Александр Умяров. Интервью газете Метро

Из интервью газете "МЕТРО"


 - Александр, скажите, художником-карикатуристом легко стать? Для этого надо где-то учиться?

На художника-карикатуриста нигде не учат, только в «университетах» жизни. Некоторые художники даже после Суриковского, «Строгановки» становятся «шрифтовиками». Судьбу не обманешь, и академической техникой рисования, даже виртуозной, совершенства не достичь, талант дается только свыше.

-А много ли в России карикатуристов?

- Международного уровня мало: ведь талант не каждый год появляется на свет божий. Поэтому художников такого класса можно пересчитать по пальцам. И я это делаю с удовольствием и поименно - страна должна знать своих героев. Это - Сергей Тюнин, Гарик Басыров из Москвы, Петр Кулинич из Сочи, Владимир Ненашев из Ставрополя и, конечно, Александр Умяров.

- Вы перечисляете своих талантливых коллег. А какие у вас взаимоотношения с другими художниками?

- Многие карикатуристы, которых я знаю и знал, не выдержали психологических нагрузок и ушли в иллюстраторы. Там спокойнее. Остальные наши коллеги, не в обиду будет сказано, работают на обычном российском уровне, в свободное от основной работы время. Слова или текст в «пузырях» рассчитаны на определенный, не очень взыскательный уровень людей, когда слабый рисунок спасают текстом.

Другое дело, если в рисунке присутствует нетривиальный или даже экстравагантный ход, а слова только усиливают тему. Однако это не значит, что одни художники плохие, а другие - хорошие. У одних - талант с ленцой. У других - тяга (без таланта) к гонорарам.

Ведь не секрет, что начинающие художники, увидев такие «текстовые» рисунки в газетах, воскликнут: «А чем я хуже! Со словами: и я могу!». И начинают обивать пороги редакций. Самое удивительное, что такие «художники» ищут для своих «работ» самые солидные и престижные издания. Не понимая, что нужны годы и годы большого изнурительного труда и, конечно, талант, чтобы достичь высокого мастерства в этом жанре.

Хорошо еще, если на их пути в редакции окажется человек, понимающий толк в этом деле, хотя, ежедневно просматривая большое количество разных газет и журналов, видишь - таких людей осталось очень мало.

А вообще, всех своих коллег - людей добрых и бескорыстных - люблю. Наши рисунки на международных выставках и в газетах встречаются чаще, чем мы сами встречаемся в жизни. А если и бывают такие встречи, то это действительно праздник общения людей, делающих одно большое общее дело.

- А тяжело искать темы для своих рисунков?

- Темы? Да как сказать. Мой жизненный путь на ранней стадии был тернистым. Объездил всю страну. Где только не был: Владивосток, Хабаровск, Магаданская область, Охотск, Тикси, Амдерма, Архангельск, Мурманская область, Прибалтика, Украина, Кавказ. Поэтому знаю проблемы этих регионов и живущих там людей.

За время своих поездок освоил с десяток профессий. Не побоюсь сказать, что жизнь сталкивала меня со многими знаменитостями, и в то же время иногда опускала на «дно» жизни, чтобы лучше познать ее. Так что с таким большим жизненным багажом в темах можно «захлебнуться».

Вот реализация их - другой вопрос. Иной раз быстро выскочит, другой - от боли не знаешь, чем голову обмотать, какие примочки ставить.  Всю энергию истратишь на некоторых «героев», и тогда из сатиры бросаюсь в юмор. Вообще-то настоящий художник-карикатурист должен быть очень развит интеллектуально и разбираться во многих областях.

Все эти знания плюс жизненный опыт и умение предсказывать те или иные события в общественной и политической жизни страны и формируют художника-карикатуриста как личность. И еще: если он бичует человеческие недостатки и слабости, то сам должен быть кристально честным и очень требовательным к себе, как к художнику.

Это очень важно! Нельзя издеваться над своим героем, кем бы он ни был - с родимой меткой или с оттопыренными ушами. Всяк - человек, а люди в большинстве своем существа несовершенные.

Поэтому художнику без добра, улыбки и любви к людям в карикатуре делать нечего. Читателей не обманешь, они должны доверять художнику и тому, что он хотел сказать своим рисунком.

 Российские карикатуристы всегда достойно представляли Россию за рубежом и внесли неоценимый вклад своим искусством в мировую культуру. Скажите, а в России официальными органами как-то были отмечены эти заслуги?

На самых престижных международных конкурсах российские карикатуристы уже в течение многих лет занимают лидирующие позиции. Во всем мире с большим уважением и любовью относятся к нашим художникам, о чем свидетельствуют многочисленные награды и дипломы. И это поднимает еще выше престиж России в глазах мирового сообщества. Но это все за рубежом. 

А в самой России официальные органы как-то не замечают этих заслуг, если уже в течение нескольких десятков лет, начиная с сороковых годов (кроме Кукрыниксов и Б.Ефимова и М. Абрамова), ни один художник-карикатурист не был удостоен вниманием и почетом со стороны Министерства культуры, правительства.

Я уж не говорю о званиях, наградах и премиях на государственном уровне. Но несмотря на это, мы трудимся на российской ниве искусства выживания самозабвенно, лишенные какой-либо поддержки в повседневной творческой жизни. Парадокс.

Во многих странах во время церемонии награждения наших художников, ставших лауреатами, своим вниманием удостаивает премьер-министр, министры, известные деятели искусства, многочисленные гости и почитатели. И получается так, что за рубежом нас ценят и уделяют нам больше внимания, чем в родной стране.

Карикатура - вещь обоюдная, она зачастую опасна для автора больше, чем для персонажа. Может, поэтому наш жанр как бы стоит особняком от других направлений в искусстве, и от этого мы страдаем больше, чем другие художники от своей деятельности.

У карикатуры есть свое «обаяние». Она может притягивать и отталкивать. Это происходит потому, что сквозь саркастический рисунок «просвечивает» лицо автора. По штриху, манере можно сказать о духовном мире художника, добрый он или злой.

Какое оно у художника-карикатуриста Александра Николаевича Умярова, пусть судят поклонники его таланта.


Рецензии