Как Платон описывал генезис государств Ссылка 1

Ссылка:
1. YA.ru Нейро Яндекс  "Платон о смене Идеального государства"

 Платон рассматривал смену идеального государства как процесс постепенной деградации. Ссылка 5 Все возможные типы государственного устройства он представлял в виде «лестницы», где каждая последующая ступень является всё большим отдалением от идеала в сравнении с предыдущей. (Ссылка 3)

Аристократия — это идеальное государство, где власть принадлежит элите — справедливому меньшинству из лучших философов, подготовленных для управления обществом. (Ссылка 3)

 Должен заметить, что переводчики и интерпретаторы произведений Платона несколько упрощают понятия лучших управителей, приписывая им научную квалификацию "знания философии". Очевидно, что Платон подразумевал совсем не то, что мы под этим сейчас понимаем. Он имел ввиду не знание философии, а лучшие человеческие качества - людей свободных от эгоистичных побуждений и наделённых замечательными деловыми качествами. О таких людях в  СССР говорили, что он "настоящий человек" или "настоящий коммунист" (Ссылка 7).

Ссылка:
7.  «Повесть о настоящем человеке» — повесть советского писателя Бориса Полевого, написанная в 1946 году.

Тимократия — это первая ступень разложения идеального государства. Из-за недостатка «разумных душ» власть переходит к сословию стражей. Всё государство становится военным, сила, смелость, военная смекалка становятся наиболее ценными навыками, определяющими положение человека в обществе. (Ссылка 3)

Олигархия складывается в результате дальнейшего падения общества. Частная собственность разлагает стражей, и вскоре мерилом власти становится одно лишь богатство. Государство по сути делится на два — государство богачей и бедняков, которые живут отдельно друг от друга фактически в разных мирах. (Ссылка 3)

Демократия — это ещё менее совершенная, и справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства. Демократия — это равноправие всех имущих мужчин, при котором не имеют значения их личные качества. (Ссылка 5)

Тирания — самая несовершенная и несправедливая власть одного человека. (Ссылка 5)

Платон верил, что его идеальное государство можно воплотить в реальность двумя способами: (Ссылка 2)

Среди потомков царей случайно могут оказаться философские натуры, которые будут править по справедливости, а граждане начнут охотно выполнять их установления и законы. (Ссылка 2)
Придя к власти, философы вышлют из государства всех старше десяти лет, а остальных воспитают на свой лад. (Ссылка 2)

Всем совершенно очевидно, что оторванное высказывание о "высылке всех старше десяти лет..." - совершенно нелепо. Всех выслать даже гипотетически невозможно. Имеется в виду высылка семей, активно противостоящих новому государству. Подобная выборочная высылка отдельных деятелей осуществлялась в Афинах и носила название "Остракизм".

Ссылки:
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Государство_(Платон)
3. https://spravochnick.ru/ Справочник Автор24
Статьи от экспертов Философия Учение Платона об идеальном государстве
2. https://vk.com/wall-110252954_29746 ВКонтакте Society «ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО» ПЛАТОНА 21 июн 2020
1 добавление. Генезис государственности – это процесс возникновения и развития государственных образований. Он описывает исторические предпосылки, факторы и этапы формирования государственности. Википедия

Платон (годы жизни от 420-е до н.э. до 347 до н.э. ) описал виды государственного устройства для своего времени (примерно от 399 до н.э. до 347 до н.э. Напоминаю, что время до нашей эры отчитывается от большего к меньшему. Для Платона это примерно 52 года) и ряда государств Средиземноморья, которые он хорошо изучил в своих путешествиях. Он дал им нравственную оценку и предположил государственный генезис (описал логичную гипотезу об их социологических причинах возникновении и смене). Так как он исходил от динамики общих свойств людей (смене естественных приоритетов их потребностей и устремлений) то, я считаю его гипотезу предположительным  Всемирным Законом естественной смены государственного устройства развитых государств Земли.

Об естественной динамике личностных свойств больших групп людей, что приводит к социологическим изменениям государственной политики развитых современных государств (и в частности их лидеров) описал американский учёный Клер Уильям Грейвз (Ссылка 6),  (англ. Clare William Graves) (21 декабря 1914 — 3 января 1986) — американский психолог, доктор психологии (1945), профессор (1956). Является основоположником теории уровней развития человеческих биопсихосоциальных систем.

На основании исследования поведения и мотивов БОЛЕЕ ЧЕМ 50 ТЫС. ЧЕЛОВЕК он пришел к заключению, что любая живая система (человек, общество, компания или страна) проходит примерно одни и те же уровни развития. Эта теория эмерджентных циклических уровней существования (The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory, ECLET), согласно Грейвзу дает важные ключи к пониманию жизненных целей и приоритетов каждого человека на протяжении его жизни, объясняет ради чего человек живет.

Более того, эти исследования приводят к пониманию целей не только конкретного человека, но и огромных, сходных по уровню развития, групп людей (в том числе избирателей демократических государств, государственных чиновников, армейских и полицейских подразделений, фермеров, рабочих, пенсионеров...).

Это исследование разных типов человеческого мышления Грейвз обосновал на предпосылках всем известной пирамиды потребностей Маслоу. Грейвз проводил исследование и наблюдал, какие факторы (ценностные, культурные и психологические) влияют на развитие человека помимо удовлетворения его биологических потребностей.

Таким образом, гипотетический закон Платона через 2327 лет нашёл экспериментальное подтверждение работами профессора Грейвза.

Ссылка:
6. Спиральная динамика Грейвза: пути развития человека (сайт - 4brain)

Разрешите напомнить Вам, дорогой читатель, что об этой связи Платона и Грейвза я упомянул в своём верлибре "Настанет час, я к Богу отойду 1. Закон Платона" 01.02.2019.

Всего хорошего.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Евгений.
Платон, безусловно, был гениальным философом.
Но он полностью оправдывал своё прозвище: Платон - Широкий.
Он был "очень широким" человеком.
Государство в его представлении - это Механизм.
Механизм очень сложный, но его можно конструировать, улучшать...
Есть другое представление: Государство - это Организм
И наверное организм непредсказуемый...

Андрей Иванович Ляпчев   24.11.2024 14:19     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей Иванович. Спасибо за отклик и своё мнение об этом вопросе. Конечно, трактовка государства как живой Организм более похожа на истину, так как само государство - это создание и отражение свойств всех его жителей. Думаю, что и Платон это понимал, так как выводил свойства (тип государства) от свойств управляющей группы этого государства. Думаю, что переход от олигархии к демократии для древних обществ, который предсказывал Платон, мог произойти только через народную революцию, то есть через насильственную смену власти.

Однако, поведение и состояние любого Организма сейчас не только может быть определено, но и изменено. То есть сейчас "государство - организм предсказуемый". Другое дело, что управление страной - дело не шуточное. Это было во времена Дмитрия Донского, а тем более в наше неспокойное время... Такие люди, как те что определил Борис Полевой - "настоящие", должны стоять у руля.

Евгений Радомысельский   24.11.2024 15:54   Заявить о нарушении
Вопрос о предсказуемости - очень сложный...
Вот уже третий год идёт война, а скажи мне кто накануне начала - никогда бы не поверил... А то, что это на годы затянется - мне сразу было понятно, как только узнал о начале... А многие тогда верили, что очень быстро закончится...

Андрей Иванович Ляпчев   24.11.2024 16:22   Заявить о нарушении