Время как инструмент и как Абсолют
Время как инструмент — это часы. Часы измеряют продолжительность временных интервалов и длительность некоторых процессов. Часы могут порой то спешить, то отставать.
Время как Абсолют — это некие абстрактные абсолютные часы, тикающие одновременно с одной и той же скоростью во всей Вселенной. Абсолютное время протекает равномерно и иначе называется длительностью. Движение материальных тел может ускоряться или замедляться, а ход абсолютного времени всегда и при всех обстоятельствах остаётся неизменным. Таково было абсолютное, истинное математическое время Ньютона. В его понимании, время, наряду с пространством, составляет как бы вместилище самих себя и всего существующего:
«Во времени всё располагается в смысле порядка последовательности, в пространстве — в смысле порядка положения».
Иными словами, пространство и время есть сцена мироздания, а мы, люди-человеки, являемся актёрами на этой сцене.
Наряду с абсолютным временем у Ньютона было и относительное, кажущееся или обыденное время, которое постигается органами чувств не абстрактно, а конкретно, эмпирически. Это мера продолжительности какого-либо события или процесса, употребляемая в обыденной жизни вместо абсолютного математического времени: час, день, месяц, год и т.д.
Спустя 2 с лишним столетия пришёл Эйнштейн и выкинул абсолютное время Ньютона на свалку истории. В теории относительности осталось только относительное время Ньютона (уж извините за тавтологию). Время осталось только инструментом — часовым механизмом — на руке обывателя или в руках учёного. Этот вполне конкретный, а не абстрактный инструмент уже не тикал одновременно во всей Вселенной. В теории относительности это нарушение ньютоновский одновременности событий называется «относительность одновременности». Якобы при движении с околосветовыми скоростями время начинает замедляться. Заметьте: не часы отставать, а время замедляться. Один из самых распространённых терминов теории относительности — «замедление времени».
Теория относительности насчитывает аж три вида так называемого «замедления времени»: кинематическое, космологическое и гравитационное.
Согласно специальной теории относительности (СТО), кинематическое «замедление времени» наблюдается при больших скоростях, сравнимых со скоростью света.
Космологическое замедление времени связано с расширением Вселенной и соответственным удлинением всех волн, преодолевающих растягивающееся пространство.
Наконец, гравитационное замедление времени связано с отставанием хода часов в гравитационном поле.
В теории относительности с её излюбленными «мысленными экспериментами» время нежданно-негаданно претерпело серию превращений. Вроде бы абстрактное математическое время Ньютона, бывшее Абсолютом с равномерным ходом во всей Вселенной, стараниями Эйнштейна приказало долго жить.
Однако взамен него пришло не менее абстрактное релятивистское понятие «замедление времени». Как оказалось, в СТО под этим абстрактным понятием имеется в виду вполне конкретное отставание движущихся с околосветовой скоростью часов относительно неподвижных. Вспомним Эйнштейна, который утверждал, что время — это то, что показывают часы. Зачем тогда наводить тень на плетень и плодить новые сущности сверх необходимого? А ну-ка мы полоснём мы по «замедлению времени» бритвой Оккама!
Человек, далёкой от релятивистской казуистики, сразу бы обратил внимание на то, что, во-первых, это отставание часов друг от друга только кажущееся. Вспомним самое короткое изложение сути специальной теории относительности, написанное в шутку самим автором релятивизма на склоне лет:
«Когда сидишь рядом с хорошенькой девушкой, то час кажется минутой,
а когда сидишь на раскалённой плите, то минута кажется часом».
Как говорится, в каждой шутке есть... доля шутки… Часы в СТО проделывают точно такие же шутки, когда минута на движущихся с околосветовой скоростью часах (в смысле инструмента) некоему покоящемуся относительно них наблюдателю кажется часом (в смысле длительности). «Лично мне так КААТСЯ», как говорил великий советский сатирик Аркадий Райкин.
Специальную теорию относительности (СТО) следовало бы назвать кажущейся теорией относительности (КТО), поскольку так называемое «замедление времени» в ней — только кажущееся. А именно на замедлении времени и базируются весь математический аппарат СТО, который молодой Эйнштейн «срелятивиздил» в своё время у старика Лоренца. (Было ваше — стало наше! Всё в мире относительно!)
Но, по сути дела, речь идёт не об описании реальных физических процессов, а о математических уравнениях, которые базируются на оптических эффектах «замедления времени», то есть КАЖУЩЕМСЯ отставании одних часов относительно других.
во-вторых, это КАЖУЩЕЕСЯ отставание одних часов от других в различных инерциальных системах отсчёта вполне симметрично и взаимообратимо.
Дело в том, что для инерциальных систем отсчёта, на которые и рассчитана СТО, понятия движения и покоя равнозначны и относительны. Вот где настоящий принцип относительности! Вот где собака порылась!
Можно считать, что условная ракета или фантастический Звездолёт Аннигиляционный Релятивистский Ядерный (сокращённо ЗАРЯ) удаляется с околосветовой скоростью относительно покоящейся Земли, а можно, наоборот, считать, что ЗАРЯ покоится, а Земля удаляется от неё с околосветовой скоростью.
Никакое время нигде не замедляется, просто покоящемуся относительно звездолёта ЗАРЯ наблюдателю на Земле кажется, что часы у «отроков во Вселенной», летящих на этом звездолёте, идут медленней. В свою очередь, отрокам-космонавтам кажется, что часы отстают у землян. Вот и всё высосанное из пальца «кинематическое замедление времени». Оно неразрывно связано с конечной скоростью распространения света, который несёт в себе информационный модулированный сигнал о показаниях часов.
Но релятивисты посмотрели на это равенство инерциального движения и покоя сквозь пальцы и давай выдумывать свои заменимые научно-фантастические сказки-рассказки про парадоксы часов, или братьев-близнецов, одного из которых не взяли в космонавты (то ли здоровьем не вышел, то ли по семейным обстоятельствам). Якобы близнец-космонавт остаётся вечно молодым по сравнению со своим земным собратом, который стареет с той же скоростью, как и все остальные земляне. Вот они, релятивистские «молодильные яблоки»! Не расстанусь со звездолётом, буду вечно молодым!
Релятивистские сказочники и слышать не хотят, что в практике относительности не по Эйнштейну и не по Ланжевену этот брат-близнец, наряду со многими миллиардами его земных братьев и сестер, тоже является в некотором роде космонавтом.
Его космический корабль — планета Земля. Мало того, что наш земной космический корабль несётся со скоростью 30 км/сек по круговой орбите вокруг Солнца. Относительно других космических объектов Земля может нестись и со скоростью, близкой к скорости света. Стоит только выбрать соответствующую систему отсчёта, чем так любят заниматься релятивисты.
Ежели брат-космонавт на ракете стартанул с Земли и набрал скорость, близкую к скорости света, перейдя в режим полёта по инерции, то, согласно практике относительности, можно считать, что как раз он покоится, а его земной брат-близнец наряду с миллиардами других космонавтов-землям несётся относительно него со скоростью, близкой к скорости света. (Ребя, запускаем ракету со скоростью, близкой к скорости света, и остаёмся вечно молодыми! Относительно её релятивистских часов… Да здравствуют релятивистские молодильные яблоки!)
Если эйнштейновские шуточки отбросить в сторону, то окажется, что всё пресловутое «замедление времени» существует исключительно на уровне мысленных экспериментов, слов, ставших мемами, уравнений, ставших догмами, высосанных из пальца парадоксов и вытекающей из них широко растиражированной научной фантастики. По сути же абстрактный временной абсолют Ньютона был заменён на вполне конкретный инструмент в виде часов, с которым и начали проводить хитрые математические манипуляции релятивисты.
Дальше — больше. Время из Абсолюта Ньютона стараниями Эйнштейна превратилось в жалкую иллюзию:
«Для нас, убеждённых физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим — не более, чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая», — писал Альберт Эйнштейн своему близкому другу Мишелю Бессо незадолго до смерти. Оба умерли в 1955 году с разницей в один месяц и 3 дня. (R.I.P!)
Мало того! Абсолют Ньютона, шествовавший важно, в спокойствии чинном по всей Вселенной, в теории относительности стал жалким суетливым подкаблучником пространства в брачном союзе пространственно-временного континуума. Сей брачный союз провозгласил в 1907 году, через 2 года после написания «К электродинамике движущихся тел», бывший преподаватель по математике нерадивого студента Эйнштейна Герман Минковский:
«Отныне пространство само по себе и время само по себе должны обратиться в фикции, и лишь некоторый вид соединения обоих должен ещё сохранить самостоятельность».
Совет да любовь!
Позже этот брачный союз стал якобы прогибаться под воздействием масс, указывая им, куда им надо следовать. Следовали они на 3 буквы. Эти руководящие и направляющие буквы звучат так: ОТО (Общая теория относительности).
Эти 3 буквы при желании можно развернуть в 12 слов:
«пространство-время говорит материи, как двигаться; материя говорит пространству-времени, как изгибаться».
Да, высокие, высокие отношения! Учитесь, братья и сестры, говорить не по-детски, не на языке трёхэтажного мата, а на языке материи и континуума!
Релятивисты стали считать время четвёртым измерением пространства, которое способно замедляться вплоть до полной остановки то при околосветовых скоростях, то в сильном гравитационном поле. Ну, а раз время является четвёртым измерением пространства, то и мерить его отныне надо в метрах и километрах. Долой секунды и секундомеры! Даёшь метры и дальномеры!
Но в конце XIX – начале XX веков Макс Планк предложил систему элементарных, а к тому же фундаментальных единиц, среди которых есть и планковское время. Оно не отсчитывается часами, как обычное бытовое время, а рассчитывается по формуле, в которой участвуют исключительно фундаментальные постоянные: приведённая постоянная Планка (она же — постоянная Дирака), гравитационная постоянная и постоянная скорости света в вакууме.
Величина эта очень маленькая. Она равна примерно 5,4•10^-44 секунды. Меньше неё никаких временных интервалов в реальном физическом мире быть не может в принципе. В одной секунде насчитывается примерно 1,85•10^43, или 18,5 миллионов триллионов триллионов триллионов элементарных планковских мигов между прошлым и будущим. Для сравнения: всё время жизни нашей Вселенной, по современным научным представлениям, равно всего-навсего примерно 4,5•10^17 секунд, или 13,8 млрд лет. Количество элементарных мигов времени в одной секунде примерно в 41 триллион триллионов раз больше, чем количество секунд за всё время жизни Вселенной.
Планковское время в некотором смысле вновь становится Абсолютом. В каком же именно смысле? Если оно является производным от трёх фундаментальных констант, то и само оно служит некой фундаментальной константой. Это значит, что оно является некой постоянной величиной, физическим Абсолютом, подобно тому как скорость света в вакууме, гравитационная постоянная и постоянная Планка, из которых оно и выводится, всегда и во всех условиях остаются неизменными.
Если каждый промежуток времени — секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год, столетие, век, тысячелетие и т.д. — состоит из элементарных планковских длин, этих временных Абсолютов, то и само время вновь обретает почётное звание Абсолюта, как и во времена Ньютона. Это означает, что оно не может ни замедляться, ни ускоряться, тикая одновременно во всей Вселенной.
Тут самое время задуматься о квантах времени, как и Планк в своё время задумался о квантах энергии. Именно Макс Планк и заложил основы квантовой механики в 1900-м, разрешив так называемую «ультрафиолетовую катастрофу» при помощи квантовой теории излучения, в которой фигурировали дискретные кванты энергии. Самому Планку эта теория поначалу казалась научным курьёзом, типа, понарошку, не взаправду. Однако из искры научного курьёза на изломе веков спустя четверть века возгорелось пламя научной революции ХХ века, которой в следующем году исполнится уже 100 лет.
Глядишь, найдётся какой-нибудь чудак, который всё сделает не так, задумается над квантами времени, а через четверть века — бац! Новая научная революция! Да, как поётся в песне, «есть у революции начало, нет у революции конца»! Да здравствует новая научная революция!
Предложение следует: http://proza.ru/2024/11/28/790
23 ноября 2024 года
Свидетельство о публикации №224112300618
Некогда Вселенная жила.
Мудрецов и гениев не знала.
И вполне довольною была.
Владимир Андреевич 03.12.2024 14:19 Заявить о нарушении