Глава-5. Крым. Севастополь

           http://proza.ru/2024/11/07/247

           5.1. Константиновское реальное училище


           Официальная дата основания Севастополя – 1783-й год. Но история этого славного города начинается много раньше. Он возник на том историческом месте, где когда-то высились стены древнего Херсонеса. При этом археологи доказали, что человек здесь жил и раньше – несколько десятков тысяч лет назад.

           Севастополь – красивый город, зелёный. Набережные, море, моряки, корабли… Всё нравилось, и Ника даже успокоился, что ему здесь придётся оставаться одному, так как мама уедет домой в Мелитополь.

           Училище располагалось по адресу: улица Чесменская 73. Оно начало свою работу в 1875 году. В 1876 году Александр II свои указом присваивает учебному заведению наименование «Константиновское» в честь своего младшего брата великого князя Константина Николаевича, руководившего тогда морским министерством. Собственное здание у училища появляется в 1877 году.

           В училище изучали закон божий, иностранные языки, «естественную историю», географию, алгебру, геометрию, тригонометрию, физику, химию, механику, черчение, рисование, моделирование, землемерие, строительное искусство, счетоводство, технологию, занимались гимнастикой. Все учащиеся ходили на исповедь. Кто уклонялся, тому сбавляли бал за поведение. Сбавляли, но за образование боролись. Количество учащихся в 1913 году равнялось пятистам семи человекам.

          Побродив, немного возле бухты, двинулись по указанному адресу.

          – Ой, какой дом училища! Мама, смотри, крепость! Такие большие кирпичи, прямо из какого-то могучего камня выточенные!

          – Понравилось, ну и хорошо, сынок! Я сейчас переговорю с директором, у нас к нему письмо от начальника вокзала. А вот и он.

          – Константин Осипович, здравствуйте! У нас к вам письмо.

          – Заходите в кабинет, пожалуйста! Так что у вас?

          – Мы из Мелитополя с письмом к вам. Вот сына привезла на учёбу.

Константин Осипович Милашевич. Этот человек получил блестящее образование в МГУ, вел активную научную работу, продвигался по карьерной лестнице, занимался исследованием и изучением моллюсков как окаменевших, так и живых. И у него была прекрасная научная перспектива, но что-то пошло не так, и он сначала отправляется жить в Мелитополь, где занял место директора Мелитопольского реального училища, а потом и в Севастополь.

           – О! Мелитополь, моя родина! Я там родился и вырос, оттуда и приехал в Севастополь директором данного училища! Так, давайте вот что мы сделаем, вы не беспокойтесь, езжайте домой, а мы с Никой тут сами разберёмся!

           Потянулись месяцы и годы в училище. Ника учился блестяще! Учителя порой выводили ему за учёбу шестёрки, выставляя оценки золотыми чернилами, показывая свой восторг его знаниями, хотя таких оценок в программе не было.

           Будь то линейка или праздничные мероприятия в актовом зале училища, Ника с гордостью выходил на вручение ценных подарков за учёбу. Вот и сейчас прозвучала его фамилия, и Константин Осипович, вручая огромную Библию в золотом переплёте, проговорил:

           – Ну, что, земляк, молодец, горжусь Вами! – Ко всем ученикам предлагалось обращаться в училище на «Вы», что имело важное воспитательное значение, так как не обезличивало ребенка, а с ранних лет внушало ему понятие о человеческом достоинстве. – Не срамите мои седины и наш родной город Мелитополь! Учитесь, смотрите: вон наш выпускник Борис Луцкой каких добился успехов!

           Борис Григорьевич Луцкой родился в 1865 году под городом Бердянском Таврической губернии. Учился в Константиновском реальном училище в Севастополе, которое успешно окончил в 1882-м.

           Двадцати пяти лет от роду Луцкой – главный инженер в крупнейшем в Германии «Нюрнберг Машиненбау», сегодня эта известная фирма «МАН». Именно он расположит цилиндры не горизонтально, а вертикально, а коленвал – внизу, под ним. В гонке интеллектов Луцкой затмит самого Даймлера, создав в 1895 году двигатель почти в два раза мощнее! На первой автомобильной выставке в Берлине были представлены три автомобиля Луцкого!

           Самые мощные в мире судовые двигатели – до шести тысяч лошадиных сил, самый большой самолет с фантастической для тех лет мощностью каждого из двух двигателей – 60 лошадиных сил, и другой самолет – самый быстрый в мире, на котором немецкий летчик Хирт в 1912 году установил рекорд скорости – 160 километров в час, – это всё конструкции Бориса Луцкого.

           Продолжение следует. http://proza.ru/2024/11/28/575
           Книга опубликована в Литресе.


Рецензии