, жизнь сама их наказывала, и порой жестоко.
Вот поэтому я уже давно ни на кого и не на что не обижаюсь. Так и нервам (читай «Душе») спокойней.
Как мне кажется ( возможно я и ошибаюсь) , у нас, славян, особенно обострено чувство справедливости.
Оно в нас воспитано с детства добрыми сказками и мультиками, а в моём случае- и «честью ленинградской послевоенной улицы».
Стать изгоем двора или школьного класса можно было за одно нарушенное «честное слово».
Любое «справедливое» наказание за проступок ( а мы было далеко не ангелы!) воспринималось спокойно, без обид .
Зато как нестерпимо горько и обострённо больно воспринимались незаслуженные, несправедливые наказания.
Вот тогда дело могло дойти даже до «скупых мужских слёз», как и случилось в том случае, о котором я хочу рассказать.
-« Дело было летом, летом,
дело было знойным летом» ….
в любимой мной Новгородской области, знаменитой замечательными пейзажами русской природы, и не менее замечательными русскими людьми.
Мы, питерские мальчишки – «дачники», вместе «местными» деревенскими мальчишками целыми днями могли пропадать на небольшой речке «Веребушке», протекавшей в полукилометре от нашей деревни Комлыково, где я с мамой и сестрой проводил летние каникулы.
Речка была мелкая, порожистая и не широкая. Только в отдельных местах речки были небольшие «омутинки», где можно было поплавать и половить на удочку уклеек и пескарей.
Там, где были пороги и перекаты, под камнями можно было поохотиться за небольшими раками с помощью вилок, «потихоньку взятых на прокат» из кухонного стола. Во избежание возможной потери этого «оружия», оно крепко привязывалось верёвкой к трусам.
Раки были небольшие, зеленоватого цвета и очень «кусачие».
Можно было ловить их и голыми руками, отвернув камень, под которым они прятались, но уж если рак решил поохотиться на тебя, то без крови поединок не заканчивался.
Баба Шура, у которой мы жили , рассказывала, что до войны речка была полноводнее и в ней водилось очень много раков.
Мужики ловили их на приманки сотнями и возили за 200 километров в Ленинград продавать на Сенной рынок.
Обычно наш же улов состоял из трёх- пяти штук, которых мы держали пару дней в банке с водой, а потом выпускали в пруд у бани « для развода».
Вот с рыбалкой дело обстояло лучше. Здесь героями дня был я и Женя- дачник, мой сосед, поскольку только у нас были настоящие рыболовные крючки, купленные на Барахолке на Обводном.
Леска, конечно, была из хвоста кобылы Русалки, но это не главное.
Главное в рыбалке- крючок!
Поэтому я иногда баловал семью и бабу Шуру рыбным супчиком из плотичек, пескарей и уклеек.
И вот однажды….
…ловил я с ребятами на мелководье пескарей- кто майкой, кто наволочкой, как появился на берегу незнакомый мужчина средних лет.
Минут десять он смотрел, как мы «загоном» ловим пескарей, потом подошёл к нам и говорит:
-« Ребята! Бросайте это пустое занятие. У меня есть бредень и я предлагаю всем троим порыбачить со мной. Половина улова будет ваша!»
Мы, конечно, сразу согласились. Мы же видели, как в глубоких местах «ходит» довольно крупные рыбины, да и вечером плещет хвостами совсем не мелочь.
Время, правда, шло к обеду и пора бы идти домой, но мы решили, что если мы придем немного позже, но с рыбой, мамы нам простят наше непослушание.
Мужик вынул из мешка сеть, привязал к ней две двухметровых палки и получился небольшой бредень- как раз на ширину нашей реки.
Потом он разделся до трусов, а верхнюю одежду свернул в узел и закрепил его на голове.
Я как самый рослый и старший, вместе с мужчиной заходили в реку ниже по течению от омутинки, и мы «вели» бредень против течения, а ребята шли по реке нам навстречу и колотили палками по воде – загоняли рыбу в сеть.
Наша работа была столь успешной, что пройдя по реке вниз по течению два километра, вещь-мешок мужчины был уже полный плотвой, подлещиками и щурятами.
Солнце уже коснулось вершин деревьев- близился вечер, когда мы мокрые, замерзшие, и почти без сил вылезли на берег.
Конечно, наши мамы давно волнуются, придя на реку и не найдя нас там. Предстоял не шуточный разговор с «выводами».
Наше печальное положение мог спасти только наш богатый улов.
И надо было торопиться – ведь до деревни ещё идти около трёх километров с грузом рыбы.
Мы сказали мужчине, что больше не можем идти дальше, и должны вернуться в деревню.
Он, как будто ждал наши слова, сказал:
-« Ну, не можете, и не надо! Да мне уже и хватит, уже рыбу и класть некуда.
Вот вам, ребята, за работу. Порадуйте своих родителей!» ,- и бросает нам, каждому под ноги по две плотвички.
Мы онемели от его слов, смотрим на живых рыбок, шевелящихся в траве у наших ног…
Наконец, я набравшись храбрости, говорю:
-« Вы же обещали половину улова. Поэтому мы так старались…».
-« Что старались,- молодцы! Я же не думал, что в вашем ручье столько рыбы!. Думал штук пятнадцать- двадцать зацепим, максимум.
Вот половину от этого и планировал отдать вам.
А что рыбы много поймали, так это не ваша заслуга, а моего бредня. Без него вы бы вообще ничего не поймали.
Так, что ребята, берите свою рыбу и марш домой!
Мамки ваши, наверно, уже вас ищут».
-« Так не честно!…»,- начал было я.
-«Я сейчас покажу тебе, где сидит твоё «не честно»,- перебивая меня, сказал он с угрозой в голосе, опустив мешок с рыбой на землю.
Мы отбежали от него, оставив в траве наш «улов» и понурив голову, пошли в деревню.
Стыд и обида душили меня. Ведь это я первый вызвался идти с этим прохвостом. Не пошел бы я, не пошли бы и ребята.
Злую шутку сыграл со мной мой авторитет, который я всегда старался держать
«в чистоте».
И что теперь? Как я буду посл этого смотреть ребятам в глаза?
Я не знаю, как у других ребят, но пока мы шли до дома, из моих глаз слёзы текли рекой.
Я их и не вытирал. Они падали на грудь, на мокрую рубашку, прилипшую к застывшему телу. То ли эти горючие слёзы жгли мне грудь, то ли злость и обида от невозможности постоять за правду и справедливость...
Они, эти горькие слёзы обиды, должны были вылиться из меня, чтобы очистить от грязной скверны человеческой несправедливости детскую душу, загаженную подлостью взрослого мерзавца.
Так уходило из нас детство...
О.К. 2023.
Свидетельство о публикации №224112300031